В середине ХХ века были разработаны методы, позволявшие останавливать на время сердце, заменяя его машиной, и в этот период выполнять хирургическую операцию: устранять болезнь, заменять испорченный клапан или восстанавливать кровоток в сосудах. С этого момента наше понимание, что такое сердце, значительно углубилось, потому что хирурги получили возможность изучать его не на трупе, а на живом организме.

Сердце — орган человеческого тела, и как мы можем говорить о красоте человеческого лица или фигуры, так мы можем говорить и о красоте сердца — к этому органу могут быть применены какие-то эстетические понятия.

На сегодня ясна простая истина: внутри сердца действуют гармонические законы. Уже можно с научной точки зрения говорить о том, что сердце представляет собой совершенную конструкцию: соотношение линейных параметров, форма полости подчинены принципу «золотого сечения». Сама структура сердца являет нам логарифмическую спираль, в которой реализованы законы красоты.

Примерно десять лет назад о сердце говорили как о механическом насосе, который перекачивает миллионы тонн крови в течение жизни. Но уже давно физиологи и хирурги догадывались, что это не совсем так. На самом деле спиральная структура сердца создает механизм закрутки потока; было доказано, что сокращения сердца — это не сжимания и разжимания, как нас учат в школе, а спиральные движения по часовой и против часовой стрелки, заставляющие кровь постоянно вращаться внутри кровеносных сосудов с очень большой скоростью. Такая работа сообщает крови огромную энергию и превращает кровоток в подобие смерча. Расчет параметров этой струи позволит создать механическое сердце, которое будет работать по этим принципам, однако математически описать эти параметры крайне сложно

С помощью точных методов (магниторезонансной томографии, ультразвуковых исследований и т. д.) можно увидеть и доказать, что во время болезни нарушается «золотая» пропорция, буксует спиральный механизм, срывается процесс закрутки, и поток крови замедляется.

Знание подобных аномалий заставляет пересмотреть роль кардиохирургов. Если раньше она сводилась к устранению аневризмы (удалению мешка, образовавшегося на сердце из-за перенесенного инфаркта) или к замене пораженного клапана механическим протезом (который не может сравниться с натуральным клапаном), то теперь, когда стало очевидно, что болезнь заключается в нарушении гармонии, по-новому понимается задача хирурга, а именно — воссоздание «золотой» пропорции, восстановление гармонических соотношений внутри сердца.

Например, рассмотрим ту же аневризму сердца. Нормальный левый желудочек в соответствии с принципом «золотой» пропорции имеет форму эллипса, а в результате большого инфаркта он превращается в шар. Операция по «гармонизации» заключается в восстановлении первоначальных отношений, для чего берется кусочек довольно грубой синтетической ткани, и по некоторому лекалу выкраивается заплатка нужной формы, которая определенным образом вшивается в полость сердца. В результате по изменению всей гемодинамики видно, что гармония в сердце восстановилась.

Хирург, подобно скульптору, должен обладать объемным мышлением, чтобы на пустом от крови месте представить себе, как эта заплатка будет выглядеть в том же объеме, наполненном кровью. Профессия хирурга сегодня близка и к ремеслу модельера, ибо каждая индивидуальная операция — это своеобразное «от кутюр», высокое шитье для каждого конкретного пациента. При этом, конечно, невозможно сделать такое сердце, какое оно было при рождении, но все-таки абсолютно точно, что эти операции высокоэффективны: они продлевают жизнь, улучшают ее качество.