Президент в майском указе говорил о том, что для решения жилищной проблемы в стране необходимо строительство 120 млн квадратных метров жилья в год. Но сегодня на жилищном рынке, по данным Росстата, строится в лучшем случае 80 млн кв. м в год.  

В массовых секторах жилищного строительства сейчас наблюдается снижение рентабельности строительного бизнеса (а она должна быть достаточно высокой, так как в этой сфере значительны регуляторные риски). Даже в крупных городах во многих дотационных регионах рентабельность упала еще несколько лет назад, а там строились в основном дома по госпрограммам расселения.

Коммерческий застройщик, особенно в провинции, не может продать необходимый объем квартир по ценам, которые покроют расходы на строительство с учетом маржи (которая должна быть немаленькой, опять же, учитывая высокие регуляторные риски), по двум основным причинам.  

Во-первых, снижается спрос и на первичном, и на вторичном рынке. У граждан уже несколько лет падают доходы. При этом процентная ставка по ипотечным кредитам сейчас выше, чем год назад, и объемы ипотечного кредитования не растут.

К тому же в банковской системе России по-прежнему сверхжесткие требования к получению кредитов, не соответствующие экономическим реалиям, из-за этого целые категории нуждающихся в квартирах не проходят через банковский фильтр.

Ипотечные кредиты в нашей стране очень дорогие — они в три-четыре раза дороже, чем ипотечные кредиты в развитых странах мира

Во-вторых, растут затраты застройщиков. С реформой долевого финансирования — введением эскроу-счетов — они не могут получить финансирование в прежних объемах и на прежних условиях.

Что делать в этой ситуации? Типичный ответ, звучащий в том числе и в коридорах власти, — увеличивать объемы ипотечного кредитования и госпрограммы субсидирования процентной ставки.

Этим путем, безусловно, нужно идти. Но следует помнить, что ипотечные кредиты в нашей стране очень дорогие — они в три-четыре раза дороже, чем ипотечные кредиты в развитых странах мира, и остаются таковыми даже при субсидировании процентной ставки. То есть квадратный метр, переоцененный за счет инфляции издержек застройщика, с помощью ипотеки становится поистине золотым.

Может ли себе позволить возврат большого, дорогого ипотечного кредита семья, которая рискует потерять один из источников дохода? Вопрос риторический.

К тому же ипотека так устроена, что, если произойдет сбой при внесении платежей, связанный, например, с потерей дохода одним из членов семьи, домохозяйство может потерять и квартиру, и платежи банку, которые уже были внесены за нее. Ипотечные каникулы снизят остроту проблемы, но со стороны банков не видно желания широко пользоваться этим инструментом. Он, скорее всего, будет применяться в исключительных случаях. 

Третий способ решения квартирного вопроса не предполагает покупку квартиры в кредит и не требует значительного финансирования строительства за счет государства

Другой способ «поднять» рынок жилищного строительства, предлагаемый экспертами, — массовое строительство арендного жилья за государственный счет. Программа строительства арендного жилья была разработана Минстроем России в начале 2010-х годов. Но масштабного строительства арендного жилья мы не видим, хотя это важный способ решения проблемы, используемый во всем мире. Деньги на это в федеральном бюджете есть. Но готов ли Минфин согласиться на то, чтобы не создавать резервы, а расходовать средства? Пока, судя по всему, нет.  

Можно ли уповать на финансирование со стороны субъектов Федерации? Даже в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области, ХМАО, ЯНАО и других богатых регионах, где ведется большое бюджетное строительство в рамках программ расселения, мы массового строительства арендного жилья не видим. Хотелось бы надеяться, что подходы в губерниях будут пересмотрены. 

Но есть и третий способ решения квартирного вопроса и подъема жилищного рынка. Он не предполагает покупку квартиры в кредит и не требует значительного финансирования строительства за счет государства. Это жилищная кооперация. 

Это направление было фактически под запретом в первое пореформенное десятилетие, хотя жилкооперативы были популярны в советское время: квартиры с помощью жилищных кооперативов приобретали те, кто не мог рассчитывать быстро получить квартиру по очереди на предприятии или по исполкомовской очереди. Младореформаторы считали, что жилкооперация — нерыночный путь. Но она довольно широко применяется в развитых странах как способ решения жилищной проблемы, параллельный ипотечному. В послевоенной Германии, например, этот способ был даже приоритетным по отношению к ипотеке.

Понятно, что очередь на покупку квартиры будет двигаться тем быстрее, чем быстрее будет пополняться паевой фонд

Суть жилищной кооперации в том, что квартира покупается в складчину — по номиналу. Кооперативные средства предоставляются на беспроцентных условиях: кооператив — некоммерческая организация, это, по сути, касса взаимопомощи. Свою деятельность кооператив финансирует за счет вступительных и членских взносов, но даже с их учетом квартира оказывается на порядок дешевле ипотечной.

Предположим, в кооперативе объединяются десять человек. Сначала покупается квартира для одного, потом для второго, затем для третьего. От них начинают поступать возвратные платежи, в кооператив приходят новые пайщики — за счет этого очередь на покупку квартиры движется.

Понятно, что она будет двигаться тем быстрее, чем быстрее будет пополняться паевой фонд. Потому принципиальное значение для развития жилищной кооперации имеет, во-первых, возможность пополнения паевого фонда из госбюджета, во-вторых, привлечение новых членов.

Бюджетное пополнение паевого фонда в Германии доходило до четверти объема паевого фонда, оно было распространено и у нас в советское время. А привлечение новых членов обеспечивается прежде всего межрегиональной моделью кооператива и тем, насколько быстро движется очередь на квартиру. Понятно, что чем быстрее она будет двигаться, тем больше желающих будет стать пайщиками кооператива.

Невысокая скорость движения очереди на покупку квартиры — это фактически единственный реальный риск, связанный с кооперативами. Риска погибнуть под грузом неплатежей у кооператива нет — по одной простой причине: он покупает квартиру для пайщика, но в собственность кооператива, и только в момент полного возврата кооперативных средств она переходит в частную собственность пайщика.

Положение жилищных кооперативов в России двойственное

В случае неплатежей со стороны пайщика кооператив имеет возможность продать квартиру. Именно поэтому кооператив не интересует кредитная история пайщика, он легко идет на составление индивидуального графика платежей, если у пайщика возникли временные материальные трудности — кооператив защищен от неплатежей со стороны пайщика. Если пайщик точно не сможет расплатиться, он выходит из кооператива, но при этом ему, согласно ЖК, возвращаются все внесенные им паевые платежи.

Жилищные кооперативы в России начали возрождаться прежде всего с появлением специальных положений о ЖК в Жилищном кодексе. И сейчас жилищных кооперативов в стране немало, хотя точной статистики никто не ведет. Есть довольно много небольших кооперативов — например, кооперативов при застройщиках. Есть довольно крупные кооперативы, созданные при финансовой поддержке властей субъектов Федерации и муниципалитетов, — как правило, это кооперативы для государственных и муниципальных служащих.

Положение жилищных кооперативов в России двойственное. С одной стороны, есть нормы законодательства — жилищного и гражданского, более или менее позволяющие нормально работать. С другой — в законодательстве немало коллизий, мешающих действительно масштабной работе. Например, вопрос о возможности вносить в качестве паевого взноса материнский капитал.   

Нам требуется специальное законодательство о жилищной кооперации, которое может быть подготовлено, например, по немецкому образцу, где за много десятилетий разработана детальная законодательная база деятельности ЖК. И по крайней мере, часть средств, направляемых на субсидирование процентной ставки по ипотеке, можно было бы направлять на финансирование паевых фондов жилищных кооперативов.

Лучшие мировые практики жилищной кооперации могут быть положены в основу масштабного развития это направления строительства жилья в нашей стране. А развивать его для быстрейшего решения жилищной проблемы в России абсолютно необходимо.