Максим Ковальский: Мы не пробирались в каждую военную часть, все это открытая информация
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) вынесла журналу «Коммерсант-Власть» предупреждение о недопустимости разглашения государственной тайны. Письмо было получено редакцией 24 марта. В нем со ссылкой на Минобороны говорится, что в справочном материале о ракетных войсках стратегического назначения, который вышел в 49-м номере «Власти» за 2009 год, содержатся секретные данные. А именно: «обобщенные сведения, которые раскрывают дислокацию, назначение, действительные наименования, боевой состав РВСН, то есть информацию, содержащую государственную тайну».
Максим Ковальский, главный редактор издания, считает эти обвинения несостоятельными: опубликованная информация была взята из открытых источников. Он намерен добиваться отзыва письма: «Претензия нам кажется странной. Статья о разглашении государственной тайны применима к секретоносителям. К нам это вообще относиться не может. Мы не можем знать, что является тайной, а что нет. По этим обвинениям получается расширение круга лиц, ответственных за разглашение. Вся наша информация взята из открытых источников. Это не информация, добытая путем расследования. Мы не ездили по России, пытаясь пробраться в каждую военную часть. Мы обработали то, что находится в открытом доступе: прессу, высказывания военных и политиков.
В разглашении нас обвиняют не первый раз, и даже возбуждались уголовные дела. Наши сотрудники встречались со следователями, показывали источники, на которых мы основывались, после чего дело закрывалось. В данном случае никакого уголовного дела нет, что довольно странно. Министерство обороны заявляет, что мы разгласили тайну, а уголовное дело не возбуждают. Мне эта логика недоступна. Мы будем добиваться, чтобы обвинения были с нас сняты».
Справочные материалы «Власти» вызывают недовольство военных не в первый раз. В 2002 году после публикации материала из серии «Вся российская армия» было даже возбуждено уголовное дело о разглашении гостайны. Тогда редакция доказала свою правоту, и дело было закрыто.
Письмо Роскомнадзора не пустая формальность. Если в течение 12 месяцев регулятор дважды вынесет изданию официальное предупреждение, он может затем обратиться в суд о закрытии такого СМИ.
Вопрос же о том, может ли считаться военной тайной обработанная экспертом или журналистом совокупность сведений, которые сами по себе в разрозненном виде секретными не являются, однозначного толкования не имеет. Так, в 2004 году Московский городской суд приговорил бывшего сотрудника Института США и Канады Игоря Сутягина к 15 годам лишения свободы за передачу иностранной компании «собранных из открытых печатных изданий, а также иных неустановленных следствием источников аналитических сведений о России, составляющих государственную тайну».