Министр юстиции Великобритании Джек Стро предложил внести изменения в действующие законы о клевете. По его словам, склонность иностранцев сводить счеты со СМИ, к которым они имеют претензии, именно в британских судах приобрела такие масштабы, что может считаться злоупотреблением правосудием.

Выступление министра стало ответом на растущее беспокойство британских граждан из-за «сутяжного туризма по делам о клевете».

Иностранные истцы все чаще предпочитают обращаться в суд на обидевшее их издание или телеканал именно в Британии — ведь местные судьи более охотно берут в делах о клевете сторону истцов и строже относятся к проколам журналистов. При этом единственным основанием рассматривать именно в Лондоне публикацию в каком-нибудь европейском издании зачастую является то, что ее электронная версия доступна и британскому пользователю.

Дела о защите в суде доброго имени могут длиться годами и сами по себе обходятся истцу недешево. Нашествие «туристов» сделало это удовольствие особенно дорогим. Как подсчитала общественная организация The Libel Reform Campaign, в 2008-м в самых громких делах такого рода судебные издержки обходились заявителям в среднем в 750 тысяч фунтов. По словам адвоката из Белфаста Пола Твида, который когда-то одним из первых защищал в британских судах иностранных сутяжников по делам о клевете, а сейчас выступает за пересмотр этих правил, обыкновенный англичанин сегодня «не имеет ни малейшего шанса отстоять в суде свою репутацию» — ему это просто не по карману.

Именно предоставление юридической помощи такому «человеку с улицы» в какой-то форме, видимо, и будет составлять главное содержание предлагаемых реформ. Рабочая группа минюста также предлагает, чтобы претензии к материалам, написанным «в интересах общества», «добросовестно» и с соблюдением профессиональных стандартов, не могли быть оспорены как клеветнические. Кто и как будет выносить такие оценки, не сообщается. Кроме того, судьи получат право не принимать к рассмотрению претензии к иностранным СМИ.

Предлагаемые поправки будут представлены правительству после выборов, которые должны состояться не позднее 3 июня, и только если правящая лейбористская партия одержит на них победу. Консерваторы также высказывались в пользу реформы, но конкретных предложений не выдвигали.