Михаил Калужский /

Умер Малькольм Макларен

Модельер, музыкант, рекламист, промоутер. Ни одно из этих слов не описывает того, кем был Малькольм Макларен. В одной сфере ему было тесно — универсальному человеку конца 60-х

+T -
Поделиться:

Его будут знать как дизайнера и мужа Вивьен Вествуд. Как автора рекламной кампании British Airways. Как композитора и телевизионного продюсера. Но все запомнят его как человека, придумавшего для никому не известной лондонской группы название Sex Pistols. Никто прежде не мог похвастаться таким дебютом — все британские радиостанции отказались транслировать сингл God Save The Queen. Музыканты «самой честной рок-группы в мире» Макларен и Вествуд были арестованы после попытки дать концерт на кораблике, плывущем по Темзе мимо здания парламента во время празднования юбилея королевы.

Мог ли после этого мир не слушать панк-рок?

Макларен умер от рака в 64 года. На его сайте сегодня одна единственная строчка: «Малькольм скоро вернется...»

Комментировать Всего 10 комментариев

Учитесь работать, они уходят...

Эту реплику поддерживают: Карина Ончул

Конечно, очень жалко Макларена, но для меня то, что стоит за личностью этого человека, та культура — это история упущенных возможностей. Панк мог повлиять на современное искусство, на современную культуру значительно сильнее, чем это произошло на самом деле. Ну, например, так, как повлияла революция 60-х на человечество (я имею в виду рок, психоделическая музыка и так далее). А панк очень быстро сдулся и превратился в такой в общем-то гламур. И в этом смысле для меня Вивьен Вествуд есть образ панк-культуры, а то, что нам преподносят — очень грустная история: она не про содержание, а про форму. Только злость, и больше ничего.

Да, век панка был ярок и недолог - может быть, в этом и была его историко-культурная роль? Но превратился ли он в гламур? Те же Ramones держались долго. А если вы про отечественную сцену, то у нас, кажется, полноценной панк-культуры ( на всех уровнях, от музыки и идеологии до массового молодёжного движения) вовсе не было.

Ну это не правда...

Полноценная панк-культура была сразу вслед за зарубежной. Просто у нас ее душили слишком (ВИКИПЕДИЯ: Русский панк-рок. В СССР панк-рок зародился в 1979 году в Ленинграде с созданием группы Андрея Панова Автоматические Удовлетворители. Постепенно советский панк стало принято делить на 2 категории[2] — традиционный (Тараканы!) и сибирский (Гражданская оборона). В 90-е в России (главным образом в Москве и Санкт-Петербурге) появляется целый ряд популярных панк-рок и поп-панк групп (НАИВ, Тараканы!, Бригадный Подряд, ПургенНик Рок-н-роллВраги мухЭлизиум и т. д.). Русский ска-панк представлен группами SpitfireDistemperЯйцЫ Фаберже..) Да исейчас есть яркие представители! Особенно выделяется группа П.Т.В.П.

Ну бросьте, какие АУ - панки? Они скорее пародия на панк-музыку, потому что были явлением не протестным. Протестовали они в лучшем случае против господствовавшей в тот момент в ленинградском рок-клубе эстетики, да и то скорее иронизировали. То же самое можно сказать и про все остальные перечисленные вами команды - это такое внутримузыкальное явление. Единственное исключение, конечно, ГО. И как раз потому, что исключение, подтверждает общее правило.

Впрочем, может быть, наши панки - это нацболы?

Макларен - исключительный чувак. Только он смог такое аморальное и антихудожественное явление, как панк-рок, выдать за произведение музыкального искусства (шутка). На самом деле панк-рок был создан в Америке, но до Макларена всерьез не воспринимался (во всяком случае миром моды). Макларен сумел через вполне заурядную группу Sex Pistols сделать панк-рок (такое самопроизвольное музыкальное выражения эмоций) явлением мировой культуры и моды, которое до сих пор работает и имеет культурную нишу.

Саша, вы и есть российский Макларен. Сделать "Звуки Му" общенациональным явлением - ваша заслуга. Другое дело, не в той стране группа появилась, хотя для СССР вы достигли потолка. Англию бы вам в руки. 

Михаил, на мой взгляд, прав,  -- недолговечность панк-движения, особенно в России, была вызвана очень расплывчатой самоидентифекацией.  И протестной и музыкальной...

В 1977 году, в июле, я приехал в Бари, что рядом с Кардиффом в Южном Уэльсе. Я был студентом 4 курса Кораблестроительного института, проходил практику на судне под сочным названием "Кунгурлес" и на Запад попал впервые. Первая покупка - журнал "Melody Maker" в каком-то из киосков. И, конечно, поход в музыкальный магазин, а затем - в тематический, джинсовый. Ряды альбомов LP потрясли. То, что привозилось в Союз и стоило полмесячной зарплаты инженера, продавалось по 10-15 фунтов, и я понимал, что для аборигена это копейки. Немного зная о Sex Pistols, был удивлен, как широко был раскручен этот бренд. Куда там Pink Floyd, которые в то время также находились в зените (в 1975 - Wish You Were Here). Sex Pistols было полтора года, а уже красочные плакаты, рекламные аксессуары, в небольшом муз. магазине - отдельный стенд, посвященный Sex Pistols. Как раз Мэтлока тогда заменил Сид Вишес. Тогда я не понимал, что таковы скорости индустрии: в 1978 - тур в США, а затем группа распалась, то есть существовала-то всего 2.5 года. А в феврале 1979-го Вишес умер от овердоза. Помню это ощущение в магазине: вокруг пластинки, плакаты, звучит музыка, а у тебя на все про все двадцать фунтов в кармане.

А что касается русского панка, то это, прежде всего, некоторые альбомы Сережи Жарикова, группа "ДК". И манера, и текст, и панк-эстетика в саунде-звуке.

Да, вы правы, как-то про Жарикова я забыл, отвечая Алексею.