О том, что ему присудили премию имени Дмитрия Шостаковича, Денис Мацуев узнал случайно, от друга, который прислал смс: «Что делаешь 1 апреля?» От него же узнал, что выиграл.
Дело в том, что номинанты на премию Шостаковича даже не догадываются о том, что их номинируют, претендентов выбирают эксперты в закрытом режиме. Пятнадцать лет назад премию учредил Международный благотворительный фонд Юрия Башмета, окончательное решение принимает сам Башмет. Первым лауреатом стал Гидон Кремер, в 1995 году. Кстати, совсем не обязательно, чтобы среди номинантов были только музыканты – премию получали и хореограф Алексей Ратманский, и дирижер Валерий Гергиев, и оперная певица Ольга Бородина, и даже директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. Среди критериев отбора – гастроли, плошадки, выпуск дисков, чем больше, тем лучше.
Мацуев, который играет 200 концертов в год, все-таки смог приехать на вручение в Москву, где в короткие сроки удалось организовать концерт.
«Когда я услышал имя Мацуева, вопрос, кого выбирать, отпал сам», - говорит Башмет. По его словам, Денис сумел завоевать аудиторию: "В любой европейской стране, если звучит имя Мацуева, надо бежать покупать билеты, а то не попадете. Можете хоть сейчас попробовать. Я не шучу".
Действительно,в Большой зал Консерватории, где проходило вручение, уже вряд ли продавались билеты. Татьяна Михалкова громко говорила кому-то в мобильный телефон: "Сдавай быстрее шубу, у меня есть места в партере!" Леонид Рошаль терпеливо ждал начала, в середине партера оживленно переговаривались Александр Вайнштейн и Александр Роднянский.
Первым на сцене появился Башмет, он сел за рояль и сыграл несколько приветственных аккордов, под которые вышел Денис Мацуев. Пианисту вручили скульптуру, сделанную Андреем Наличем, отцом Петра Налича, – руки, держащие скрипку.
Исполняли концерт №1 для фортепиано с оркестром Шостаковича и Второй фортепианный концерт Рахманинова, который очень любят и Мацуев, и Башмет. Первый выступает с ним практически на всех гастролях, второй благодаря ему понял, что такое классическая музыка: "Не могу забыть своих папу и маму, которые уже легли спать, а я поставил подаренную пластинку со вторым концертом Рахманинова, чем их очень удивил. Просто в тот день нам рассказывали про него в школе. Вышел удивленный папа в пижаме, позвал маму, и мы вместе еще раз прослушали эту пластинку. В этот момент я понял, что мне нравится классическая музыка. Это был эпохальный день".
От сцены не отрывали глаз: Денис Мацуев, который известен своей экспрессивностью, то взмахивал руками, то откидывался всем корпусом назад, то наклонялся к клавишам совсем близко, время от времени напевая себе под нос. Фортепиано будто плавилось, превращаясь под руками пианиста в пластилин.
Манера Мацуева вызывала восхищение публики, улыбки среди оркестрантов и удивление Юрия Башмета, который в тот день дирижировал оркестром (сначала выступали "Солисты Москвы", потом – "Новая Россия"). Башмет стоял к Мацуеву спиной, но пару раз заинтересованно оглядывался на пианиста, а под конец концерта Рахманинова разошелся сам.
После концерта мы подошли к Денису Мацуеву, который, как оказалось, волновался в тот день больше обычного.