Ольга Свиблова: После этой фотобиеннале у меня, кажется, не осталось мечты
Ольга Свиблова провела для нас очередную экскурсию по «Фотобиеннале-2010». На этот раз виртуальную
Московский музей современного искусства
Тверской б-р, 9, с 12 до 20, кроме четверга, в четверг с 13 до 21
Пьер Була. Ретроспектива
До 25 апреля
Эта мировая ретроспектива Пьера Була — первая столь масштабная за всю его карьеру. Это какая-то ирония судьбы, потому что весь мир знает, что Пьер Була — классик французской фотографии. Он начал работать во время Второй мировой и за свою долгую карьеру объездил весь мир. Була работал в самых разных направлениях, доказав, что для большого мастера границы между жанрами условны. Но прежде всего он, конечно же, репортер. Как и в случае Картье-Брессона, его репортерская фотография — это искусство. А еще Була великолепный портретист.
В 1940-е годы Була много работает в индустрии моды. Именно Була совершил революцию в fashion & style-фотографии. Он первым придумал фотографировать моделей не в павильоне, а на улице, и первым стал снимать светских дам в качестве моделей. И все это он делал блистательно и с юмором. Он легок, но при этом точен и графичен, как Брессон. Интересно сравнивать Пьера Була и классиков агентства «Магнум»; в чем-то он даже виртуознее их.
Для меня давно понятно, что часть камеры, которая зовется «объектив», должна называться «субъектив», и в случае Пьера Була это очевидно втройне.
Пьер Була
Пьер Була
Пьер Була
Пьер Була
Пьер Була
Пьер Була
Пьер Була
Пьер Була
Пьер Була
Пьер Була
Галерея «Город столиц»
Пресненская наб., 8/1, с 10 до 21 ежедневно, при поддержке Capital Group
Габриеле Базилико, Леонид Тишков, Франсуаза Югье, Алина Гуткина, Наталья Никитина
До 15 мая
В многофункциональном комплексе «Город столиц» (часть проекта «Москва-сити») компания Capital Group отдала искусству 2000 квадратных метров.
Мы не случайно выставили там работы Габриеле Базилико — классика итальянской фотографии, работавшего в разных жанрах, но прославившегося своей архитектурной фотографией. Этот жанр — один из самых трудных в искусстве фотографии. Современную архитектуру почти никто хорошо не снимал. Базилико — один из немногих, кто умудряется фиксировать современный городской ландшафт, находя такие ракурсы, что нам видны и все пропорции, и все декоративные элементы зданий.
Габриэль Базилико
Габриэль Базилико
Габриэль Базилико
Габриэль Базилико
Габриэль Базилико
Габриэль Базилико
Габриэль Базилико
Габриэль Базилико
В этом же пространстве мы открыли Sublimes Франсуазы Югье. Это второй проект Югье на «Фотобиеннале-2010». Первый — «Коммуналка» — выставлен в Государственном музее архитектуры им. Щусева.
Франсуаз Югье
Франсуаз Югье
Франсуаз Югье
Франсуаз Югье
Франсуаз Югье
Франсуаз Югье
Франсуаз Югье
Франсуаз Югье
Франсуаз Югье
Франсуаз Югье
В башне «Федерация» разместился и еще один проект — «Частная Луна. Путешествие в Париж» Леонида Тишкова. Лет семь назад мы показали его первый проект-путешествие. Тогда источающий неоновый свет полумесяц объехал всю Россию, затем, став мировым хитом, побывал на многих международных выставках и биеннале. А в прошлом году его «Луна» поселилась в Линце. В течение двух месяцев жители Линца могли, записавшись на сайте местного Центра современного искусства, получить на три дня «частную Луну» к себе домой. Можно было поместить «Луну» на крышу, в дом или сад, куда угодно, главное — чтобы ее могли наблюдать не только «хозяева», но и любой желающий, оказавшийся в том месте. Был жуткий ажиотаж, а в последние дни даже устраивались огромные совместные чаепития, чтобы все, кто не успел, могли тоже поучаствовать.
Потом оказалось, что Линц не был последним ее пристанищем: потом «Луна» переехала из Линца в Париж.
Тим Парщиков, Леонид Тишков
Тим Парщиков, Леонид Тишков
Тим Парщиков, Леонид Тишков
Мы хотели, чтобы в галерее «Город столиц» были представлены разные пластические истории, потому что пространство там разделено на секторы, которые выходят к большому атриуму, и все это немного напоминает Музей Гуггенхайма. Поэтому помимо фотовыставок мы разместили здесь два видеопроекта — Old School Алины Гуткиной и видео Наташи Никитиной «Памяти Дмитрия Александровича Пригова».
Фонд «Екатерина»
Кузнецкий мост, 21/5, с 11 до 20, кроме понедельника
Бернд и Хилла Бехер, Сабина Вайс, Энтони Сво
До 10 мая
В фонде «Екатерина» наконец-то состоялось большое открытие нашей «Фотобиеннале-2010» — открылись сразу три выставки: «Индустриальные археологи» Хиллы и Бернда Бехер, «Полвека фотографии» Сабины Вайс и «Потерянный рай» Энтони Сво, который, кстати, приехал в Москву в этом году и успел поработать со «Снобом», сделав репортаж с митинга 31 марта.
В этом году за тему Vive la France! отвечает старейшая из ныне живущих французских фотографов — Сабина Вайс; недавно ей исполнилось 85 лет. Она честный и верный приверженец французской гуманистической фотографии — чудесная, пронзительная художница с очень женским взглядом. Ее ранние работы датируются началом 1960-х годов, но и сегодня она много ездит по миру и продолжает снимать. Обязательно стоит посмотреть, потому что атмосферу эпохи может передавать не только снимок, но и использовавшийся при его печати метод.
Сабина Вайс
Сабина Вайс
Сабина Вайс
Сабина Вайс
Сабина Вайс
Сабина Вайс
Сабина Вайс
Сабина Вайс
Мне часто задают вопрос, какой у меня любимый фотограф и есть ли любимая фотография. Я предпочитаю не отвечать. Но раньше у меня была мечта.
Я помню, как в 1983 году пришла в мастерскую к Илье Кабакову. Он всю ночь показывал мне свои альбомы и инсталляции — начало «кухонной» серии. Утром я как могла объяснила Алеше Парщикову, что это такое, мы вышли на улицу и всюду стали видеть «кабаковщину» — как будто мы смотрели на мир через абсолютную рамку, которая концептуально вырезала часть пейзажа. Так же и с Бехерами: если однажды ты увидел их работы, то уже трудно смотреть на мир прежним взглядом.
Заводские постройки конца XIX — начала XX века уже сами по себе безумно красивы. Они как храмы: люди верили в индустриализацию, как в Царство Божие. И Бехеры своими фотографиями как бы задокументировали этот умерший индустриальный мир. Сквозь эти простые снимки проступает настоящее чудо, о котором я мечтала.
И теперь я не знаю, что делать дальше, потому что моя мечта сбылась.
Бернд умер, не дождавшись выставки в Москве, о которой он так мечтал. Хилла заболела и не смогла приехать на открытие, но приедет сейчас. Она вышла из больницы в день вернисажа и пообещала в ближайшие дни приехать в Москву, чтобы выступить с мастер-классом. Обязательно приходите. Бехеры воспитали блистательную плеяду художников и фотографов.
И третья выставка — «Потерянный рай» Энтони Сво, мировая премьера. Сво — знаменитый фотограф, многократный лауреат престижных фотопремий. Год назад за серию «Америка во время кризиса» он был удостоен звания «Фотограф года», по версии World Press Photo, и получил премию за лучшую фотографию. Но выставки так и не было. И нам при поддержке посольства и Госдепа США каким-то чудом удалось эту выставку организовать.
Это удивительная история фотографа, который сумел почувствовать кризис в Америке задолго до того, как он произошел. Там есть фантастические кадры, когда огромные торговые центры стоят пустые, и такое впечатление, что началась война или просто окончилась мировая история. И вместе с этим очень много кадров с людьми, потому что все, что говорится об истории, говорится о людях. Я ужасно рада, что эта выставка случилась. Мне кажется, что это тоже одна из жемчужин фестиваля.