Юрий Башмет вручил Денису Мацуеву премию Шостаковича

25 000 долларов пианист потратит на благотворительность

+T -
Поделиться:

О том, что ему присудили премию имени Дмитрия Шостаковича, Денис Мацуев узнал случайно, от друга, который прислал смс: «Что делаешь 1 апреля?» От него же узнал, что выиграл.

Дело в том, что номинанты на премию Шостаковича даже не догадываются о том, что их номинируют, претендентов выбирают эксперты в закрытом режиме. Пятнадцать лет назад премию учредил Международный благотворительный фонд Юрия Башмета, окончательное решение принимает сам Башмет. Первым лауреатом стал Гидон Кремер, в 1995 году. Кстати, совсем не обязательно, чтобы среди номинантов были только музыканты – премию получали и хореограф Алексей Ратманский, и дирижер Валерий Гергиев, и оперная певица Ольга Бородина, и даже директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. Среди критериев отбора – гастроли, плошадки, выпуск дисков, чем больше, тем лучше.

Мацуев, который играет 200 концертов в год, все-таки смог приехать на вручение в Москву, где в короткие сроки удалось организовать концерт.

«Когда я услышал имя Мацуева, вопрос, кого выбирать, отпал сам», - говорит Башмет. По его словам, Денис сумел завоевать аудиторию: "В любой европейской стране, если звучит имя Мацуева, надо бежать покупать билеты, а то не попадете. Можете хоть сейчас попробовать. Я не шучу".

Действительно,в Большой зал Консерватории, где проходило вручение, уже вряд ли продавались билеты. Татьяна Михалкова громко говорила кому-то в мобильный телефон: "Сдавай быстрее шубу, у меня есть места в партере!" Леонид Рошаль терпеливо ждал начала, в середине партера оживленно переговаривались Александр Вайнштейн и Александр Роднянский.

Первым на сцене появился Башмет, он сел за рояль и сыграл несколько приветственных аккордов, под которые вышел Денис Мацуев. Пианисту вручили скульптуру, сделанную Андреем Наличем, отцом Петра Налича, – руки, держащие скрипку.  

Исполняли концерт №1 для фортепиано с оркестром Шостаковича и Второй фортепианный концерт Рахманинова, который очень любят и Мацуев, и Башмет. Первый выступает с ним практически на всех гастролях, второй благодаря ему понял, что такое классическая музыка:  "Не могу забыть своих папу и маму, которые уже легли спать, а я поставил подаренную пластинку со вторым концертом Рахманинова, чем их очень удивил. Просто в тот день нам рассказывали про него в школе. Вышел удивленный папа в пижаме, позвал маму, и мы вместе еще раз прослушали эту пластинку. В этот момент я понял, что мне нравится классическая музыка. Это был эпохальный день".

От сцены не отрывали глаз: Денис Мацуев, который известен своей экспрессивностью, то взмахивал руками, то откидывался всем корпусом назад, то наклонялся к клавишам совсем близко, время от времени напевая себе под нос. Фортепиано будто плавилось, превращаясь под руками пианиста в пластилин.

Манера Мацуева вызывала восхищение публики, улыбки среди оркестрантов и удивление Юрия Башмета, который в тот день дирижировал оркестром (сначала выступали "Солисты Москвы", потом – "Новая Россия"). Башмет стоял к Мацуеву спиной, но пару раз заинтересованно оглядывался на пианиста, а под конец концерта Рахманинова разошелся сам.

После концерта мы подошли к Денису Мацуеву, который, как оказалось, волновался в тот день больше обычного.

Комментировать Всего 51 комментарий
Мне нравятся эти парни!

Башмет изящен и с абсолютно прямой спиной,

а так, как Мацуев понимает и играет джаз, из классиков исполнял только Гульда, но уже будучи лет в 60

Времена Соллертинских канули безвозвратно

Великолепная статья, истинно снобовская!

Вы думаете, журналистка никакого понятия о музыке  не имеет и просто нанизывает безграмотные по смыслу предложения? Тогда Вы недостойны звания Сноба! Ибо только истинно Посвященные поймут всю бездну тонкой иронии Автора заметки и ее блестящей издевки над беспомощной наивностью необразованного читателя.

Дело в том, что не только Мацуев ничего не знал о своем номинировании, но и Башмет не подозревал о том, что вдруг выберет Мацуева. Башмет-то собирался присудить премию себе самому и уже сел за рояль, чтобы сыграть несколько приветствено-победительных аккордов, но сбился, стушевался, и решил, пока никто не разобрался в происходящем конфузе, присудить премию кому-нибудь другому...

(продолжение следует...) 

Спас случай -  рядом оказался Мацуев. Как только все услышали имя Мацуева, так поняли, что пришло время собирать билеты и разбрасывать шубы. Кое кому и то, и другое удалось (фамилии повторять не буду, они аккуратно перечислены Автором).

Когда пианисту вручили скульптуру, изображающие держащие струнный инструмент руки, всем бы понять, что готовилось награждение Башмета и Мацуев тут ни при чем, но публика была в таком восторге, что не заметила ляпсуса.

Что же произошло потом? а потом произошло вот что...  

(продолжение следует...) 

Автор намекает нам на произошедшее, ничего не говоря впрямую. Только то, что "исполняли концерт №1 для фортепиано с оркестром Шостаковича и Второй фортепианный концерт Рахманинова" и что "Башмет стоял к Мацуеву спиной, но пару раз заинтересованно оглядывался на пианиста". Не догадались еще? Ну конечно! Башмет привык стоять все время лицом к залу, даже когда дирижировал, а тут отвернулся на одно мнгновение - и на тебе! Он-то начал дирижировать концерт Шостаковича, а пианист, как ни в чем не бывало, заиграл Рахманинова! Естественно, дирижер стал на него заинтересованно поглядывать (чего ни один приличный дирижер себе никогда не позволял!) -  что же это такое пианист там играет???  

 Что же пианист? Пытаясь скрыть свое смущение и героически продолжая настаивать на концерте Рахманинова, он "наклонялся к клавишам совсем близко, время от времени напевая себе под нос" - то есть пытаясь, как мог, переубедить дирижера перейти наконец на аккомпанемент к своей песне. Он даже то помавал руками, то откидывался всем корпусом назад -  все напрасно - оркестр упорно продолжал наяривать Шостаковича.

"Фортепиано будто плавилось, превращаясь под руками пианиста в пластилин" -  только музыкант может понять, какой кошмар пришлось пережить пианисту, безуспешно пытавшемуся выдернуть из расплавленного пластелина свои все больше увязающие в нем нежные пальцы.

В общем, не приведи Господь! А тут еще дирижер (Автор заметки уже не скрывает своей издевки), "под конец концерта Рахманинова разошелся сам" - то есть, на языке профессионалов, окончательно разошелся и с оркестром, и с пианистом.

Благодаря этой статье я так живо все это себе представил, что совершенно не жалею, что не побывал на этом концерте и даже не слыхивал о нем! Жаль, что такую выдающуюся журналистику  смогут оценить по заслугам немногочисленные Снобчане, обладающие специальными познаниями в музыке. Поэтому-то  я и решил немного приоткрыть эту дымовую завесу. Надеюсь, теперь все правильно поймут иносказательный и образный язык молодого талантливого автора, имеющего разносторонние познания и в живописи, и в музыке, и еще Бог знает в чем. 

P.S. Самое главное  -  найти достойное применение  деньгам, потраченным на благотворительность.

  

Ну, Володя Вы и разошлись. Эк.. Как Башмет в конце концерта. А вот скажите лучше мне как профессионал не-профессионалу - когда режиссер заинтересованно оглядывается на пианиста это как-то более или менее логично, нет? А вот что делать когда первая скрипка оркестра в небольших паузах жестами объясняет девушке в первом ряду (то есть мне) что рад бы был с ней встретиться после концерта. Это как? А?

Ирина, Вы, конечно, имели в виду дирижера, а не режиссера - хотя это, в общем-то, одно и тоже: называете его просто кондуктором.

если с Вами в паузах объясняется Первая скрипка -  значит, искусство и красота еще не умерли! 

Надеюсь, они не стали Вас всем оркестром уговаривать ответить на это чувство?  

Обязательно вставлю в мою новую партитуру ремарку для концертмейстера оркестра, в соответсвующей паузе обратиться к прекрасной  девушке из первого ряда. Только обещайте, что Вы снова будете на своем месте!  

Дирижер-режиссер все же не одно и то же (если отвлечься от позиции вашей симпатичной собеседницы): без режиссера никуда, а без дирижера оркестр нормально играет. У меня есть приятель, не знающий даже нотной грамоты, котрый, однако, увлекается дирижированием профессиональными коллективами, и даже диски с ними записывает.    

ну, это как сказать! без дирижера "нормально" играет только камерный оркестр, и как-то между собой договориться актеры могут так же, как музыканты оркестра. Но ничего хорошего из этого не выйдет.

Видимо, Вы путаете видимую работу дирижера с его невидимой работой - точно такой же, как у режиссера. Если "невидимую" кто-то сделал, то на концерте можно обойтись без дирижера: как говорят музыканты оркестра одной нашей знаменитости "главное на концерте - это не взглянуть случайно на нашего дирижера!" 

Володя, я не музыкант, чистый лох-любитель. Наблюдал я как-то лет 10 назад м-м Дударову... лучше бы не надо было... ни мне, ни оркестру. Ну какая там "невидимая работа"...

Но вообще, глядеть для лоха важнее, чем слушать. Ну посмотри на Спивакова! Ну ведь ща точно станцует! А Гленн Гульд чего стоит -- Бах вприпляску и с подпевкой! А у Горенштейна скукотища на физии....

Шоу хочу!

глядеть -  тогда уж на Ланг-Ланга! А зачем же Вы - и на Дударову?

Любят у нас дирижеры покрасоваться. А чего ж делать, если невидимая работа для них непосильна, а слышимой - тоже не наблюдается? одна видимость и остается: дирижировать исключительно на кинокамеру.

Профессия-то такая, что сразу не поймешь - он там по делу машет или для сам для себя. Поэтому все и подались, кому не лень, а публика смотрит на своих кумиров и умиляется. Поговорили бы они с оркестрантами!

Как такие вот однажды сказали одному заносчивому дирижеру-выскочке: будете и дальше выпендриваться -  сыграем то, что вы показываете!

На Дударову случайно, когда больше было не на кого. Чисто  посидеть-подумать "под сладкий лепет мандолины".

Да ведь профану, Володя, по фигу... Как-то раз я в БЗК на квартетах Шостаковича даже закемарил на последнем ряду.

А в Малом зале на антресолях студентом  готовился к сессиям когда Горьковка не работала -- под студенческие классы. Так и втянулся 

Эх, Андрей, подозреваю я, что истинной причиной Вашей любви к Консерватории был находящийся неподалеку на Герцена магазин СОКИ-ВОДЫ, где частенько давали пиво... Так и втянулись ;-)

Еще ближе. Слева от Малого зала была консерваторская столовка (сейчас там Кофемания) с дешевым жигулёвским. На рубль я брал 2 бутылки пива, 4 бутерброда с сыром и шел в Малый зал изучать Фихтенгольца с Цаголовым

Дирижер в оркестре - как генеральный директор в компании. Вроде бы ничего не делает, только лавры (не путать с литаврами) собирает и ведет демонстративную псевдо деятельность, но если что, все шишки будут на его голове. Зиц-председателель, одним словом... :-)

Выдающаяся  способность с апломбом судить о совершенно неведомых вам вещах! 

Иметь любую выдающуюся способность - это уже не мало... Спасибо :-)

А какие вещи, по-Вашему, мне ведомы? Интересно... Или же таких не существует в природе? :-)

Кстати, какая радость, что Вы случайно не забрели на факультет психологии МГУ, что тоже неподалеку от Консерв....

Ну что Вам сказать, Леда: конечно, сегодня разелось много так называемых дирижеров- палкомахателей, которые больше всего озабочены тем, как бы прикарманить побольше денег, но все же на этом основное сходство с генеральными директорами органичивается. Стратегия и тактика, знание людей и способность к руководству   - все это, безусловно важно, чтобы удержаться за дирижерским пультом, но прибыль настоящего дирижера в денежных знаках невыразима. Я понимаю, что Вы так пошутили, но это уж слишком попадает в общую тенденцию измерять величину художника его успешностью и размерами гонораров. Собственно, никаких иных критериев больше не осталось. Ну, может, еще количество козочек на сцене.  

Ох, замечталась, ну конечно дирижера, сорри. А я вот думаю, Володя, дальше пойти. Сделать так чтобы первая скрипка прямо во время исполнения мне подмигивала! А? Хороша идея?!

.

пс: кстати, хороший нотный интернет-магазин не порекомендуете? не могу найти ноты "Мелодии" Бабаджаняна, играла еще в музыкальной школе

есть только tarakanov.net

 на подмигивание композитор не согласится: нужно, чтобы даже из задних рядов это безобразие видно было, иначе смысл теряется.  

Спасибо, посмотрела - и там нет. Эх..

тогда только через Озон заказывать

Ира Януччи Комментарий удален

Я вот прочитав текст решила подождать пока Вы откомментируете. Но позвольте, это же не комментарии это же ответ господину Никольскому про то что на снобе все время всех хвалят, да еще и в свойственной господину Никольскому стилистической манере! Вообщем, разошлись Вы Володя, разошлись.

Я кстати вчера на концерт Хворостовского ходила. Собиралась Вам написать, но теперь боюсь!

Максим Никольский Комментарий удален

Маша, если Вы сравнением с Никольским хотели мне польстить, то с прискорбием сообщаю: Ваша попытка провалилась! Попробуйте как-нибудь иначе.

А про Хворостовского обязательно напишите! и о непременном атрибуте русского искусства - шубы - не забудьте!

Глобальным русским - глобальные шубы!

(На Ховорстовском шуб не было - у нас лето на дворе, как то совсем не пристойно в шубах то.)

негодится это, Маша, на концерт - и без шубы!

как же тогда сказать "Сдавайте быстрее шубу, концерт уже начался!"? Главное, вместе с шубой не сдать и валюту.

А у нас в Карнеги лоджий много, а там шубу можно повесить в предбанничке - так что клятые капиталисты и эту проблему для себя решили! А в перерыв - все к бару - пить шампанское из пластиковых стаканов (хорошо правда что не из граненных).

про шубу - главное сказать! а то о чем же будут писать журналисты?

а бар - это вообще главное событие концерта!  

Маша, будьте осторожнее! на Снобе уже стали бесследно исчезать люди! у меня в почте -  коммент Никольского, а здесь от него - ни следа. Мне бы позлорадствовать, но наворачивается слеза. Берегите себя!

не удивляйтесь, Владимир! Исчезновение комментариев г-на Никольского - это обычное дело. Он, наверное, очень противоречивая натура. Или же пишет симпатическими чернилами, которые через полчаса становятся невидимыми :-)

он просто пытается напугать своим невидимым присутствием. будем игнорировать и отметать на корню!

Генин, ты - озорник. Не уважаешь авторитеты! Так тебя скоро в Россию не впустят.

не впустят - пол беды: хуже, если не выпустят...

Эту реплику поддерживают: Илья Куковякин

P.P.S. Не могу удержаться от одного маленького критического замечания -  не все же хвалить!

Не совсем ясен абзац:

" Исполняли концерт №1 для фортепиано с оркестром Шостаковича и Второй фортепианный концерт Рахманинова, который очень любят и Мацуев, и Башмет. Первый выступает с ним практически на всех гастролях, второй благодаря ему понял, что такое классическая музыка". Если по поводу Первого, который выступает на гастролях, более или менее понятно, что речь идет о Мацуеве, то второй (Башмет)  благодаря кому "ему" понял, что такое музыка - концерту Рахманинова или Мацуеву??? Боюсь, читатель слегка запутается в Первом, который играл Второй Рахманинова, и во Втором, кторый что-то благодаря кому-то одному из двух первых что-то понял.    

Запутался, но все равно смешно!

Я тоже запутался! Но смеюсь, дабы не зарыдать в голос!

Главное же, что журналистке и невдомек, какую медвежью услугу оказывает она и Мацуеву с Башметом, и редакции Сноба.

Дениса поздравляю, а на Снобе статьи о музыке почти всегда .... с английским акцентом: там традиционно к музыке как профессии относились подозрительно, и разбираться в ней считали зазорным....

если бы английский акцент, Сергей! а то ведь смесь французского с нижегородским.

Право, как-то неловко объяснять "образованному человеку", что в том, что дирижер стоит спиной к публике, нет ничего сенсационного, и что если бы он не "поглядывал заинтересованно" время от времени на солиста, то надо было бы его просто гнать в шею! Хотя Вы правы: слишком тонкая это для понимания материя! Эх, мало нас, счастливцев праздных...

Володя, а помнишь великий анекдот про интеллигентов в такси? заканчивался он тем, что измученный разговором пассажиров шофер поворачивается к ним и говорит: "Ребята, ничего что я к вам спиной сижу?"

Да, не спросил Юрий Абрамович разрешения у корреспондентки, а еще галантного мужчину из себя строит!
О темпора! О козы ностры!
Телеканал "Культура"! Не позорьте имя Утесова!
Сначала козы, потом Башмет: этапы большого пути!

Жаль, уже второе апреля. Кстати было бы поставить это красочное описание в День смеха. Хотя, Владимир, вряд ли попали бы ваши замечания на первую страницу: скорее всего, вы расходитесь с линией руководящей редакции Сноба.

Да, Геннадий, несмотря на бурную дискуссию, эта тема на главной странице не появляется.

Но правда -  превыше всего. Кроме того, я руководствуюсь Вашим замечательным кредо: всего не упустишь!

Проучившись до 5 класса в ЦССМШ при Консерватории я получила стойкое равнодушие к классической музыке и о ней даже обычно не читаю. Но статья написана и впрямь забавно... Если честно, я иногда с удивлением читаю экспрессивные восхищения благодарных слушателей.

боже мой, Леда, я и не знал, что у Вас такое кошмарное детство было!  искренне сочувствую...

а по поводу "благодарных слушателей" -  так ведь это рецепт успешной журналистики: покажи, что ты разбираешься в предмете хуже любого читателя -  и тебя захлестнет волна благодарности! 

но если серьезно, Леда, кому еще писать о Любви, как не тому, кто впервые испытал это чувство? кому писать о Музыке, как не тому, кто впервые побывал на концерте? кому все внове? что Михалкова сдала шубу, один знаменитый музыкант повернулся задом к публике, а другой стал делать какие-то не совсем приличные движения за плавленым роялем? Согласитесь, свежесть восприятия -  вот что подкупает неискушенного читателя!

Да ну... А что о ней (музыке) писать? Ее надо слушать и все.

о, Леда, если бы все так считали! а то ведь некоторые о ней пишут - ничтоже сумняшеся.

Владимир Генин Комментарий удален

Владимир Генин Комментарий удален

Самое любопытное здесь - что Автор даже не пытается отстоять свою продукцию. Должно ли это означать, что она ему (вероятно так же, как и Дорогой редакции) - совершенно безразлична?