Игры нашего двора

Если учесть, что детские игры — это подготовка к взрослой жизни, то какой она будет у сегодняшних детей? Не так трудно представить: ведь они больше не играют во дворах, а ходят по магазинам, разговаривают и сидят у компьютеров

Иллюстрация: Mary Evans/Photas
Иллюстрация: Mary Evans/Photas
+T -
Поделиться:

Наступила весна. Почти незаметно растаял многократно прославленный в эту зиму СМИ питерский снег, пробежали ручейки, высохли под смеющимся апрельским солнышком куски потрескавшегося асфальта. Зачирикали пережившие зиму воробьи и освободившиеся от зимних одежек ребятишки. Я иду с работы через дворы и чувствую, что в этой звонкой городской весне мне чего-то не хватает… Чего же?

Попытка экспресс-самоанализа — и становится ясно: на освободившемся асфальте нет разноцветных меловых рисунков (корявые солнышки, рожицы, зайчики, буквы, которые, пыхтя от усердия, рисуют присевшие на корточки малыши) и — главное! — нет «скачков» для «классиков». Вы их помните? На первом же куске сухого асфальта в нашем дворе (центр города вблизи Александро-Невской лавры) самая взрослая, с самым точным глазом девочка рисовала большой, геометрически выверенный неуклюжими скороходовскими туфельками «скачок». Потом он многократно обновлялся и жил до осени. В нем был «котел» (если битка попадала туда, она «сгорала»), «порог» и десять «домиков». Тонкостей сложнейших правил я уже не помню, но виртуозы нашего двора доходили в этой игре до каких-то поистине немыслимых высот: на одной ножке кругами прыгали через две клетки, подгоняя битку, которая ни в коем случае не должна была остановиться на черте. Я — крупная, довольно неуклюжая девочка — в виртуозах «классиков» не числилась. Зато у меня имелась невероятно ценная битка — тяжелая коробочка из-под старой дедушкиной сапожной ваксы, набитая песком и искореженная так, что при броске она никогда не открывалась…

Вторая возможность играть, которая открывалась нам весной, — «школа мячиков», или «десяты». Нужно для них всего ничего: прыгучий мячик, кусок стены без окон и кусок сухого асфальта без трещин (чтобы мячик отскакивал ровно). Всем двором играли часами (здесь и мальчики принимали участие), уровней запланированного правилами совершенства было больше, чем наших возможностей, но — двойной поворот с закрытыми глазами и поймать, кинуть назад об стенку и перепрыгнуть — а вокруг, замерев с открытыми ртами, подружки желают тебе успеха и поражения одновременно…

Много было и игр «с правилами». Кроме стандартных пряток и пятнашек, был «штандер-штандер» (до сих пор не знаю, что этот «штандер» такое — почему-то кажется, что-то из идиш…) — там нужно было высоко-высоко бросать мяч и разбегаться. Забавно и урбанистически модифицировалась у нас в Ленинграде игра «белка на дереве». Мы росли в заасфальтированных проходных дворах старого центра, в которых деревьев почти не было, и потому играли в «белку на железе»: «домики», в которых водящий не мог «пятнать», у нас были на канализационных люках, на водосточных трубах, на пожарных лестницах. «Белка на железе» — чаплинский такой немного юмор…

Еще были «стрелки». Носились по темным проходным дворам команды, преследуя друг друга и ища на асфальте и стенах стрелки, второпях нарисованные обломком кирпича.

Разумеется, прыгали на скакалке. Двое крутят, третья прыгает. Но эта школа в мое время уже, кажется, умирала, старшие рассказывали о каких-то чудесных «скакалочных» подвигах, которые уже никто не мог повторить. 

Зато прямо на моих глазах появились и захватили все «резиночки». Две девочки вставали напротив друг друга, надев на ноги и растянув обыкновенную бельевую резинку, третья прыгала между ними. В «резиночки» играли не только во дворах, но и в школе. 

Были и «ножички», не слишком одобрявшиеся взрослыми. Ножей не давали, не покупали, поэтому брали из дома и методично втыкали в землю напильники. 

Силу и ловкость развивали игры в «вышибалы» и «Али-баба? — О чем, слуга?». 

Нечасто, но бывали игры, отражавшие исторические и культурные события. Еще били «фашистов» и «беляков», летали в космос на фанерной ракете. Помню, как в детском саду играли в «Майора Вихря» (одноименный героический фильм о разведчике). Интересно, играл ли кто-нибудь в Штирлица? 

Имелись в нашем дворе и игры, способствующие одновременному развитию физических и приблизительно интеллектуальных способностей: «Съедобное-несъедобное», «Я знаю пять имен девочек…» (тоже с мячом, на быстроту реакции), «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». 

К этому традиционному и передававшемуся из поколения в поколение пиршеству — все прочее: качались на досках, ходили цепочкой, раскинув руки, по всем барьерам и ограждениям, лазали по сараям, пожарным лестницам и гаражам, строили «домики» на деревьях. Под чахлыми кустами шуршали чисто «девчоночьи» игры: в консервной банке варили суп из цветков мать-и-мачехи, водили в гости облезлых кукол в самодельных платьицах, которым и не снилось гламурное великолепие «барбей». В углу за водосточной трубой мальчишки втайне обсуждали опасный набег на закрытую заводскую помойку. 

Что я еще забыла? Сверстники, напомните! 

Обобщая, можно сказать, что дворовая игровая субкультура готовила нас, молодых павианчиков, к взрослой жизни: развивала силу, ловкость, равновесие, быстроту реакции, сообразительность, умение подчиняться правилам и умение работать в команде. 

Что же теперь? Недавно в блоге был материал о том, что дети больше не гуляют во дворах. У нас, в том районе, где я сейчас живу и работаю, вполне гуляют. Много красивых детских и спортивных площадок (нам и не снилось!) с малышами и младшими школьниками, на лавочках и школьных ступенях сидят и стоят компании подростков. 

Но они практически не играют! Может быть, я просто не вижу? 

Расспрашиваю тех, кто приходит ко мне на прием. Первым делом называют футбол (у каждой школы — хорошее поле). Потом, подумав, вспоминают еще две-три игры. Все. А что же вы делаете, когда гуляете? — Да так все как-то… Разговариваем. В магазины заходим. В приставки играем. И вообще… 

Давно не видела домиков на деревьях. На асфальте нет «скачков» или они какого-то одноразового и совершенно дегенеративного вида. Никто не ходит по загородкам. «Школу мячиков» не встречала уже лет семь-десять. 

Я ошибаюсь? Молодежь, возразите! 

Вот меньше всего склонна причитать: ах-ах, как все испортилось! Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Если их тушат, этому тоже есть какая-то причина. 

Игры детенышей у млекопитающих имеют совершенно отчетливый и никем вроде бы не оспариваемый смысл: они готовят зверят к взрослой жизни, развивают необходимые в ней навыки и умения. Олененок, рысенок и выдренок играют по-разному. Думаю, никому не надо объяснять, почему это так. 

Давайте смотреть. Двор моего детства готовил сильных, ловких, способных к самоорганизации приматов с очень низкой степенью специализации. Последнее подчеркнуть. Мы не пахали землю и не пасли скот, как крестьянские дети. Не изготавливали маленькие бумеранги, как австралийские аборигенчики. Не гоняли игрушечные оленьи стада и не запрягали собачью упряжку, как дети чукчей. Не играли в «монополию». Друзья моего дворового детства — это дети служащих и городского пролетариата, которому, как известно, «нечего терять, кроме своих цепей. А приобретут же они весь мир». Приобрели. Что могли, в нем построили. 

Дальше. Перестройка. Модернизация et cetera. Смотрим, что делают теперешние дети, к чему они готовятся. Разговаривают (куда лучше, чем мы, в их возрасте мы были почти бессловесными), в игры с правилами играют только по инструкции (компьютер) или под руководством взрослых (это удобно, легче будет ими управлять). Знают языки и вообще больше и разнообразнее информированы (мы ничего толком не знали о мире, а железный занавес считали естественным предметом международной обстановки). Любят посещать магазины (естественно, если не вырастим потребителей-маньяков, кто же все это избыточное барахло покупать станет?). Не пережевывая, могут проглотить невероятное количество информации (кино, музыка, телевизор, реклама и т. д.) Трогательно привязаны к своим гаджетам, а к реальным, неадаптированным контактам относятся достаточно насторожено (даже на тот двор, где и должно вроде бы проходить их «обезьянье» становление, их родители то и дело не пускают, загружая всякими кружками, секциями и т. д.). 

Что же имеем на выходе? Вербально (может быть, на нескольких языках) развитый, с подавленной агрессией, общающийся с миром через «коробочку», для самопроявления ждущий инструкций извне, со страстью к приобретательству и потреблению (все равно чего — от кастрюль до выставок по искусству), способный длительно (почти до старости) обучаться индивид. Собственно игровая деятельность была сублимирована в иных занятиях и часто проявляется в более позднем возрасте: ролевые игры по книгам, системные компьютерные игры, историческая реконструкция и т. д. 

Добро пожаловать в будущее, дамы и господа?

Комментировать Всего 27 комментариев

Три мушктера (шпага - палка, гарда - крышка от трехлитровой банки), ножички - складной перочинный нож, бросается в круг на песке, изначально расчерченный на равные секторы. А сейчас в Израиле если у подростков во дворе заметят нож - вызовут полицию, со всеми вытекающими последствиями. :(

Поразительно! А почему нельзя подросткам ножи? Ведь лет через три-пять эти же хрупкие мальчики-девочки будут везде ходить, буквально волоча за собой огромные автоматы! Для меня, когда первый раз приехала в Израиль, это было одно из самых сильных впечатлений - дети с автоматами в кафе. А в Союзе у Агнии Барто были стихи:

Скоро десять лет Сереже,

Диме нет еще шести...     И дальше:

У него в кармане ножик,

На груди горят значки,

А теперь еще Сереже

Доктор выписал очки!

ТО есть ножик у девятилетнего ребенка считался нормальным!

Восточные подростки очень горячие. Если в наших школах били в глаз, то здесь школьники любят таскать в школу ножи для разборок. Отсюда и отношение общества - в моем детстве перочинный ножик был игрушкой, а здесь он превратился в школьное оружие.

Что же касается детей с автоматами, то здесь армия как раз и занимается тем, что добавляет дисциплины, которую не додали семья и школа.

К своему стыду, играла только в "казаков-разбойников", догонялки и "фашистов" с мальчиками. По помойкам прошвырнуться тоже было неплохо, найти петушиные перья и, если повезет, дохлую крысу.

Елена, а что делали с дохлой крысой?! (Мы пытались поймать живых)

Неужели, как Том Сойер, вертели на веревочке?!

Возможно, на характере игр отражается и невсысказанный коллективный запрос популяции? В стабильные времена игры готовят маленьких бунтарей, во времена чересчур активных перемен - маленьких буржуа?

Ну и - освоение виртуальной реальности для них сейчас едва ли не важнее "классиков" во всех смыслах этого слова

Александр, мне кажется, "маленькие бунтари" есть всегда (см. материал "война у трансформаторной будки"). Другое дело, для чего и как они пригодятся популяции в текущем историческом периоде. Детские игры - подстраиваются именно к будущей взрослой жизни. Если она меняется, игры - тоже. Даже у животных. Несколько прайдов львов перешли к полуводному образу жизни (полгода живут в разлившейся дельте реки). Игры их детенышей немного изменились (так как изменился тип охоты у взрослых).  "Виртуальность" сейчас - тема важнейшая, кто бы спорил! Но если завтра отключат электричество... :(

У нас недалеко парк, туда я вожу своего сына кататься на скейте, когда он захочет; практически всегда туда он отправляется на велосипеде - наперегонки гоняют с мальчишками -одноклассниками. Да! Еще в мешке обязательно есть мяч, вдруг захочется погонять в футбол? Зимой в этом парке заливали горку и каток.

Но мы живем в центре города. На окраинах тоько совсем недавно стали устанавливать спортивные площадки для футбола и баскетбола.

Про мое детство. Мы играли в "Разрывные цепи"; рядом с домом была стройка, девочки играли в аптекарей - из стройматериалов (песка раного цвета, цемента, гудрона) мы мастерили лекарства.

Вообще, меня несколько беспокоит то, что наш дом - стареет, молодежи мало, соответственно дружить мало есть с кем, поэтому мы и ходим в парк, куда собираются дети со всего района. А во двор я своего сына не выпущу гулять - он проходной, машин много паркуется, не оборудован для игр. Бр-р!

Разрывные цепи - это, наверное, то, что у нас называлось "Али-баба". Там нужно бежать к другой команде, разорвать их руки и привести с собой нового игрока?

а у нас это, кажется, называлось "бояре, а мы к вам пришли".

мне, конечно, все перечисленные вами игры заменяли игры с карбидом. я была настоящая его фанатка.

никто не знает, кстати, почему тогда его можно было найти в любом дворе?

Кажется, карбид как-то использовался в тогдашних строительных технологиях. А хотя бы одна затяжная стройка была поблизости от любого места. Еще везде можно было достать "вар" - черную смолу, которая тоже на многое годилась...

Эту реплику поддерживают: Игорь Болдырев

Катерина, а чем грозит описаный Вами в конце статьи тип личности? Не в смысле, чем плохи или хороши те или иные описанные качества. А в чем, по Вашему, слабость общества, состоящего из подобных людей. Хотя я вот думаю, что не все будут такими. И кроме того, Вы, кажется, сгущаете краски, мои дети и дети моих знакомых любят играть, играют увлеченно и много. 

Популяция, состоящая из таких людей, весьма хороша (неагрессивна, обучаема, славно и легко управляется через коробочки, из-за сильно выраженного индивидуализма им трудно объединиться в толпу  и т.д.), пока сохраняется и поддерживается именно этот стиль хорошо обеспеченной материально, полувиртуальной жизни. При изменении обстановки они проиграют мало специализированным приматам из двора моего детства.

Ваши дети и дети Ваших знакомых, старше пяти лет, регулярно группами играют без взрослых во дворах (или заменяющих их местах) в сложные игры с правилами? А где происходит дело? И о каких именно играх идет речь (мы уже установили, что футбол и прочие общие со взрослыми игры - вполне живы)?

Катерина, играют чаще всего в ролевые игры. Но и обычные тоже случаются, особенно во дворе, когда собирается большое количество детей. как-то пыталась с ними играть, но правила были настолько запутанными, что быстро отказалась от этой затеи))

Ролевые - это типа в мушкетеров или индейцев, или каких-нибудь нынешних покемонов? Изготовляют атрибутику? А какой средний возраст детей?

Ролевые - это типа в мушкетеров или индейцев, или каких-нибудь нынешних покемонов? Изготовляют атрибутику? А какой средний возраст детей?

Возраст детей - 9-10 лет. Играют в школу, в животных в лесу. В основном строят дома, или как-то обустраивают пространство, на котором играют. Так чтобы атрибутику изготавливали, что-то не припомню.

Катерина, как смешно, а я как раз обратное наблюдаю: этой весной впервые за несколько лет в нашем дворе дети нарисовали цветными мелками классики, и еще какие-то там морды. А я , когда вышла в субботу гулять с сыном, немедленно получила от стайки десятилетних девчонок лестное предложение поиграть в вышибалы )))  

В Москве играли в те же игры. Спасибо за ностальгические воспоминания :-).Однако, почему же эти игры непремнно лучше развивают детей, чем, скажем, тот же футбол и теннис? Наши дворовые импровизации были аномалией возможной только в коллективной бедности СССР. Самого понятия "двор" в "развитых" странах просто не существует и во многих местах никогда не существовало. В Англии, США, Франции люди жили в маленьких семейных домах, где у каждого свой двор. Мои дети иногда бегают играть к соседским (в их двор) а они в наш. Но это ни в какое сравнение не идёт с городским двором в СССР. Теперь в России стало как везде, хотя люди ещё более сконцентрировались в коллективных обиталищах. Вырастет из этих детей то, что вырастало и вырастает на Западе. Ну не коллективисты, но не самый худший вариант, по-моему.

Эту реплику поддерживают: Павел Парпаров

Юрий, не лучше, конечно, просто по-другому. У австралийских аборигенов вообще никогда дворов не было :), но у них очень развитая детская игровая субкультура. Очень специализированные сложные игры. У наших чукчей еще в 19 веке - тоже (описано В.Богоразом).  Речь о том, что, наблюдая и немного анализируя детские игры, можно кое-что предположить о взрослой жизни данного общества, даже ничего о нем не зная.

Совершенно согласен. Конечно, всё это закладывается в детстве, коллективизм в том числе. Езда в битком набитых автобусах, пьяный под забором, пионерская линейка, встреча восхода солнца, зарница. Потому можно легко отличить русского за границей, и не только по одежде. Особый взгляд, особая манера поведения. Трудно сказать, что в "русском характере" больше - хорошего или плохого. Но бедного нашего детства в СССР больше нет, тут ничего не поделаешь, история катится вперёд.

Конечно. Немного печально, но, по-видимому, неизбежно. Кстати, игр чукчей, описанных Богоразом, сегодня тоже нет, и с оленеводством (на которое эти игры были плотно завязаны) тоже не все в порядке :(

Играли

В Море волнуется раз....море волнуется три морская фигура замри! шевельнулся, голишь.....