Петр Федоров: Это та же оппозиция, что и пять лет назад

Стихийные митинги оппозиции в ряде городов Киргизии, включая столицу Бишкек, переросли в массовые беспорядки, захват зданий органов власти и взятие в заложники чиновников высшего ранга. В результате столкновений протестующих с полицией есть погибшие и раненые. Президент ввел режим чрезвычайного положения

+T -
Поделиться:
Подробнее

По последним данным, в ходе беспорядков в Бишкеке погибли 17 человек, еще 142 получили ранения. Сообщается, что силы правопорядка изначально использовали слезоточивый газ и резиновые пули, однако затем открыли огонь по толпе из стрелкового оружия.

Массовые беспорядки начались накануне в городе Таласе, а к середине сегодняшнего дня охватили уже весь центр страны. Представители оппозиции заявляют о захвате ряда зданий областных и городских администраций. По данным ИТАР-ТАСС, к настоящему моменту толпа митингующих захватила здание УВД Таласской области, в заложники взяты глава МВД республики Молдомус Конгатиев, вице-премьер Акылбек Жапаров и губернатор Таласской области Байымбет Мураталиев. Ранее сообщалось о гибели главы МВД, однако эта информация не подтвердилась.

В Бишкеке оппозиционеры захватили здание телецентра. На некоторое время вещание государственного национального телеканала было прекращено, однако теперь эфир возобновлен: с двух-трехминутными речами выступают представители оппозиционных партий и правозащитных движений, которые рассказывают о ситуации в стране. Сообщается также о пожаре в здании Генеральной прокуратуры.

Сегодня же президент Киргизии Курманбек Бакиев подписал указы о введении чрезвычайного положения на территории всей страны и комендантского часа в Бишкеке.

Представители власти предложили лидерам оппозиции сесть за стол переговоров. Эту информацию подтверждают обе противоборствующие стороны. По словам главы оппозиционной партии «Ак-Шумкар» Темира Сариева, сейчас лидеры оппозиции собираются вместе, чтобы решить вопрос о возможности переговоров. Между тем ранее в стане противников Бакиева заявляли, что цель акций протеста — смена власти в стране.

Петр Федоров

   На мой взгляд, в Киргизии происходит следующее: таким образом оппозиция, которая была союзником Курманбека Бакиева во время «революции тюльпанов» пять лет назад, выражает свое недовольство его политикой, поскольку заявленные во время революции цели, идеи и задачи нового руководства ни в коей мере не были реализованы; вместо этого в Киргизии нарастает коррупция и семейственность. Ситуация скатывается к тому же положению, что было до революции, а то и пожестче, потому что Аскар Акаев был либеральным лидером.

Также оппозицию, видимо, тревожит (хотя я нигде не видел упоминаний об этом), что Бакиев открывает вторую американскую базу на территории страны. И она прекрасно понимает, что это не улучшит отношений между Киргизией и Россией.   

 

Комментировать Всего 38 комментариев

На мой взгляд, в Киргизии происходит следующее: таким образом оппозиция, которая была союзником Курманбека Бакиева во время «революции тюльпанов» пять лет назад, выражает свое недовольство его политикой, поскольку заявленные во время революции цели, идеи и задачи нового руководства ни в коей мере не были реализованы; вместо этого в Киргизии нарастает коррупция и семейственность. Ситуация скатывается к тому же положению, что было до революции, а то и пожестче, потому что Аскар Акаев был либеральным лидером.

Также оппозицию, видимо, тревожит (хотя я нигде не видел упоминаний об этом), что Бакиев открывает вторую американскую базу на территории страны. И она прекрасно понимает, что это не улучшит отношений между Киргизией и Россией.

"вместо этого в Киргизии нарастает коррупция и семейственность" - проблема оппозиции в том, что эта семейственность и коррупция прошли мимо них... Не на то они надеялись, когда поддерживали гос переворот в первый раз

"Также оппозицию, видимо, тревожит, что Бакиев открывает вторую американскую базу на территории страны. И она прекрасно понимает, что это не улучшит отношений между Киргизией и Россией" (цитата)

Я думаю, если киргизскую оппозицию это обстоятельсто и тревожит, то в самую последнюю очередь. Гораздо более ее тревожит - и ради этого все и затевалось - какое МЧП или ТОО будет поставлять на эту базу керосин.

Зато отношение российских властей к этим базам (на самом деле для России спасительным), мне кажется, отдает легким безумием.

Наши кремлевские мечтатели полагают, что за всеми революциями стоит чья-то рука — Вашингтона или еще чья-нибудь. Они все время навязывают нам свою точку зрения, что революция — это происки каких-то нехороших дядь. А революция, если посмотреть на всю историю человечества, — это выход из тупика, из накопившихся противоречий. У революции есть определенные задачи, и если в результате революции происходит только смена правительства, задачи не решаются, а проблемы, которыми была вызвана эта революция, остаются, то неизбежно ждите повтора. Вот сейчас мы и видим подобный повтор.

Это не первый раз, когда там применяется сила, когда есть жертвы. Власти кажется, что она демонстрирует жесткость и непреклонность. На самом же деле она сама роет себе могилу. То же самое отчасти мы имеем в Ингушетии: мы там убиваем без суда и следствия (помните, когда мент застрелил оппозиционера, а мента этого потом отпустили?), но почему-то думаем, что никто этого не замечает и что после этого не будет взрывов. Будут взрывы — и не только народного недовольства, но и теракты. Все эти вопросы нужно решать не военным путем, нужно менять курс. И если власти по-прежнему не хотят менять курс, как в Киргизии, так и у нас в Ингушетии, то ситуация будет только усугубляться. Чем больше ты расстреливаешь людей, тем больше ты наживаешь себе врагов.

Эту реплику поддерживают: Евгений Янковой

Update четверг, 8:38

К утру президент Бакиев нашелся на юге страны в Оше. Вся остальная информация из Киргизии остается противоречивой. За ночь сильно выросли цифры погибших - по разным данным от 68 (данные минздрава Киргизии) до 100 человек (Коммерсант).  В Бишкеке орудуют мародеры, разграблены как минимум два торговых центра, китайский и турецкий. Разграблены и сожжены три дома, принадлежащие президенту Бакиеву и его родственникам. Оппозиция взяла под свой контроль аэропорт "Манас" (там же находится одноименная база ВВС США). Глава временного правительства Роза Отунбаева объявила, что за полгода будет подготовлена новая конституция и проведены президентские выборы.

Update четверг, 13:40

Как и следовало ожидать, временное правительство не в состоянии контролировать происходящее. Толпа снова пытается штурмовать парламент -- несмотря на увещевания главы временного правительства Розы Отунбаевой.

А вот нейтралитет России, похоже, закончился. Отунбаева по телефону заверила Путина, что у нее все под контролем, а Путин пообещал гуманитарную помощь.

Update 18:24

Впечатляющая подборка фотографий из Киргизии собрана в блоге Марины Литвинович.

Про министра внутренних дел Фергана.ru сообщает, что он избит и находится в тяжелейшем состоянии. Арестованные ранее лидеры оппозиции освобождены.

По данным Интерфакса, около 17:30 сторонники оппозиции ворвались в здание парламента, к тому моменту уже пустое. Российкие военные, дислоцированные в Киргизии (авиабаза Кант) сохраняют нейтралитет.

Прямая online-трансляция здесь

Update 18:33

Ведомости сообщают: "По словам источника, близкого к спецслужбам России, киргизская сторона обратилась к российским силовым структурам за оказанием технической помощи, но решения на этот счет российской стороной не принято".

Я думаю, что все заинтересованные стороны (США, Китай, Россия) будут сохранять нейтралитет, потому как нынешний режим пытался играть на руку "и на нашим, и вашим", а по итогу все недовольны остались. Знакомый экспат из Киргизии пишет, что уже начинается мародерство.

Эту реплику поддерживают: Nikolai Sobolev

В данной ситуации есть еще одна заинтересованная сторона - Казахстан, которая по всей видимости, принимает активное участие во всех последних процессах

вряд ли.. кз своих проблем хватает. 

Фотографии взрывов на центральной площади в Бишкеке из ЖЖ Марины Литвинович. Говорят, что подорвался БТР, но подтверждения нет.

update 19:44

Твиттер из Бишкека: "Президент покинул страну, с аэропорта вылетел самолет, сообщили сотрудники аэропорта. Regnum тоже уверяет, что это не слух".

Ну вот кажется и все...

UPDATE 19:47

Около 20:00 по местному времени (18:00 мск) самолет президента Киргизии вылетел из аэропорта "Манас", передает корреспондент ИА REGNUM. По неподтвержденным данным, президента Киргизии Курманбека Бакиева доставили непосредственно к трапу самолета, после чего тот сразу покинул страну.

Куда борт №1 направился пока неизвестно. "Судя по техническим характеристикам, самолет данного типа сможет долететь только до какой-либо из сопредельных стран. Затем ему нужно будет дозаправиться", - прокомментировал источник. Ранее представители президента заявляли, что президент Бакиев и ряд сотрудников находятся в здании Белого Дома.

"Приехал кортеж из нескольких бронированных джипов с затемненными окнами. Часть вооруженной охраны с кортежа устроила пальбу на перроне - разогнала всех сотрудников. Часть охранников оцепила окрестности самолета. В самолет сели несколько человек - не более пяти. Самолет улетел", - сообщил источник.

UPDATE 20:49

Киргизская оппозиция сформировала правительство народного доверия, которое возглавила бывший министр иностранных дел Роза Отунбаева. Об этом сообщает агентство АКИpress. Ранее оппозиция потребовала от властей сложения полномочий. Эти требования были выдвинуты в ходе переговоров с премьер-министром страны Данияром Усеновым.

Бакиеву - поделом. Что посеешь - то и пожнешь.

Евгений, а что именно он посеял? В Вашем профиле написано, что Вы жили в Средней Азии. Вы что-то понимаете в киргизских делах?

Посеял беспредел и мятеж. Скинул законного президента, отобрал у него все.

Я прожил большую часть жизни в Средней Азии - постоянно бывал во всех странах региона, включая Киргизию и Бишкек в частности.

Все эти игры в демократию - это ВСЕ пустой звук. Это глубоко клановые сообщества - они все нстроены на интересы кланов - родственников и приближенных лиц. Второй раз уже меняется власть по одному и тому же сценарию - правящий клан теряет силу - приходит новый. Опять революция, опять лозунги. 

Для народа НИЧЕГО не поменяется (ну если только к худшему) просто придут новые кумовья, сядут в кресла и начнут быстро воровать. Быстро - потому что понимают, что их также могут скинуть, как только что скинули они...

Насколько я могу судить, нынешнюю революцию делают те же самые люди, что и пять лет назад (минус Бакиев). Причем, они все входили в номенклатуру при Акаеве, но что-то с ним не поделили.

В 2006 году я писал про Акаева, был у него на казеной даче под Москвой. У меня сложилось впечатление, что

а) судя по его весьма скромному быту, ничего он особенного не своровал, и

б) что разногласия в элите носили характер кухонной склоки. Вот что он сказал, например, про Розу Отунбаеву, четырежды бывшего министра иностранных дел, которая тогда была чуть ли не главной заводилой "тюльпановой революции", а сейчас, вроде бы, возглавила "правительство народного согласия": «Не было никаких разногласий! Роза Исаковна, когда служила послом в Великобритании, договорилась с ООН, что они возьмут ее на работу. Я ее понимаю: там зарплаты высокие, у нас таких и не бывает, и пенсии тоже. Я написал рекомендательное письмо Кофи Аннану, и ее назначили специальным представителем Генерального секретаря по урегулированию конфликта в Абхазии».

Это прямо водевиль какой-то. Только по ходу действия люди гибнут.

Судя по всему - на всех постов не хватило после первой революции - пришлось делать вторую. Во всем этом цирке страдает и без того бедный народ.

На меня Акаев также производил наиболее вменяемое впечатление среди всех Центральноазиатских лидеров.

Эту реплику поддерживают: Ильдар Латыев

акаева нельзя сравнивать с бакиевым. все таки ученный. а этот, говорят левый. думаю во всей заварухе победит усенов.

Российский премьер Владимир Путин отреагировал на события в Киргизии

Как сказал Владимир Путин на пресс-конференции, российские власти не имеют никакого отношения к происходящим в этой республике событиям.

Николай Клименюк Комментарий удален

Киргизия — в принципе, единственная азиатская республика, где президент (я имею в виду Аскара Акаева) отработал положенный срок и добровольно покинул этот пост. И поскольку с ним в свое время обошлись не совсем, как мне кажется, справедливо, то нынешняя власть не хочет повторить его судьбу и пытается отойти от демократических норм. При этом, мне кажется, что уровень гражданского самосознания в Киргизии очень большой (по крайней мере, во второй половине 90-х годов он был уже достаточно высок). Тому свидетельство — нынешняя ситуация.

1. Киргизия - прекрасный образец изучения борьбы элит.  Правящая элита раскалывается, там идет постоянная трансформация перемещения из элитной группировки в контрэлиты, и наоборот...Что в основе всего этого? Нет, не идеи демократии, и спор стратегии развития. Элементарная борьба за элиты, за контроль над  ресурсами, которые распределяются властью....Плюс это борьба региональных кланов -южан и северян, кланами серьезными, богатыми....

2.Вспомним как смещали режим Акаева... Главная роль там принадлежала южанам в союзе с преступными группировками. Они привели Бакаева к власти по сценарию внешних сил... Теперь все поменялось, сегодня северяне вычищали южан....

3.Режим Бакаева был режимом глупым....Доморощенно сельским....Он сразу устранил всех соратников-северян (а это весьма специфический клан- север считается наиболее интеллектуально развитым, заточенным на союз с мировыми центрами-Москву и Вашингтон)....Устранял он их тупо, через публичные конфликты, унижения, посадки....Потом Бакаев решил заигрывать с Китаем, поочередно играл с США и Россией....Москва и Вашингтон очень напряглись...Еще больше они напряглись, когда в Бишкек зачастили Китайцы, и вся риторика Бакиева стала пропекинской....

4.Режим Бакаева посчитал, что управление репрессивными методами и опора на традицию, на сельскую культуру его спасет.  Курултай согласия был финальной точкой. Что предлагал Бакаев? Сохранить традиции и ценности кочевого общества, опираться на общинную жизнь и общинную ответственность. Наконец, он провозгласил построение совещательной демократии в Киргизии. Что означало ликвидацию представительной демократии и переход к архаичной форме Курултаев - всенародный съезд знати, нашей Палате лордов (это прямые слова Бакиева)... Это фактически была ломка всей структуры  взаимодействия кланов, уничтожение площадок диалога, подавления всех  несогласных....А что стоят постоянные намеки о сыне-наследнике..Это все тяготило своих соратников, которым слишком все это не нравилось, которые не находили стабильности своего положения..

5. Бакаев конечно переоценил свои силы...Может, он понадеялся на Пекин и его помощь...Может понадеялся на мощь силовиков и южных преступных группировок....Но главное он ошибся, не просчитав, что как был фигурой компромисса, вознесенного волной народной стихии во власть, так ей и остался.... Он не учитывал фактор Москвы и Вашингтона, а зря... Урок Акаева ему впрок не пошел....

6. Киргизия -это конечно страна-клиентелла. Слабая во всех планах...Ее политикой играют Игроки более серьезные. Обратите внимание, и Медведев, и Путин сразу отреклись от Бакаева, то же сделал и госдеп США....Сразу...Что говорит - наверняка были консультации, наверняка этот сценарий не был неожиданным для России и Америки....

7. События в Бишкеке готовился по всем правилам переворота. Точно были отмечены объекты захвата, прежде всего телевидение и силовые структуры; в один день власть была сменена в большинстве провинций, оппозиция была консолидирована и сразу сформировала органы управления. У восставших было оружие. То есть все говорит о хорошо подготовленном событии.

не уверен что все так прямо готовилось... думаю все таки элемент спонтанности больше. главное вовремя оседлать коня..когда все началось тогда начали шевелиться, якобы деньги студентам за выход на площадь и тд. пока неясно надо еще пару дней что бы понять. 

меня наталкивает на мысль о некой подготовки 2 обстоятельства - за сутки власть сменилась сразу в большинстве провинций....переворот произошел в момент поездки сына Бакиева и шефа спецслужб в США

может быть..но может и совпадение. он постоянно где то бродит.  не шеф)))

Бакиев нашелся

Формально все еще президент Киргизии нашелся в эфире радиостанции "Эхо Москвы", где он сегодня выступил. Он утверждает, что не покидал Киргизию и сейчас находится "на юге страны", где конкретно он не уточнил. При этом он утверждает, что является действующим президентом страны и "никакого поражения не признвал". Мало того, не смотря на то, что милиция и армия перешла на сторону оппозиции, Бакиев еще надеется вернуть себе власть.

Тем временем, страсти в Бишкеке не утихают. Местное население собирает дружины, а новый временный глава МВД разрешил стрелять в мародеров, правда не ясно получают ли такое право только милиционеры или все.

Протестующие попытались сегодня снова прорваться в здание парламента, а также в район, где расположенные иностранные дипломатические миссии. Успокоить толпу пытается теперь уже глава "народного правительства" Роза Отунбаева. С ней кстати сегодня по телефону поговорил Путин, который пообщал оказать Киргизии гуманитарную помощь.

10 апреля объявлено в Киргизии днем траура. На сегодня известно о более чем 75 погибших и более тысячи пострадавших в ходе беспорядков в среду.

Интригующий расклад

Россия поддержала новую власть и отреклась от Бакиева. 

http://www.respublika-kaz.info/news/politics/8435/

Госдеп наоборот поддержал законно избранного президента Бакиева.

Алматы. 8 апреля. Kazakhstan Today - Официальный представитель Госдепартамента США Филип Кроули сегодня выступил с заявлением, согласно которому США требуют привлечь к ответственности виновных в беспорядках в КР и заявляют о поддержке законно избранного президента Курманбека Бакиева, передает агентство со ссылкой на телеканал "РБК".

"Мы осуждаем насилие и гибель людей и требуем провести тщательное расследование злоупотреблений и убийств и привлечь виновных к ответственности. Что касается заявлений киргизской оппозиции о формировании нового правительства, мы сохраняем уверенность в том, что у власти остается законно избранный президент", - заявил Ф. Кроули.

А вот на сайте госдепа США несколько иное- Кроули заявил-что США обеспокоены ситуацией , осуждают насилие...Далее следует призыв к спокойствию, уважению прав человека.  И далее-мы твердо поддерживаем народ Киргизии... Мы работаем с правительством, мы работаем с гражданским обществом . О Бакаеве там нет ни слова

Дмитрий, видимо местные журналисты добавили от себя перцу.Вчера видел по БиБиСи репортаж про события, показали интервью с Бакиевым, он прячется где-то на юге, говорит что на нем нет вины за кровь, но и предстать перед народом в столице он не может, так как его ждет неминуемая смерть.Вид у него затравленный, не такой конечно, как у Саддама после извлечения из подземелья, но что-то общее есть.В целом сочувствия у репортера он не вызывает, показывают первые похороны погибших, перечисляется сколько погибло и пострадало, Роза Отумбаева посещает раненных в больницах и говорит что ждет новых провокаций от сторонников Бакиева.Вообще, такое ощущение что Бакиев стал персоной нон грата для всех подходящих стран где он мог бы получить убежище, включая соседей и теперь он как затравленный зверь загнан в угол и будет сопротивляться.  Международному сообществу стоило бы подумать о том как разрядить ситуацию в Киргизии, дать какие-то гарантии Бакиеву, чтобы он распуститил сторонников и уехал из страны.

Здесь, в блоге Виталия Мантрова, завязалась еще одна дискуссия о происходящем в Киргизии. Виталий публикует и поражающие воображение фото министра внутренних дел Конгантиева "до" и "после". Не для слабонервных

окдб бездействует. может надо ввести и защитить город и людей.. зачем его создавали

Бакиев ушел в отставку окончательно и безповоротно

Бакиев поговорил по телефону с Путиным, в сопровобжении российских военных улетел в Казахстан и послал факсом заявление об отставке. Сегодня посол Казахстана передал временному правительству оригинал заявления Бакиева. Теперь в Киргизии все легально.

Киргизия 2005-2010 годов - это полное кумавство и клановость. Везде при власти одни родственники и друзья. Ничего удивительного, что такое произошло. Несколько кланов обогащается, а народ беднеет...типичная банановая республика.