Юлий Гусман провел «Нику», в которой стало «меньше динамизма, но больше полета»

Андрей Хржановский с фильмом «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» победил сразу в трех главных номинациях национальной кинопремии: за лучший фильм, лучший сценарий и лучшую режиссуру

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
Лауреаты Национальной кинематографической премии "Ника" - режиссеры Олег Дорман и Андрей Хржановский (слева направо)
+T -
Поделиться:

За полчаса до начала церемонии в Театре оперетты царил рабочий беспорядок. Организаторы премии, которая вручалась уже в 23-й раз, в выражениях, достойных светских салонов XIX века, решали проблему нехватки мест. «Это как "Оскар", только все говорят по-русски!» — объяснял кому-то по телефону Леонид Ярмольник. Художественный руководитель премии Юлий Гусман провел нас за кулисы, а потом принялся руководить рассадкой гостей со сцены.

Церемония началась с минуты молчания в память о жертвах терактов в московском метро и дагестанском Кизляре. Из-за траура организаторы убрали из сценария все развлекательные номера. «Мы думали, церемония будет более веселой, но позавчера жизнь, к сожалению, перешла в другое измерение», — отметил Гусман.

Под кадры из финальной сцены «Аватара» Джеймса Кэмерона на сцену вышел Михаил Ефремов в 3D-очках. Он высыпал в оркестровую яму ведро попкорна и прочел гостям стихотворение о проблемах российского кинематографа с такими словами: «Духовность сохранилась только там, где технологий нет. И мало денег».

Тон вечеру был задан. Обращаясь к собравшимся, гости говорили о распаде Союза кинематографистов и отчаянном положении отрасли в целом. Аниматор Юрий Норштейн, получивший статуэтку за «выдающийся вклад в российский кинематограф», рассказал о бедственном положении студии «Союзмультфильм», которую «сживают со свету чиновники».

Тему подхватил Максим Суханов («Человек, который знал все», приз за лучшую мужскую роль второго плана). Принимая статуэтку, актер предложил собравшимся не снимать кино пару лет, а сэкономленное потратить на борьбу с чиновниками.

«Открытием года» признана картина Павла Бардина «Россия-88». В своей речи режиссер упомянул недавнее интервью Андрея Лошака с артистами-единороссами, вышедшее в журнале Esquire: «Леонид Якубович сказал, что наступили тяжелые времена, когда все продается и покупается. Мне кажется, это не так, потому что киноакадемия сохранила "Нику"». Сам Якубович на этих словах закрыл лицо руками.

В конце церемонии на сцену поднялся министр культуры Александр Авдеев, чтобы вручить приз за лучший фильм Андрею Хржановскому. На критику, которая сыпалась в его адрес весь вечер, он ответил так: «Если бы не было фильма "Царь", мы бы не смогли толком представить, откуда взялся произвол и почему этот произвол стал у нас формой власти... Поэтому убедительная просьба: даже если не нравятся чиновники, продолжайте делать кино».

Когда гости разошлись, Юлий Гусман подвел итоги церемонии.

Полный список лауреатов «Ники»

Подробнее

Лучший игровой фильм: «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (Андрей Хржановский)

Лучший режиссер: Андрей Хржановский («Полторы комнаты»)

Лучший сценарий: Юрий Арабов и Андрей Хржановский («Полторы комнаты»)

Лучшая мужская роль: Владимир Ильин («Палата №6») и Олег Янковский (посмертно) («Царь», «Анна Каренина»)

Лучшая женская роль: Светлана Крючкова («Похороните меня за плинтусом»)

Лучшая мужская роль второго плана: Максим Суханов («Человек, который знал все»), Сергей Дрейден («Сумасшедшая помощь») и Роман Мадянов («Петя по дороге в царствие небесное»)

Лучшая женская роль второго плана: Мария Шукшина («Похороните меня за плинтусом»)

Лучшая операторская работа: Алексей Арсентьев («Волчок»)

Лучшая музыка к фильму: Алексей Шелыгин («Петя по дороге в царствие небесное»)

Лучшая работа звукорежиссера: Владимир Горлов («Фонограмма страсти»)

Лучшая работа художника: Сергей Иванов («Царь»)

Лучшие костюмы: Наталья Дзюбенко («Анна Каренина»)

Лучший анимационный фильм: Алексей Демин («Очумелов»)

Лучший неигровой фильм: Игорь Майборода («Рерберг и Тарковский. Обратная сторона "Сталкера"»)

Лучший фильм стран СНГ и Балтии: Кира Муратова («Мелодия для шарманки»)

Открытие года: Павел Бардин («Россия-88»)

Специальные призы:

За выдающийся вклад в российский кинематограф — Юрий Норштейн

За честь и достоинство — Людмила Гурченко

За вклад в телевизионное киноискусство — Олег Дорман и Вадим Юсов («Подстрочник»)

Комментировать Всего 4 комментария

Мне кажется, что выдающаяся картина Андрея Юрьевича Хржановского справедливо получила призы.

Поддерживаю Вас.

Если хочу вдохнуть запах Петербурга, смотрю "Сентиментальное путешествие".

В российском кинематографе заканчивается постсоветская, даже постбрежневская эра — вот что продемонстрировала нам «Ника». Это было длинное, ностальгическое, чудесное шоу — человеческое, в отличие от «Золотого орла». Но оно отражало уходящую жизнь уходящих персонажей. Нынешняя «Ника» — праздник пожилых людей (я и себя к ним отношу), которые всегда рады встретиться друг с другом, вспомнить молодость, пожать руки. Этакая тусовка пенсионеров, в каком-то смысле репетирующих приход на свои поминки.

Это видно и по отбору. Киноакадемики тотально проигнорировали реальный российский кинематограф. И это значит, что, во-первых, современное кино они не смотрят, а во-вторых, ненавидят. Они замерли в эпохе фильма «Покаяние», а с тех пор вообще-то прошло 25 лет. Но в смысле человеческих качеств — очень хорошие люди.

В итоге мы имеем в России две премии, две киноиндустрии, два киносообщества. Иллюстрацией этому служит, к примеру, тот факт, что на «Нику» не пришли не только те, кто номинировался на «Золотого орла», но даже публика в зале была абсолютно другая. Два разных зала. Последние же решения правительства только способствуют удвоению индустрии. Однако обречены будут обе группы — и «Орел», и «Ника».

Надеяться же можно только на молодежь, о чем в своем блестящем выступлении говорил Андрей Смирнов. Они уже появились — новые режиссеры, новые идеи, новые подходы. У них пока нет денег, умных продюсеров, потому что российские продюсеры — тотальные трусы и беспредельщики. Однако именно они придут, цитируя Смирнова, и «возьмут эту власть, которая лежит на земле».