Есть на нашем телевидении передача «Приют комедиантов», где артисты, собравшись в ЦДЛ, рассказывают друг другу байки на заданную тему. Предлагают им, например, поговорить о вреде пьянства — а у них уже наготове история о том, как, выпив бокал пива, они очнулись в Вилюйске, где провели прекрасные две недели, а по дороге, не приходя в сознание, сыграли свой лучший спектакль. Если нужно рассказать о пользе занятий спортом, будет увлекательная байка про то, как актер сломал две ноги себе и три руки сопернику, а потом отравился паленым изотоником. Интересная передача.

Примерно в этом жанре выступил Доник Кэри — даром что сам он не столько комедиант, сколько комедиограф, написавший, например, сценарий для той серии «Симпсонов», где Гомер решил стать хиппи и случайно заставил галлюцинировать полгорода. Над сериалом «Убить скуку» он тоже работал, так что его интерес к теме разных веществ, запрещенных и уже не очень, неудивителен. Фильм «Хорошего трипа: Приключения под психоделиками» по большей части состоит из небольших интервью, где о своих опытах с галлюциногенами рассказывают знаменитости разной степени актуальности: среди них, например, покойная Кэрри Фишер и еще более покойный (поскольку не снимался после смерти в «Звездных войнах») повар Энтони Бурден. Американским зрителям слушать эти откровения, кажется, значительно интереснее, поскольку они должны знать всех участников этого собрания деанонимизированных психонавтов. В отличие от нас: понятно, что Стинг или Бен Стиллер нам тоже как родные, но имена, например, Рози Перес, Пола Шира или Роба Кодри в наших часовых поясах не всегда на слуху.

Рассказывают они, в общем, интересно, но, поскольку Доник Кэри в шоу-бизнесе не первый день, он прекрасно понимает, что одних «говорящих голов» для такого фильма мало. Поэтому время от времени нам показывают реконструкции этих трипов (причем Пол Шир и Роб Кодри играют в них друг друга), пародию на передачу о страшной опасности психоделиков (там, кстати, появляется Хэйли Джоэл Осмент — подросший и поправившийся мальчик из «Шестого чувства), а также выступления ученых, одного ряженого (Ник Офферман) и одного настоящего, которого зовут доктор Гроб. Прямо так и зовут: даже жаль, что англоговорящие зрители не оценят выбора спикера для рассказа о полезных свойствах психоделиков. Еще там полно анимации, выполненной в разных стилях, — без предсказуемого оммажа «Желтой подводной лодке», разумеется, не обошлось.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Утверждать, что Кэри снял этот фильм исключительно для нашего развлечения, будет, пожалуй, лукавством. Да, рассказы смешные, и особенно хочется отметить чувство юмора мироздания, которое подсовывает людям психоделики в самые неподходящие моменты: например, Стингу, только что съевшему сушеный кактус, пришлось принимать роды у коровы, а Бен Стиллер под «кислотой» наблюдал за подготовкой к параду в честь Дня благодарения, когда на улице поднимались в воздух огромные воздушные шары в виде животных. Однако, похоже, главная цель режиссера — борьба с демонизацией и стигматизацией (забавно, что эти два слова стали почти синонимами) галлюциногенов. Действует он по довольно простой схеме. Байки звезд должны продемонстрировать, что все это не так страшно, а, скорее, забавно и даже может быть полезно. Пародия на воспитательно-образовательные передачи высмеивает нелепые мифы, насаждавшиеся противниками психоделиков. Ученые напоминают о пользе, которую могли бы принести эти вещества в психотерапии или при лечении зависимостей, если бы в свое время их применение не было запрещено даже в медицинских целях.

Назвать это пропагандой, конечно, нельзя: Доник Кэри предлагает просто задуматься над проблемой. Но у нас ведь как? Если ты предлагаешь подумать, нужен ли в этом тихом переулке светофор, создающий пробки и провоцирующий людей на нарушение правил дорожного движения, это обычно воспринимается так, будто ты въехал на танке в пешеходную зону, раздавив пару ларьков и намотав на гусеницы разноцветные сувенирные ушанки, после чего начал орать в мегафон, что ПДД нужно отменить как пережиток тоталитаризма. Что, кстати, дает обратный эффект: многим, кто просто хотел привлечь внимание к проблеме бессмысленных светофоров, приходится искать танк и мегафон.

В общем, даже обсуждать «Приключения под психоделиками» приходится осторожно. Кэри, правда, и сам напоминает об опасностях, связанных с употреблением запрещенных субстанций, но главное, что сводит на нет любые возможные обвинения в пропаганде, даже не это. Судя по историям, которые звучат в фильме, большинству людей психоделики просто не нужны. В картине есть, конечно, Стинг, который очень серьезно относится к таким опытам, рассказывая, как кактус с коровой навели его о мысли о жизни и смерти, есть актриса и хореограф Рози Перес, которой случайный прием галлюциногена (дети, не берите у незнакомцев в барах непонятных коктейлей!) помог осознать многочисленные психологические травмы, полученные в детстве. Но даже Кэрри Фишер, утверждавшая, что психоделики играли огромную роль в ее жизни (мы многого не знаем о джедаях), делится только байками о купании топлесс и танцующих желудях. Остальные истории примерно такие же: кто-то высадился на измену посреди мексиканской пустыни, у кого-то из члена выросла музыкальная радуга, кому-то станцевали веселый танец сосиски в тарелке. Многие, кстати, разумно не стали повторять этот опыт — в психонавты они действительно не годятся. Да и вообще, кажется, есть не так много людей, которым стоит пускаться в такие трипы — неважно, добрые или дурные. Мультиков с танцующей едой полно и в телевизоре — только не спрашивайте, кто и как их снимает.