Московский музей современного искусства

Тверской б-р, 9, с 12 до 20, кроме четверга, в четверг с 13 до 21

Пьер Була. Ретроспектива

До 25 апреля  

Эта мировая ретроспектива Пьера Була — первая столь масштабная за всю его карьеру. Это какая-то ирония судьбы, потому что весь мир знает, что Пьер Була — классик французской фотографии. Он начал работать во время Второй мировой и за свою долгую карьеру объездил весь мир. Була работал в самых разных направлениях, доказав, что для большого мастера границы между жанрами условны. Но прежде всего он, конечно же, репортер. Как и в случае Картье-Брессона, его репортерская фотография — это искусство. А еще Була великолепный портретист.  

В 1940-е годы Була много работает в индустрии моды. Именно Була совершил революцию в fashion & style-фотографии. Он первым придумал фотографировать моделей не в павильоне, а на улице, и первым стал снимать светских дам в качестве моделей. И все это он делал блистательно и с юмором. Он легок, но при этом точен и графичен, как Брессон. Интересно сравнивать Пьера Була и классиков агентства «Магнум»; в чем-то он даже виртуознее их.

Для меня давно понятно, что часть камеры, которая зовется «объектив», должна называться «субъектив», и в случае Пьера Була это очевидно втройне.

Галерея «Город столиц»

Пресненская наб., 8/1, с 10 до 21 ежедневно, при поддержке Capital Group 

Габриеле Базилико, Леонид Тишков, Франсуаза Югье, Алина Гуткина, Наталья Никитина  

До 15 мая  

В многофункциональном комплексе «Город столиц» (часть проекта «Москва-сити») компания Capital Group отдала искусству 2000 квадратных метров.

Мы не случайно выставили там работы Габриеле Базилико — классика итальянской фотографии, работавшего в разных жанрах, но прославившегося своей архитектурной фотографией. Этот жанр — один из самых трудных в искусстве фотографии. Современную архитектуру почти никто хорошо не снимал. Базилико — один из немногих, кто умудряется фиксировать современный городской ландшафт, находя такие ракурсы, что нам видны и все пропорции, и все декоративные элементы зданий.

В этом же пространстве мы открыли Sublimes Франсуазы Югье. Это второй проект Югье на «Фотобиеннале-2010». Первый — «Коммуналка» — выставлен в Государственном музее архитектуры им. Щусева.  

В башне «Федерация» разместился и еще один проект — «Частная Луна. Путешествие в Париж» Леонида Тишкова. Лет семь назад мы показали его первый проект-путешествие. Тогда источающий неоновый свет полумесяц объехал всю Россию, затем, став мировым хитом, побывал на многих международных выставках и биеннале. А в прошлом году его «Луна» поселилась в Линце. В течение двух месяцев жители Линца могли, записавшись на сайте местного Центра современного искусства, получить на три дня «частную Луну» к себе домой. Можно было поместить «Луну» на крышу, в дом или сад, куда угодно, главное — чтобы ее могли наблюдать не только «хозяева», но и любой желающий, оказавшийся в том месте. Был жуткий ажиотаж, а в последние дни даже устраивались огромные совместные чаепития, чтобы все, кто не успел, могли тоже поучаствовать.

Потом оказалось, что Линц не был последним ее пристанищем: потом «Луна» переехала из Линца в Париж.  

Мы хотели, чтобы в галерее «Город столиц» были представлены разные пластические истории, потому что пространство там разделено на секторы, которые выходят к большому атриуму, и все это немного напоминает Музей Гуггенхайма. Поэтому помимо фотовыставок мы разместили здесь два видеопроекта — Old School Алины Гуткиной и видео Наташи Никитиной «Памяти Дмитрия Александровича Пригова».

Фонд «Екатерина» 

Кузнецкий мост, 21/5, с 11 до 20, кроме понедельника  

Бернд и Хилла Бехер, Сабина Вайс, Энтони Сво  

До 10 мая  

В фонде «Екатерина» наконец-то состоялось большое открытие нашей «Фотобиеннале-2010» — открылись сразу три выставки: «Индустриальные археологи» Хиллы и Бернда Бехер, «Полвека фотографии» Сабины Вайс и «Потерянный рай» Энтони Сво, который, кстати, приехал в Москву в этом году и успел поработать со «Снобом», сделав репортаж с митинга 31 марта. 

В этом году за тему Vive la France! отвечает старейшая из ныне живущих французских фотографов — Сабина Вайс; недавно ей исполнилось 85 лет. Она честный и верный приверженец французской гуманистической фотографии — чудесная, пронзительная художница с очень женским взглядом. Ее ранние работы датируются началом 1960-х годов, но и сегодня она много ездит по миру и продолжает снимать. Обязательно стоит посмотреть, потому что атмосферу эпохи может передавать не только снимок, но и использовавшийся при его печати метод.

Мне часто задают вопрос, какой у меня любимый фотограф и есть ли любимая фотография. Я предпочитаю не отвечать. Но раньше у меня была мечта.  

Я помню, как в 1983 году пришла в мастерскую к Илье Кабакову. Он всю ночь показывал мне свои альбомы и инсталляции — начало «кухонной» серии. Утром я как могла объяснила Алеше Парщикову, что это такое, мы вышли на улицу и всюду стали видеть «кабаковщину» — как будто мы смотрели на мир через абсолютную рамку, которая концептуально вырезала часть пейзажа. Так же и с Бехерами: если однажды ты увидел их работы, то уже трудно смотреть на мир прежним взглядом.

Заводские постройки конца XIX — начала XX века уже сами по себе безумно красивы. Они как храмы: люди верили в индустриализацию, как в Царство Божие. И Бехеры своими фотографиями как бы задокументировали этот умерший индустриальный мир. Сквозь эти простые снимки проступает настоящее чудо, о котором я мечтала.

И теперь я не знаю, что делать дальше, потому что моя мечта сбылась. 

Бернд умер, не дождавшись выставки в Москве, о которой он так мечтал. Хилла заболела и не смогла приехать на открытие, но приедет сейчас. Она вышла из больницы в день вернисажа и пообещала в ближайшие дни приехать в Москву, чтобы выступить с мастер-классом. Обязательно приходите. Бехеры воспитали блистательную плеяду художников и фотографов.  

Бернд и Хилла Бехер
Бернд и Хилла Бехер

И третья выставка — «Потерянный рай» Энтони Сво, мировая премьера. Сво — знаменитый фотограф, многократный лауреат престижных фотопремий. Год назад за серию «Америка во время кризиса» он был удостоен звания «Фотограф года», по версии World Press Photo, и получил премию за лучшую фотографию. Но выставки так и не было. И нам при поддержке посольства и Госдепа США каким-то чудом удалось эту выставку организовать.

Это удивительная история фотографа, который сумел почувствовать кризис в Америке задолго до того, как он произошел. Там есть фантастические кадры, когда огромные торговые центры стоят пустые, и такое впечатление, что началась война или просто окончилась мировая история. И вместе с этим очень много кадров с людьми, потому что все, что говорится об истории, говорится о людях. Я ужасно рада, что эта выставка случилась. Мне кажется, что это тоже одна из жемчужин фестиваля.