Тата Зарубина, Ася Чачко

/ Москва

Члены клуба «Сноб» посмотрели американский фильм о Ходорковском

Фильм VLAST/Power — режиссерский дебют американского дизайнера Кэтрин Коллинз. 1 апреля клуб «Сноб» организовал показ фильма в России

Фото: Юрий Чичков
Фото: Юрий Чичков
Режиссер фильма «Власть» (Power) Кэтрин Коллинз
+T -
Поделиться:

Когда на сайте «Сноб» появился анонс предстоящего события, в редакцию посыпались звонки от членов клуба, желающих посмотреть кино. В итоге небольшой зал «Фитиля» был переполнен.

Первый показ фильма «Власть» состоялся в нью-йоркском МоМА в конце февраля. C самого начала трудно было надеяться на то, что фильм выйдет в российский прокат, но, как ни странно, и в Европе ему оказалось сложно пробиться — картину не берет ни один серьезный кинофестиваль. «Многие действительно значимые люди в мире кино и телевидения, которым я показывала фильм, отзывались о нем очень высоко. Поэтому, закончив работу над картиной, мы были полны надежд и оптимизма. Но ни Берлинский фестиваль, ни Международный фестиваль документальных фильмов, ни десятки других европейских и американских кинофестивалей не приняли заявку. Когда МоМА позвал меня показать фильм, я была приятно удивлена», — говорит Кэтрин Коллинз. Режиссер объясняет сложности циничными законами кинорынка.

Получив приглашение от проекта «Сноб» показать картину, Кэтрин Коллинз, несмотря на опасения нарваться на неприятности, сразу согласилась приехать. Вариант закрытой премьеры в России, организованной людьми, никоим образом не связанными с героями фильма, показался ей идеально подходящим: «Такой показ никак не может скомпрометировать дальнейшую жизнь фильма. Этот абсолютно независимый и непредвзятый фильм — от начала до конца моя задумка, которую я осуществила на свои деньги. Люди Ходорковского мне ничего не предлагали, только выразили готовность сотрудничать. Именно поэтому то, что в России фильм показывают люди, не имеющие никакого отношения ни к событиям, ни к героям фильма, показалось мне идеальным».

Слова о том, что «фильм независимый», Коллинз повторила и представляя его гостям проекта «Сноб» в «Фитиле» — единственном кинотеатре, согласившемся показать кино об опальном бизнесмене. Фильм собран из интервью близких Михаилу Ходорковскому людей, фрагментов хроник и телерепортажей. Хронология событий и исторический контекст вырисовываются из интервью репортеров московского бюро The Financial Times. По словам Кэтрин Коллинз, она ставила перед собой задачу рассказать историю о Ходорковском максимально нейтрально, не принимая ни одну из сторон: «В фильме нет однозначно хороших или однозначно плохих героев. Люди не дураки, и я оставляю им пространство для собственного анализа. Я категорически не хочу заниматься пропагандой».

На самом деле позиция режиссера более чем очевидна. Ходорковский — сильный и принципиальный человек, об этом говорят все герои фильма, родственники и адвокаты бизнесмена, сотрудники «Открытой России». Рассказывая свои личные истории, они вспоминают, как нелегко жилось в СССР, говорят о том, как страшно, когда к власти приходят люди из КГБ. Адвокаты и сотрудники ЮКОСа свидетельствуют об угрозах со стороны власти и беззаконии. В фильме нет героев с альтернативным взглядом на происходящее, приведены только несколько публичных заявлений Путина — так что сомнений, на чьей стороне автор, не остается. Это заметил и Сергей Гуриев:

Часть зрителей ушла сразу после показа, не дождавшись обсуждения картины, которое проходило в кафе кинотеатра. Многим из них фильм показался вторичным: ни новой информации, ни эстетической ценности. Между тем во время обсуждения Коллинз заочно дала ответ на критику: картина рассчитана прежде всего на западного зрителя, не очень хорошо знакомого с российской действительностью. Именно поэтому она сочла необходимым рассказать о вещах, которые российскому зрителю могут показаться очевидными. Что касается эстетической стороны картины, то тут возникли неожиданные для режиссера трудности: «Если не считать того, что это мой первый фильм и посвящен он человеку, на встречу с которым я не могла и надеяться, было множество других сложностей. Я занимаюсь дизайном, поэтому визуальная составляющая имеет для меня большое значение. Но именно это и оказалось проблематичным: сложно выдержать фильм в одной манере с эстетической точки зрения, когда все время работаешь с разными съемочными группами, при этом не имея возможности самой решать, в каких декорациях снимать. В Англии, в Америке и в России я работала с разными командами, к тому же многие герои боялись сниматься на людях, соглашались встречаться со мной только в гостиничном номере».

Впрочем, как показало обсуждение, эстетические достоинства и новизна информации — не то, что волновало большинство зрителей в первую очередь.

«Я могу рассуждать о том, как поставлены камеры и какой монтаж, но я хочу сказать о другом, — начал свое выступление Михаил Алшибая. — Я знаю о Ходорковском гораздо больше, чем сказано в этом фильме. Важно не то, что сказано, а то, как это сказано. Этот фильм навел меня вот на какую мысль: мы сидим с вами за столом, нам хорошо, тепло, весна, едим второй десяток пирожков, а в это время Ходорковский находится в камере. Мне кажется, что этот фильм дает ощущение реальной драмы. Он противопоставляет ее нашему обыденному существованию».

Собранные воедино кусочки истории Ходорковского, пусть даже всем известные, многих заставили еще раз задуматься о происходящем вокруг сегодня. Об этом говорили и Борис Есенькин, и Игорь Гурович.

Зрители благодарили режиссера за смелость, а о процессе над Ходорковским говорили с тоской и отчасти со стыдом. По мнению Льва Карахана, к фильму можно предъявить много претензий, но гораздо больше критических вопросов он адресует нам самим.

Комментировать Всего 17 комментариев

Фильм любопытный. С точки зрения фактов он, конечно, не добавляет для россиян, или для той части россиян, которая входит в клуб «Сноб», чего-то нового. Для меня он был важен и интересен как восприятие этой ситуации глазами иностранцев, в данном случае американцев. Не рядовых, наверное, а тех, кого интересует эта ситуация. Конечно, восприятие очень печальное для нас. На мой взгляд, оно очень близко к реальному положению вещей. С этой точки зрения здесь можно искать многие объяснения, почему нас так воспринимают как страну, почему к нам так относятся. Думаю, этот фильм не будет, мягко говоря, приветствоваться в России, и отношение к режиссеру со стороны официальных властей, наверное, будет отрицательным. Приведет ли это к личным угрозам — надеюсь, что нет.

Посмотреть фильм пришла Людмила Алексеева

Это первый фильм о Ходорковском, который я вижу. А историю Ходорковского я по ряду причин знаю хорошо с самого первого дня. Мне кажется, что мы все должны сознавать, что история Ходорковского и победа Кремля над ЮКОСом является такой же победой над будущностью России, как победа Сталина над кулачеством. Победой над Ходорковским из российского бизнеса был вытащен драйв. Как без этого драйва будут строить «Силиконовый поселок» — я не знаю.

Это не личная драма Ходорковского, это драма всей нашей страны, а проблема страны (ведь она большая) станет проблемой всего остального мира.

Мы являемся свидетелями одной из величайших драм нашего времени. Дай бог, чтобы у нее был счастливый конец. А для этого этот фильм и надо показывать.

Спасибо за интересный комментарий!   Поскольку вы хорошо знаете историю Ходорковского с самого первого дня, может быть расскажете нам ее нам поподробнее?  Это действительно важно, поскольку на данную тему есть самые разные версии событий.

P.S.: С большим интересом слежу за деятельностью вашего фонда "Династия", и был бы рад с вами сотрудничать.

точное слово - "поселок"...

Не будучи большим поклонником  Ходорковского, считаю, тем не менее, что он точно заслужил, чтобы о нем снимали более хорошие фильмы. Размышления дизайнера о власти могут быть интересны широкому кругу дизайнеров и моделей. Мы же участвовали не в диспуте о судьбе Ходорковского и судьбе страны, а смотрели фильм, поэтому обсуждать нужно фильм, а обсуждать там нечего, потому что он плохой.

интересно, а где его можно посмотреть в США

Мы свяжемся на днях с Кетрин и выясним, как помотреть фильм в Нью-Йорке - попробуем организовать еще один показ

Я украду пост Игоря Ефимова, а где можно его посмотреть не только в США, но и в Европе, скажем в Великобритании?

присоединяюсь! ГДЕ??? или как? ;) готов стать "пиратом" :)
Накопал вот это.

http://www.imdb.com/video/wab/vi2887123993/

Продолжаю искать возможный источник получения диска.

http://www.youtube.com/watch?v=JXGHVaNHEkM трейллер

Екатерина Егорова Комментарий удален

Анализируя этот фильм, нужно разделять три обстоятельства — качество фильма, его восприятие западной аудиторией и его восприятие российской массовой аудиторией.

Кино на такие острые темы — это всегда некое исследование. Кэтрин Коллинз проделала работу, результаты которой адресованы, в первую очередь, людям, не знающим контекст, обстоятельства, последствия и предпосылки этой чрезвычайно известной в России истории. То есть ее фильм — основа для освоения этой темы той частью интеллектуальной элиты Запада, которая не получает ответов на свои вопросы. И он призван знакомить иностранцев с точкой зрения авторов на эти события, при том, что наверняка могут существовать и другие версии, например, российской государственной власти.

Фильм морально концептуален, имеет твердую позицию, вводит в неизвестный материал, он достаточно для неподготовленного зрителя информативен. И он дает основания задуматься не столько над историей Ходорковского, сколько над природой и внутренними процессами российской современной политической жизни.

В то же время, с точки зрения киноискусства, фильм довольно слабый. Он построен на системе репортажей и использовании телевизионных материалов, имеющихся в широком доступе, и не поражает нас, опытных зрителей, мастерством работы с документами, с их интерпретацией и т.д. Для продвинутой российской публики он более-менее очевиден и интересен больше как знакомство с тем, как американцы воспринимают эту историю. Что же касается массовой российской аудитории, этот фильм никогда не будет допущен до встречи с ней, поскольку не иллюстрирует официальную точку зрения и слишком превозносит оппозиционную. Под десятком соусов этот фильм не будет у нас показан, не выйдет на DVD. И потому для правительства он безопасен. 

Мне фильм показался непрофессиональным. В первую очередь, неприкрытой пропагандой.

Пусть - это частное мнение режиссера. Пусть - это порыв и результат - есть личные впечатления от встреч с десятками людей, вовлеченных в эту историю. Но он остается пропагандой, не только не открывающей зрителю новые факты или мнения, но и полностью элиминирующей 70% реальной картины, связанной с этой историей.

Это кино - такой же обман, как и фильм, в котором Ходорковский был бы откровенным злодеем, сделавшим безуспешную попытку продать Родину иностранцем.

История Ходорковского - это драма, в которой не должно быть героев или анти-героев. Это действительно драма о пути людей к власти и тем, как они есть распорядились.

Мне кажется, что это история еще принесет человечеству литературные или кинематографические шедевры. Но только тогда, когда политическая подоплека уйдет на второй план, история получит логическое завершение, и творцы будут беспристрастны в своих оценках.

Фильм "Власть" - частное субъективное предвзятое мнение, которому не стоит уделять большого внимания.

покажите в Лондоне

это был разовый показ или еще в Москве будут?

Разовый. Кэтрин привезла фильм на показ и увезла его с собой. Теперь он может появиться в прокате, если найдется прокатчик. В любом случае, Кэтрин сказала, что фильм появится в интернете после нескольких европейских кинофестивалей.