Что сказал Путин

Премьер Путин 28 января открыл Всемирный экономический форум в Давосе. В своей речи он признал, что кризис затронул Россию, предложил увеличить число мировых резервных валют (сейчас это только доллар), обвинил капитализм вообще и Соединенные Штаты в частности в нынешнем экономическом кризисе, призвал мировых лидеров отказаться от протекционизма и рекламировал Россию в качестве надежного партнера по энергетическим вопросам. (Краткий обзор речи на Gazeta.ru, полный текст и видео — на Vesti.ru).

Речь китайского премьера Вэнь Цзябао оказалась полностью созвучна выступлению Путину в части критики «мирового капитализма». Поэтому абсолютно все западные наблюдатели объединили их в один антикапиталистический альянс (Financial Times,  «Вэнь и Путин поучают западных лидеров», The New York Times, «Россия и Китай обвиняют капиталистов в кризисе», Wall Street Journal,  «Россия и Китай упрекают  капитализм».

Что услышали русские

Среди российских комментаторов особой популярностью пользуется предложение премьера отказаться от протекционизма, чтобы поощрять здоровую конкуренцию. Именно Путин был инициатором введения запретительных пошлин на автомобили иностранного производства для поддержки российского автопрома. Некоторую непоследовательность российского премьера заметили и иностранцы — The Telegraph отреагировал на выступление Путина обстоятельным обзором российских мер по защите автопрома, которые не находят поддержки даже среди «защищаемых». На организованные правительством демонстрации поддержки в Тольятти вышли всего 500 человек. Зато инициативу Путина по сокращению господдержки частному бизнесу приветствовал Олег Дерипаска, получивший в общей сложности 4,5 миллиарда бюджетной помощи. При этом российская банковская система остро нуждается в государственных деньгах — без бюджетных вливаний ей грозит полный коллапс.

Что услышали иностранцы

Иностранная пресса самым знаменательным моментом выступления Путина в Давосе сочла его резкий ответ Майклу Деллу, главе компьютерного концерна Dell. Делл поинтересовался, чем можно помочь России в сфере развития информационных технологий. Путин ответил: «Нам не нужно помогать. Мы не инвалиды. Надо помогать бедным, людям с ограниченными возможностями, пенсионерам. Нужно помогать развивающимся странам». Wall Street Journal услышал в словах Путина совет Деллу выбросить R из BRIC (страны с быстро развивающимися экономиками — Бразилия, Россия, Китай, Индия), а Fortune интерпретировал слова Путина в том смысле, что делать компьютерное железо может любой идиот.

Призыв Путина считать Россию надежным энергетическим партнером тоже не вызвал особого энтузиазма.  The Guardian напоминает, что в январе Россия оставила без газа 18 европейских стран.

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/qWwcVckT2Io&hl=ru&fs=1"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/qWwcVckT2Io&hl=ru&fs=1" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

Экономический фон

В давосской речи Путин говорил о необходимости модернизации экономики России в течение ближайших 10 лет. При благоприятных экономических условиях в президентство Путина модернизация не была в числе приоритетов, а во время мирового экономического кризиса и падения цен на нефть она едва ли осуществима. При этом «упущенная модернизация» — едва ли не главная причина катастрофического положения  российской экономики. Нынешнее ее состояние характеризуется как стагфляция — спад производства при одновременном росте цен. В ближайшей перспективе на рост экономики рассчитывать не приходится. МВФ прогнозирует в 2009 году спад до минус 0,7%. Падение биржевых индексов уже побило все рекорды (PTC потерял 80%, индекс ММВБ около 70%), валютные резервы стремительно сокращаются, а богатейшие россияне «подешевели» в общей сложности на 260 миллиардов долларов.

Очевидно, России придется сильно сократить военные расходы — гигантские планы перевооружения ей сейчас просто не по карману. Именно так расценивают на Западе отказ России от размещения ракет в Калининграде. В то же время швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung считает, что в условиях кризиса Россия (как и Китай) будет стараться увеличить продажи оружия, но вместо прямой конфронтации с Западом усилит поддержку антизападных режимов.