/ Москва

Сергей Соловьев объединил в один фильм-дилогию «Анну Каренину» и «Ассу-2»

+T -
Поделиться:

Я помню, как Михаил Ефимович Швыдкой, когда я ему стал говорить о том, что нужно сделать премьеру «Анны Карениной» (а это довольно дорогое мероприятие), сказал мне: «Слушай, а давай позвоним министру железнодорожного транспорта». Я говорю: «Почему ему?» «Обожди, обожди, обожди…» — отвечает он и набирает номер: «Да, это я. Мы хотим сделать премьеру “Анны Карениной” и хотели бы попросить вашей финансовой поддержки. Это же прямое ваше дело!» И я понял, что премьера «Анны Карениной» — «действительно» прямое дело Министерства путей сообщения.

Был у меня и другой план — снять «Анну Каренину» полностью, с первой до последней страницы, без сценария. Я даже ходил, еще в советское время, к телевизионному министру Лапину с этим предложением. Получилось бы серий 100-120. Он меня спросил: «А прецеденты в мире есть?». Я ему: «Нет, нету». И он сказал: «Давай, снимаем!» В общем, серий на 40 я ему голову заморочил. По-хорошему, конечно, так нельзя — сценарий все равно нужен.Но наш кинематографический министр [Ермаш] меня просто не отпустил к Лапину на работу, потому что они друг друга ненавидели. Ермаш меня без восторга выслушал: «Ты собираешься снимать “Анну Каренину”»? И добавил великую фразу: «При живом Зархи?!» А еще был жив Зархи, который снимал «Анну Каренину» с Самойловой. И все — все накрылось.

Комментировать Всего 4 комментария
Меня с фильмом «Асса» примирило только время. Потому что эта попытка ввести в культурный контекст андеграунд не показалась мне обдуманной. На самом деле рок-музыке гораздо ближе такие фильмы, как «На игле» или The Blues Brothers (последний был снят за четыре года до «Ассы»). Там жизнь рокеров показана в их естественном течении и правдиво. Но к Соловьеву как к человеку и режиссеру я отношусь очень хорошо и считаю его очень талантливым и деятельным, и практически все, что он сделал, я нахожу очень интересным. Я ожидаю с интересом премьеру фильма «Асса-2», потому что считаю и Шнура человеком одаренным, даже больше артистически, чем музыкально. Я думаю, что он вполне может там себя проявить, и к Башмету я хорошо отношусь. Так что будем ждать премьеры.
Фильмы я еще не видел. Но все мы любим Соловьева, и верим, что молодой задор не изменяет ему до сих пор. Даже в холодном Ханты-Мансийске.
Соловьев прекрасно понимает, что одним из по-настоящему его успешных проектов в последнее двадцатилетие был фильм «Асса». Притом не только в коммерческом и не только в творческом смыслах. Он стал своего рода культовой картиной, которая ввела в пространство самых замечательных и знаменитых людей: Гребенщикова, Цоя, Африку и т. д. И он прекрасно знает, что по отношению к так называемой перестройке и всему горбачевскому времени этот фильм, наверное, наиболее значительный и столь точный, что стал культовым. Как какие-нибудь «Семнадцать мгновений весны» или «Ирония судьбы» для всего остального российско-советского периода. Поэтому он все эти годы очень хотел то ли сделать продолжение, то ли каким-то образом сделать ремейк, то ли еще какую-то форму найти оживление того круга людей, идей, героев, актеров… У него был такой подсознательный проект. Одновременно с этим был у Сергея Александровича Соловьева и второй проект — такое притягательное и очень важное предназначение — экранизация большой великой классики. Он хотел то экранизировать отношения Тургенева с Полиной Виардо, потом все-таки решился на величайший российский роман и один из шедевров мировой литературы — «Анну Каренину». Он много лет к этому шел, и долго искались деньги и производственные возможности — то с Первым каналом, то с Ханты-Мансийским округом, то еще с кем-то… и это все реализовалось.
В результате так получилось, что он одновременно снимал оба фильма в таком странном сочетании — какая-то молодежная полустебная сюжетная сфера конца 80-х и невероятная трагедия любви в величайшем произведении русской литературы. Несопоставимые вещи — как гомосексуалист-джазист и полковник морской пехоты. В общем, совершенно нельзя представить, что эти люди где-то могут встретиться хоть в каком-то контексте. Но у Соловьева такое сознание, где могут быть очень причудливые переплетения, встречи, связи, при том что его муза — Татьяна Друбич — и в одной из главных ролей в «Ассе», и она же Анна Каренина. Таким образом, происходит некое короткое или длинное замыкание. Что из этого выйдет, я еще не видел, но видел кусочек «Анны Карениной», совершенно замечательный, один из ключевых моментов — отношения Карениных и, следовательно, отношения героини Друбич с героем Олега Янковского. Считаю, что Олег Янковский — выдающийся, крупнейший актер своего поколения, просто номер один в своем поколении, и это такое удовольствие — наблюдать сцену их объяснения, это такое мастерство. Ведущим является Олег Иванович, Татьяна Друбич является ведомой, но вместе у них получается такой искренний, такой нежный и трогательный союз, что забываешь про всех этих Вронских. Это драма отношений внутри семьи. И вот тот эпизод, который я видел, мне показался очень интересным. Поэтому я с нетерпением жду скорее премьеры «Анны Карениной», поскольку все-таки уверен, что это один из нестареющих шедевров, ну и с некоторым любопытством, чуть осторожнее — «Ассу-2», потому что войти второй раз в эту культурно-узкую и припечатанную ко времени культурную волну очень трудно. Но я думаю, что российским зрителям и то, и другое будет интересно.
Спасибо, ребята, за то, что помните, говорите и пишете! Все, наверное, так и есть. А как - я и сам не знаю... И слава Богу.