Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Сорокин

Владимир Сорокин: Между

«Две опасности не перестают угрожать миру — порядок и беспорядок», — проницательно подметил Поль Валери

Иллюстрация: Алексей Курбатов
Иллюстрация: Алексей Курбатов
+T -
Поделиться:

Эти две опасности, два крайних состояния мира материализуются в моем представлении в виде двух громадных волн — ревущей цунами, крушащей все на своем пути, и молчаливо-неподвижной бетонной стены, отделяющей государство Порядка от остального мира.

С цунами и хаосом все более-менее ясно: энтропия лишает человека бытовой и экзистенциальной опоры, вызывая у него панику и фрустрацию. Хаос в чистом виде любят очень немногие. Хоть Бродский и написал «Ихь либе жизнь и обожаю хаос», сам он, однако, предпочитал комфортный и упорядоченно-предсказуемый стиль жизни. Хаос богемной жизни предполагает опору в творчестве. Модильяни, Верлен, Бодлер, Есенин, Паунд, Зверев, Губанов отдавались хаосу в промежутках между творческими актами, требующими соблюдения четкой иерархии ценностей, мастерства и абсолютного Порядка. Следовательно, чистыми жрецами Хаоса они уже не были.

Чистого жреца хаоса я наблюдал однажды в берлинском метро: в вагон вошел бомж в грязной и зассанной одежде с огромным, многокилограммовым колтуном искусственного происхождения на голове. Это был настоящий киник с сумой, с почти черным немытым лицом и огромными нестриженными ногтями. Про другого киника (или анахорета?) я смотрел репортаж по американскому телевидению: у себя в комнате он обустроил настоящую пещеру, сооружая ее из всевозможных обломков цивилизации и собственного кала. Пещера, судя по всему, получилась крепкой: полиция в противогазах долго вытягивала воющего американского Диогена из его укрывища.

Другая крайность — Абсолютный Порядок — после века великих утопий и насильственного коллективизма у нас ассоциируется с тоталитарным государством. Безусловно, Северная Корея, последний оплот рафинированного тоталитаризма, где государство регулирует даже допустимую длину волос и форму причесок у граждан, является ярким примером. Но вовсе не обязательно огораживать людей бетонной стеной и запугивать изменой родине, чтобы идея Абсолютного Порядка пробудилась в их головах. Северная Корея может запросто возникнуть в сознании каждого из нас.

В начале девяностых я побывал в квартире одинокого человека, помешанного на Порядке. Причем во всем другом он был абсолютно нормальным, вполне обеспеченным москвичом. Его идеально чистая, упорядоченная квартира и непрерывные манипуляции по поддержанию в ней порядка произвели на меня столь сильное впечатление, что подобный персонаж появился в сценарии «4», по которому Илья Хржановский снял одноименный фильм. Этот жрец Порядка с горькой усмешкой поведал мне, о том, как его хорошо знакомый сосед пришел к нему подзанять денег.

— Знает ведь, что у меня все доллары разложены по их номерам, я ж ему сто раз рассказывал. Отдаст-то он другие, ясное дело! Но имеет наглость просить!

Когда-то я дружил с девушкой, обожающей прямые линии и углы. У нее дома тоже все было в порядке, но связано это было не с чистотой, а с идеей неизменного места вещи. Места вещи изменить нельзя! Ибо каждой вещи должно строго соответствовать ее место. Многочисленные книги на ее столе (она была филологом) лежали идеальнейшими стопками.

— Это моя шизофрения... — с улыбкой бормотала она, поправляя стопки, когда что-то слегка нарушалось.

Любимым моим развлечением было слегка сдвигать все эти стопки, когда она шла готовить кофе или мылась в душе. Возвращение и созерцание сдвинутого со своего места мира вызывало у нее панику, всплескивание руками, возгласы «Какой ужас! Что ты наделал?!»

И она тут же все исправляла, возвращая сдвинутый мир на место. Гуляя по городу, она часто обращала внимание на «ужасную кирпичную кладку» или на «кривые дома», которые мне казались вполне нормальными.

На первый взгляд воплощения Порядка безопасней воплощенного Хаоса: разложенные по номерам доллары не так противны, как пещера из говна. Но это только на первый взгляд. От ровных стопочек и протертых спиртом подошв побежишь в ту самую пещеру...

В общем, каждый сам себе выбирает промежуток между мутной волной Хаоса и бетонной стеной Порядка.

Временами жуток этот промежуток.

Комментировать Всего 40 комментариев
чудесный text

Говорят, что паранойа порядка присуща нациям с хоасом внутри, а паранойа чистоты – нациям со schmutzigen Gedanken. В творчестве это тоже особый дар: умение "заканчивать" вещь. Некстати: Владимир, Вы получили Рок Впервые в IHT по–английски?

То есть - чем больше Хаоса и Священной Грязи внутри, тем труднее текст закончить? 

Прекрасный пост. Не знаю что лучше. Это как сравнить анорексика с безобразно толстым. Но лично меня более отталкивает педантичность, чем разгильдяйство.

Действительно отлично написано - Спасибо!

Правильные мысли означают верные устремления. Подготовленный, натренированный в подходящих условиях разум способен решать задачи зачастую весьма непростые, нетривиальные. Вместе с тем, один - это ничто, ноль. Лишь коллектив может и должен давать индивиду цели, а в случае необходимости подсказывать способы их достижения, направлять, помогать не оступиться, не сойти с проторенной многими поколениями наших предков дороги.

Когда говоришь "я могу!", это всегда неверно. "Мы можем!" - вот что обоснованно, вот что имеет вполне достаточное содержание. "Один в поле не воин" - даже старинная русская народная поговорка гласит так. И с этим трудно не согласиться.. Ведь когда воин один, да ещё и в поле, то с кем ему воевать? А если человеку не с кем воевать, то воин ли он вообще?..

Здесь возникает масса и других мировоззренческих, глубоких вопросов. Например: в каком состоянии находится современная российская армия, боеспособна ли она? Почему снаряды часто вылетают, но почти никогда не влетают? Стоит ли ждать продолжения "Звёздных войн"? Когда будет разгадана загадка Ктулху? Зачем воробьи слушают радио? Отчего сисоло потненько? В конце концов, правда ли, что мясные машины?

Короче говоря, всякому здравомыслящему гражданину должно быть в настоящее время очевидно, что без технологии прорубоно нам не обойтись. Только 62А7ВЩ-43, по-правильному!.. И никак иначе.

спасибо за как всегда замечательный рассказ.выберать между двумя ужасами очень трудно, но особенно печально , что и промежуток тоже часто жуток.

Сергей, да что же это у Вас - "ужас", "жутко" и "печально" все? Мир полон крайностей (нищета-богатство, красота-уродство, любовь-ненависть, чистота-грязь, правда-ложь и тд) так зачем же между ними выбирать? Они сами Вас выберут :) 

прочитав последнюю фразу рассказа, мне показалось,что прелестные описания стопок книг и пещеры бомжа-фон к размышлению о промежутке между Порядком и Хаосом.все то,  что Вы перечисляете ,конечно,то же имеется.

Клаааааа...сно....примите мои комплименты, Ирина...Добавить нечего...кроме пожалуй того, что Ваш текст должны были-бы говорить сергеи и наоборот.....так мне казалось...мир перевернулся...

Александр, мир периодчески переворачивается. Главное, вовремя отойти и принять позицию наблюдающего, нет?

Да, мне кажется - да....Только на нашем (моем) веку период переворачивания уменьшился, а отходить не удавалось. Ноя искренне рад, что есть другие люди, да еще и очень симпатичные....

Спасибо, Владимир - очень интересный текст.

Мы как то обсуждали это с моей подругой. У меня достаточно хаотичная квартира - порядок, но много вещей, бумажек, с которыми я с трудом расстаюсь, вечно забываю что где лежит. У нее идеально - каждая вещь знает свое место и все организовано до абсолюта. И интересно, что я завидую ей, потому что хочется такого порядка (но совсем нет сил его поддерживать), а она - мне (потому что поддержание такой организации это действительно адская душевная мука.

Маша, это зависть по принципу: хорошо там, где нас нет. У меня в 80-е был приятель художник, устроивший из своей квартиры проходной двор и мастерскую одновременно. Однажды он даже кровать вынес в общий коридор, а спал на полу. Это был предел безбытности. Я тоже ему завидовал. Но я бы ни строчки не написал в таких условиях.

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

На пыльных маминых тропинках...

История вполне понятная: Хичкок про это снял "Psycho". В этом случае пыльные тропинки вовсе не результат потери маминого контроля, а  показательная месть авторитарной мамочке. Слезы в глазах тоже показательны: смотри мама, каким плохим мальчиком я стал без тебя.

Это не месть, а обычное противодействие в поисках самоопределения. Чем больше сила действия (деспотия матери) - тем более сильной должен быть протест (хаос сына). Иначе кончится тем же, что и у Хичкока в "Психо"

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Татьяна, Хаос и Порядок - онтологические понятия, они формируют нас и нашу среду обитания.  Мы обречены на прохождение сквозь них, как Уллис между Сциллой и Харибдой и каждый отклоняется в ту или иную сторону. Что же касается максим "человек - мусор" и "человек - социальное животное", то каждый сам решает кем ему стать. "Человек - бесконечно пластичное существо, из него можно вылепить что угодно", - совершенно точно заметил Ортега-И-Гассет. Можно стать мусором, можно - социальным животным. Труднее остаться человеком.

А есть технология как вылепить из человека то, что угодно? Меня интересует чисто практический аспект. А то как-то жутковато жить в промежутке.

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Да, да. Наши граждане, держащие в уме "Хаос" уже, понимаешь, стали заговаривать о беспорядках...

P.S. Логично. Чтобы человеку выбрать между мусором и человеком, надобно ему сперва стать человеком. А это охххххххх как не просто...

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Я был знаком с одним таким фанатиком абсолютного порядка, но у него было феноменально грязно в доме, были длинные ногти и чудовищно нестриженные и немытые волосы. Он был очень талантливый математик и фанатик порядка. Мне он пытался все это объяснить так: идеально правильно вымыть невозможно, потому что, как только вы проведете тряпкой по полу и выжмете воду в таз, то следующую порцию пола вы будете мыть уже грязной водой. То же - про ногти, то же - про волосы. Мои друзья просили меня с ним не спорить, объясняя мне, что он больной, что у него аутизм и так далее. Что ему перечить нельзя. Это вредно для его душевного здоровья. Но, когда я приходил к нему один, то я говорил ему все то, что думаю. Я говорил ему, что все его аргументы - bullshit, что все его попытки перевести разговор на рельсы чистой логики - чушь. Что он живет, как животное. Он требовал аргументов. Я говорил ему: "Посмотри в зеркало." Потом мне запретили к нему ходить. Однажды я встретил его на улице. Он был чист, пострижен, в новом пальто, обмотанный элегантным шарфом. Мы с ним поболтали. Красивый молодой человек. Очень красивый. 

Потом он умер.

Как Бастинда. От воды и чистоты. И вы, Степан, его на это толкали...

Я об этом и написал ...

офф

Владимир, оставьте, пожалуйста, свой контакт, есть к Вам вопрос.

Лилия Скопинцева Комментарий удален

Лилия, интервью все растаяли вместе со снегом...нет ни одного в кармане...

зато вместо снега появились подснежники...

Да, подснежники: трупы с томиками Достоевского за пазухой...

(насчет интимного)

а как Вам этот текст?))

http://www.snob.ru/profile/blog/7286/11414

Самое страшное, Володя, на мой вкус - полухаос-полупорядок. Ну, например, неправильное расписание поездов: волк хаоса в овечей шкуре порядка. Или советский закон, который обещал порядок, но не давал его.  На хаос можно положиться, как и на порядок: знаешь, чего ждать. Но страшна наша жизнь, когда одно выдает себя за другое. У меня был тесть полуанархист. Он всегда все делала наполовину. Покрасил полкомнаты, полузасалил рыбу, полупроявил пленку, починил одни ботинок. Он умер от дибета: ему отерзали  одну ногу.

Саша, неправильное расписание поездов - это просто воплощенный Хаос!  Но бывает, когда Порядок выдает себя за Хаос. Например, художник Илья Кабаков.

По мне, Володя, самое страшное, когда хаос выдает себя за порядок. Я, скажем, лечу Аэрофлотом из НЙ в Москву. Но солнце оказывается не с той стороны, и я догадываюсь, что мы летим на Запад вместо Востока. Оказывается,  Аэрофлот решил подобрать пассажиров в Чикаго, потому что нас ему было мало. Естестественно, всё расписание в Москве рухнуло: люди зря ждали. Если бы я не полагался на расписание, приняв хаос как должное, то ине стал бы строить планы и никого бы не обидел. Это не значит, что я не ценю хаоса в литературе, включая тот, с которым работает Вы. Создать хаососферу - зону непредсказуемости - трудная и важная задача в современном искусстве. Главное - не смешивать его, искусства, с жизнью, потому что, как Вы однажды сказали, "буквам не больно".

Саша, но мне кажется, опыт проживания в СССР и в России дает некий иммунитет от хаоса, выдающего себя за порядок. Или Вы в Америке его уже потеряли?

Я, Володя,  его вытеснил в эстетическую сферу, поэтому, например, люблю Беккета, великого портретиста хаоса. Но жизнь мне хаос отравляет и в Америке. Взять хотя бы компьютеры, или нашего дворника, или налоги, или политику (значительное число американцев считают Обаму антихристом, другие  не верят, что он родился в США). Тут пустяков не бывает.  Для меня впустить хаос в душу значит опаздать в гости к обеду.

А дворник с черными усами стоит всю ночь под воротами...

Дворники могут напустить хаосу, о да! Такого, что волосы встанут дыбом.

Я убедился, что дворник не зависит от режима, но любой режим зависит от дворника.

Жрецы Хаоса и страж Порядка

Саша, помните у Пригова:

Вот придет водопроводчик и испортит унитаз,

Газовщик отключит газ, электичество - электрик.

Разведет пожар пожарник, подлость сделает курьер.

Но придет милицанер, скажет всем:

- Не баловаться!

Мне больше нравится его гражданские стихи:

"Чем больше родину мы любим, тем меньше нравимся мы ей".

Предлагаю ввести в употребление два понятия, разделяющие напополам общеизвестный термин "ноосфера". Первый - это "космосфера". В отличие от уже имеющегося экологического его значения, социально-философское следует определить как упорядоченную, "правильную" часть ноосферы. Второй - это "хаосфера" как неупорядоченная, "неправильная" часть ноосферы.

Далее, мы видим, что есть как индивиды, так и социальные общности, вплоть до отдельных наций, принадлежащие преимущественно к первой либо второй из указанных частей ноосферы. А также есть нации, колышащиеся и одновременно обосновавшиеся ровно по центру. На яркий пример - русские.

Девушке нельзя в Амстердам...