«Наша новая школа» — увлекательное чтение. Страшно прогрессивный документ, учитывая школьную реальность, которая мало изменилась за последние сто лет. Вместо знаний — компетенции, вместо монотонной зубрежки — поддержка творческой инициативы. Упрощение доступа для детей-инвалидов, привлечение учителей без педагогического образования. Все те инновации, о которых давно говорят педагоги-реформаторы, наконец-то изложены в официальном программном документе. А с точки зрения западной педагогики — страшно устаревшая концепция. Пока российские школы только еще обсуждают, не перейти ли им на «компетенции», и мусолят свой словарь-минимум («индивидуализация спроса», «опережающее развитие», «инвестиции в человеческий капитал»), европейские всерьез думают, как вернуть утраченные при модернизации «знания».

Положим, европейские школы нашим не указ, и «Наша новая школа» — все-таки прогрессивная инициатива. Но чего-то в ней не хватает. Может быть, связи с реальностью? «Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни...» Сравниваем с «Государством» Платона: «Безупречный страж государства будет у нас по своей природе обладать и стремлением к мудрости, и стремлением познавать, а также будет проворным и сильным». Идеальные образы сами по себе радуют, но они плохо конвертируются в практику.

Проект был опубликован год назад, а подписан президентом 4 февраля этого года. В течение года — просматриваю новости — регионы то и дело рапортуют, что у них переход на новую систему уже начался. Тюмень, Пенза, Тобольск, Барнаул, Казань... Как они это сделали? Им не привыкать. Мой знакомый директор школы в Иркутске как-то жаловался на жизнь, которая у него проходит под непрерывным дождем директив, спущенных из местного департамента образования. Выставка плакатов к 9 мая, педагогический семинар на тему информационных технологий в школе, конкурс чтецов. Нетрудно представить, как очередная бумага сообщает, что нужно в такой-то срок «перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества ради решения новых амбициозных задач». Растерянное лицо завуча, педсовет, «надо что-то делать»...

Сообщество учителей, прикинув свои шансы на внедрение инициативы в школьную жизнь, отнеслось к документу скептически. Объединившись на педагогическом форуме, в открытом письме президенту они спрашивают: «Каков механизм реализации всего этого великолепия на территории нашей необъятной Родины и сколько это стоит?» Учителя считают, что слово «национальный» может употребляться, только если документ прошел свободное обсуждение. А образовательной вашей инициативе, говорят они, не хватает только одного — денег. Так и пишут: мол, все, что вы, господин президент, хотите, может дать и нынешняя школа, а не школа будущего. Деньги нужны, а не инициатива.

Имея в виду, что денег никогда не хватает на всех, учителя больше всего переживают, что благодаря грядущим переменам школа разделится на элитарную и «для всех»: «Весь предшествующий опыт свидетельствует о том, что все это великолепие, скорее всего, предназначается не для всех школ и не для каждого ученика, а для победителей конкурсов, в которых уже давно побеждают те, кто должен был победить, — то есть для элиты».

А я вот думаю — может, это и к лучшему?