Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Сорокин

Владимир Сорокин: Масло

Загадочная, завораживающая субстанция...

Иллюстрация: Иван Степаненко
Иллюстрация: Иван Степаненко
+T -
Поделиться:

Каждое утро, намазывая на хлеб ее, сбитую из сливок, при дневном свете разводя ею, отжатой из льняного семени, кобальт или охру на палитре, выдавливая ее из масленки в петлю скрипящей двери, смазывая ею, отжатой из кокоса, обветренные руки, а за ужином, поливая ею, отжатой из олив, листья салата и резаные овощи, не перестаешь удивляться и понимать, для чего нам дано это вещество: жизнь наша без смазки невозможна.

К черту сломалась бы машина бытия человеческого, посыпались бы шестеренки, треснули втулки и истерлись шкивы, если б не было сливочного, подсолнечного, оливкового, машинного, кедрового, тыквенного, льняного, хлопкового, кунжутного, кокосового и анисового.

А уж наша скрипучая русская жизнь без масла просто накрылась бы печным горшком. Без коровьего, без постного и без черного, горного, каменного, известного нынче как нефть. Без липкого мазута, без густо-чудовищного солидола и полуэфирных, ангелоподобных летучих масел.

Куда сунется русский человек без масла?

«Не подмажешь — не поедешь».

«Масляный язычок сладко говорит».

«Сухая ложка рот дерет».

«Кашу маслом не испортишь».

Это уже не просто пословицы, а жизненные руководства, экзистенциальные принципы.

— Подмазать бы надо, хозяин! — с разной интонацией тысячи раз звучало, звучит и будет звучать на российских просторах.

И хозяин подмазывает работника, работник — телегу, груженную маслом и направляющуюся в город, где маслом сим надобно подмаслить чиновника.

Смазанные салом сапоги, смазанные дегтем колеса телеги, масляные рожи, засаленные лацканы мундиров, сальная шуточка:

— Иван Иваныч нынче не ту щель смазать изволил!

«У них на масленице жирной водились русские блины».

Но в конце концов — и не все коту масленица, гражданин подследственный...

Человек устроен как машина: шарниры и сочленения его костей надежно смазываются. Глазное яблоко, наш главный орган восприятия мира, неуклонно смазывается. Только смазанный слюной язык способен довести до Москвы. Завораживающая мальчиков своим пахучим запахом смегма с раннего детства смазывает готовящийся к работе орган. И во время этой сладкой работы тоже предусмотрительно выделяется смазка. Все учтено! Чтобы человек не надорвался, не заскрипел.

В общем и целом, жизнь наша идет как по маслу. В Древнем Египте человеческими телами смазывали направляющие, по которым толкали блоки для пирамид. А в старой доброй Англии в Средние века фальшивомонетчиков варили в масле на площадях.

И у каждого есть, безусловно, свое любимое масло. Масло жизни. Кто любит сливочное, спустившееся с альпийских лугов, а кто-то млеет от розового, столь ненавистного Понтию Пилату. Сальвадор Дали, например, обожал оливковое, мог его просто пить, мазал им грудь и усы.

Я оливковым маслом восемь раз чистил печень, выпивая стакан его, подогретого, и запивая лимонным соком. Впечатляющая процедура, надо признаться.

Масло помогает и выручает в неожиданных ситуациях. Помните, в фильме «Последнее танго в Париже» уставший от жизни, молчаливый герой, завтракающий прямо на полу пустынной, как и его душа, квартиры, без объяснений и нежностей, зачерпнув пальцем сливочного масла из брикета, смазывает попку что-то щебечущей героине и деловито содомирует ее, распластав на паркете.

Чтобы, так сказать, жизнь маслом не показалась.

А в конце фильма подмасленная девушка героя застрелила.

Потому что правда что масло: все равно наверх всплывет.

Комментировать Всего 23 комментария

Володя, Вы забыли невероятно важное масло!  Мандельштамовское "масло парижских картин" . Масляная живопись - что может быть важнее для мира - Губерт и Ян Ван Эйки изобрели эту технику  в 1442 - и это изменило мир. Масло вместо темперы - это революция, равная расщеплению атома.

Конечно, Максим. Без этого масла уже никуда не уедешь: акварель, гуашь и темпера вместе взятые не помогут. Но, холст маслом, в отличии от каши, запросто испортить можно.

Ну да, это ведь была буквально ломка (извиняюсь за выражение) стены. Той стены, на которой писалась церковная фреска.

И спасибо за эссе о масле насущном.

Чем только бедный холст не портят! Носящие холщевые рубахи, например. Они ведь даже маслом не пользуются - просто помещают внутрь холста себя, и делается хуже. чем без них. Чем не метафора антропоцентричной культуры?

Да, наверно поэтому мокрый холст пахнет спермой.

Пастернак, из "Послесловье"

Это вечер из пыли лепился и, пышучи,

Целовал вас, задохшися в охре, пыльцой.

Это тени вам щупали пульс. Это, вышедши

За плетень, вы полям подставляли лицо

И пылали, плывя по олифе калиток,

Полумраком, золою и маком залитых.

Андрей, стихи раннего Бориса Леонидовича напоминают мне пастозно-лихую живопись Вламинка, который предпочитал кисти мастехин, зачерпывая им масло с палитры и накладывая на холст. Вот уж у кого воистину масляная живопись!

Владимир, я просто вспомнил эти строчки, потому что в юности думал, что они содержат самое красивое словосочетание в русском языке - пааа-ли-фе кали-и-и-ток - в котором есть всё, от красивого, как бы голландского полотна, слова "лиф"  до не менее красивого "фекалии" (от латинского faex, "останки"),  словно в капельке жизни кишащее инфузориями.  Я всегда эти строчки цитировал в ответ на утверждение англоязычных пижонов, что в их языке самое красивое словосочетане - cellar door (дверь в погреб).  Дескать, а вот послушайте-ка. 

Позвольте вопрос...

Андрей простите за мою любопытность, это чисто женское ничего не могу с  собой поделать любопытна как кошка. В чем скрывается прелесть фразы cellar door (дверь в погреб)? проговарию для себя раз десятый и ну ничегошеньки красивого или благозвучного уловить не могу...

Марина, на Ваш вопрос есть два ответа: мой и немой.  Вот немой:

http://en.wikipedia.org/wiki/Cellar_door

А мой я Вам напишу, обещаю, если немого Вам не хватит.

Андрей собственно нечто подобное я и  ожидала увидеть от этого объяснения , если Вас не затруднит очень хотелось бы ваше мнение узнать, а также Вам как самому кажется сие словосочетание? может быть конечно у меня недостаточно тонкий слух и не развито чувство языка , но на мой объывательсткий вкус не нравитмся мне это словосочетание и все тут.... знаете есть несколько русских слов которые вызывают во мне отторжение. одно из них ГАРДИНЫ... просто какая то антиматерия. а для Вас? есть такие слова которые при всей своей безобидности при произношении вызывают какое то просто физическое ощущение похожее на брезгливость.

Марина, ГАРДИНЫ - это ужас.  А как Вам ТАХТА?  Прекрасно и даже неправдоподобно, что Вы над этим размышляете!..  О двери в погреб, если честно, то я Вам написал преогромный ответ, но видимосдуру нажал не на ту кнопку и он исчез, а я с досады взял да и переслал Вас к Википедии.  Просто не было сил все писать снова, простите великодушно!  Как-нибудь напишу Вам об этом заново, еще тщательней, чем в первый раз.  Записываю Вас в "Друзья" с Вашего позволения, дабы не потерять Вас из виду в мешанине снобщества. 

Владимир ни капельки не сомневалась в вашем утонченном вкусе. Хотя ,например, нахожу Вламинка несколько небрежным, но не лишенным тем не менее того самого очарования, которое рождается под кистью не ремесленика  - а творца. А как Вам " маслянистый" Поллок ? Вот уж где воистину лихость.

Друг Пушкин, хочешь ли отведать

Дурного масла, яиц гнилых?

Так приходи со мной обедать...

Дельвиг.

Интересно, нам бы это "дурное масло" тоже показалось бы дурным, или вполне себе ничего?

Дурное - это прогорклое сливочное, которое перетапливали много раз.

А аюрведическое поливание масла на голову? А массаж с маслом?)))

А еще важное масло-елей.Оно ,надо надеяться,полезно для души.

Какие ощущения появляются при запахе масляных красок?

Не были на выставке одной картины Караваджо в Эрмитаже пару лет назад? Там можно было понюхать все. В том числе и масло из мастерской художника. Не совсем близко с реальностью, но удивительные ощущения.

У меня квартира так круглосуточно пахнет :)

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Аннушка уже разлила масло...

Эту реплику поддерживают: Юлия Щербатова

Масло ассоциируется с избыточностью, роскошью, достатком. МАСЛеница, не простая, а "широкая"- щедрая, которой на всех хватит.

Я сам в какой -то момент - пару лет назад- начал делать масло. Это волшебное абсолютно ощущение, когда ты держишь банку со сливками, а через полчаса вдруг там уже плавает солнечный кусок сливочного масла! К домашнему сливочному маслу я испытаваю очень трепетное отношение. И недавно узнал, что, оказывается, Гоголь очень любил сам делать сливочное масло.