В начале прошлого года корпорация Polaroid объявила, что к его концу полностью прекратит производство одноименных камер и пленки для них: камеры аналоговой съемки и мгновенной печати не выдержали конкуренции с цифровыми. Так оно и случилось.

Тем временем любители стильного винтажа устроили настоящий ажиотаж вокруг стремительно уменьшающихся запасов пленки. О ней мечтают, ее «достают» и дарят. С полароидом ходят на вечеринки — хотя его технические характеристики позволяют снимать только при очень хорошем свете, да и то с непредсказуемым результатом.

Когда-то популярность полароида объясняли торжеством технологии — из фотоаппарата моментально вылезала фотография, пусть и не слишком качественная. В 60-80-х годах полароиды продавались десятками миллионов экземпляров. Это было настолько выгодное дело, что компания Kodak стала выпускать собственные камеры мгновенной печати, рискуя получить иск за нарушение патента (иск был подан, в 1985 году Kodak проиграла многолетний процесс и выплатила Polaroid почти миллиард долларов компенсации). Теперь этот уже почти антикварный предмет ценят за уникальность, узнаваемость и ностальгию.

Полароид вновь стал культовым предметом после того, как был снят с производства. Фанаты даже создали проект Save Polaroid и на его сайте обмениваются ностальгическими историями и устраивают конкурсы фотографий. А кроме того, пишут петиции производителям пленки о том, что полароид должен выжить (только Fujifilm все еще выпускает пленку для некоторых моделей Polaroid, но не поставляет ее официально в США).

Напор ностальгирующих покупателей привел к тому, что нашлись энтузиасты, которые готовы вложиться в его реанимацию. Бывший сотрудник Polaroid Андре Босман (Andre Bosman) и бывший управляющий онлайнового сообщества фотографов Lomographic Society Флориан Капс (Florian Kaps) выкупили у Polaroid остатки ее оборудования по производству пленки и на 10 лет арендовали принадлежащую корпорации голландскую фабрику. Кроме того, они собрали небольшую команду специалистов по производству аналоговой пленки. И теперь надеются к 2010 году начать производство новой пленки для старых камер Polaroid — улучшенного качества и под новым брендом.

Все это делается на деньги частных инвесторов, сумма затрат выльется в несколько миллионов долларов. Проект получил название Impossible Project — поклон в сторону американского изобретателя Эдвина Лэнда (Edwin Land), создавшего полароид и основавшего Polaroid Corp. Лэнд сказал как-то, что проект стоит затевать, только если он очевидно важен и почти невозможен. Камеры Polaroid, даже с улучшенной пленкой, не смогут эффективно конкурировать с цифровыми. Полароиды дороги и негибки, у них дорогая пленка, а качество печати принципиально хуже, чем нынешнее цифровое. Но энтузиастов это не волнует. Флориан Капс сравнивает аналоговые полароиды с виниловыми пластинками — да, качество не ахти, шум и царапины, но это винтаж, ностальгия, нечто эстетически самоценное. «Формат полароида уникален и заслуживает второго шанса», — говорит он.

Специалисты предрекают Impossible Project трудности в создании аналоговой пленки — многие бывшие поставщики химических компонентов для Polaroid их уже не производят. Но задача точно воспроизвести старую пленку и не ставится, главное — сохранить формат. Однако коммерческие перспективы проекта действительно неясны. Продукт явно нишевый, и глубина этой ниши пока непонятна. Возможно, спасет ее высота? Эстеты всегда платят дороже.