На первую редакцию законопроекта был получен отрицательный отзыв кабинета министров — правительственные эксперты сочли некоторые формулировки некорректными. После этого Грызлов заявил, что Госдума по-прежнему намерена ввести уголовную ответственность за реабилитацию нацизма, хотя «не все эту позицию разделяют».

В новой версии законопроекта предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей «Реабилитация нацизма», которая предусматривает «за одобрение или отрицание установленных приговором Нюрнбергского трибунала преступлений нацизма против мира и безопасности человечества, совершенные публично» штраф в размере до 300 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до трех лет. При этом за те же деяния, совершенные лицом с использованием служебного положения или с использованием СМИ, законопроектом вводится наказание в виде штрафа в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Но ни у кого не должно быть иллюзий об истинных мотивах этой законодательной инициативы. Речь идет не об осуждении нацизма. Об этом открыто говорит один из авторов законопроекта Ирина Яровая: «Двух мнений быть не может, ругать Советский Союз за действия во время Второй мировой войны безнаказанно все равно не получится... Советский солдат участвовал в войне только как освободитель, никакой другой роли Советского Союза в той войне не было... Искажать историю под видом поиска либеральных ценностей больше не получится».

Но последствия законодательной активности единороссов, которые решают тактическую задачу по сплочению и мобилизации общества накануне 9 мая, могут быть куда шире и драматичнее. Первыми, кто может пострадать от этого проекта, если он станет законом, будут профессиональные историки. Никита Петров («Мемориал») говорит: «Получается, что, согласно предложенному закону, [историки] не должны сомневаться в правомерности любых акций союзников — начиная с атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и заканчивая какими-либо операциями по тотальной бомбежке городов Германии. Это предмет научных дискуссий, мы знаем, что они продолжаются. Какой смысл запрещать обсуждение каких-либо исторических фактов?»

Естественно, если Дума сделает инициативу Грызлова и Яровой законом, будет невозможно задать простой вопрос: какую освободительную роль сыграла Красная Армия, напав на Польшу в сентябре 1939 года? И как быть с Румынией, Болгарией и Италией, которые воевали и на стороне Германии, и на стороне союзников?