Как говорить о моде

Почему мы не умеем говорить об одежде

+T -
Как говорить о моде
От редакции
Поделиться:

Фимка Собак и людоедка Эллочка

Я хочу поговорить о манере, в которой мы обсуждаем моду. И чтобы этот разговор был более наглядным, я обойдусь без единой картинки.

Представьте, что ваш друг говорит вам следующую фразу: «Кажется, будут носить широкое и длинное». Вам есть что сказать в ответ? Нет. Между тем это очень известная фраза, и ответ на нее существует. Эти слова в «Двенадцати стульях» Фимка Собак говорит Эллочке-людоедке, и та отвечает: «Мрак».

Слово «мрак» не имеет прямого отношения ни к широкому, ни к длинному; Фимка Собак имела в виду что-то еще, и Эллочка-людоедка, в отличие от нас, поняла что. Где же нам искать этот скрытый смысл?

Конвенции, связанные с костюмом

Если мы слышим вопрос и ответ и не понимаем, как они связаны, — это значит, что у собеседников, скорее всего, есть какое-то общее знание. Например, касающееся их лично: скажем, накануне они могли перешить всю свою одежду и сделать ее короткой и узкой.

Кроме того, как мы помним, Фимка и Эллочка-людоедка жили в другое время и в другом месте и принадлежали к определенной социальной группе. Так что речь может идти о неких представлениях, свойственных их группе (социальная конвенция) и о каких-то обстоятельствах, относящихся к определенному времени и месту и связанной с этим экономической или культурной ситуации (культурная конвенция).

Два года назад я спросила членов одного интернет-сообщества, что они чувствуют, когда видят фотографию девушки в лосинах цвета электрик и широкой майке с блестками. Все респонденты реагировали очень эмоционально: в данном историческом контексте у этой социальной группы вещи такого рода вызывали множество сильных ассоциаций.

Мы помним, что Фимка и Эллочка-людоедка — комические персонажи. Для того чтобы подчеркнуть глупость, необразованность и поверхностность Эллочки, авторы демонстрируют ее способ говорить о моде и о костюме. Но мы с вами разговариваем о моде точно так же, как она: мы каждый раз оставляем за скобками некую индивидуальную, групповую, общекультурную или какую-то еще договоренность.

«Летом яркие личности вроде меня подчеркнут свою неординарность цветами индиго и фуксии» — эта цитата является ярким примером подразумевающейся индивидуальной договоренности. Пример из другого журнала: «Замените любимые футболки на топы в стиле пин-ап. В конце концов, вы же женщина!» Если понимать гендер как группу, то это — групповая конвенция. Наконец, третья цитата — это подпись к фотографии девушек в коротеньких платьицах из белого кружева: «Долой грусть и тоску. Выбираем только белые гипюровые платья. Они будут великолепно смотреться не только на свадебной церемонии». Между второй и третьей фразами существует огромный смысловой зазор: подразумевается, что связь между белым кружевом и свадьбой является всем известной культурной конвенцией.

Способы описания моды

Любое наше высказывание о вещах можно расположить на нескольких шкалах. Первая шкала — от частного описания к общему. Например, выражение «игривое настроение» располагается в самом начале этой шкалы — речь идет о личном, частном настроении. Заголовок «В стиле диско», напротив, оказывается ближе к общему описанию.

Вторая шкала характеризует тон речи — от эмоционального до отстраненного. Так, в модных журналах авторы коротких, в несколько строчек, описаний тенденций чаще всего выбирают приподнятый, доходящий до повизгивания тон. Интересно, что в обычном разговоре о моде люди, как правило, выбирают гораздо более нейтральный или даже приниженный модус речи.

На третьей шкале высказывания размещаются в зависимости от степени академичности их языка. В живой речи никто не пользуется академическим языком описания моды, придуманным Роланом Бартом. Люди вообще редко описывают костюм словами, обычно одежду показывают жестами или вспоминают всем известный пример. Академические описания моды, в свою очередь, умеют обходиться вовсе без картинок.

Серьезная проблема при этом встает перед fashion-журналистикой: ей необходимы обычные, неакадемические слова для описания моды, ей недостаточно образов. Как начать писать о моде так, чтобы это можно было читать?

Мода и секс

Существует еще одна тема, про которую долгое время не умели говорить: это тема секса. Что же их объединяет? Мода и костюм — это выставление индивидуального в публичном пространстве. Секс, напротив, требует второго человека в интимном пространстве: это общее в интимном.

В русском языке еще 15 лет назад не было нормального способа говорить о сексе. Была сугубо индивидуальная и отстраненная манера, которой пользовались партнеры, ограничиваясь звуками, жестами и парой слов; был очень эмоциональный, многословный способ, с обилием обсценной лексики, которым пользовались подростки, описывавшие свои похождения; был сугубо академический язык. Чтобы достигнуть баланса между крайними точками всех этих шкал, нужно было пройти довольно долгий путь. Сегодня у нас есть литература о сексе, написанная спокойным и живым языком. Для того чтобы она возникла, нужно было осознать, что сексом занимаются все, что каждый выбирает его для себя и что это не касается третьих лиц. С модой к такому пониманию мы пока не пришли.

Модный человек

Когда мы говорим про кого-то, что он «интересуется модой», наши собеседники чаще всего представляют человека, склонного к праздности, поверхностного, бездуховного, меркантильного. В последнее время в либеральных кругах стали говорить о моде как о культурном явлении или проявлении социального, но по сравнению с перечнем отрицательных коннотаций это явно проигрывает.

Почему так происходит? Объект моды — материальный предмет, который невозможно разделить с другими, в отличие, например, от литературного произведения, которое можно прочитать, не владея книгой. Это значит, что мода связана с деньгами. Но так происходит не всегда: например, в конце 1980-х — начале 1990-х годов многие шили необычные вещи из того, что оказывалось под рукой, то есть практически бесплатно. Но интерес к моде и костюму по-прежнему казался дикостью. В чем же дело?

Человек, который старается тщательно выбирать свою одежду, добровольно предоставляет себя взгляду, а в мире очень мало культур, это поощряющих. Модный костюм — это потребность во внимании. Даже на гравюрах из викторианских журналов мод изображены женщины, принявшие специальную позу, смотрящие прямо в глаза зрителю; они совершенно не смущены.

Разговор о моде без картинок

Мы привыкли говорить о костюме, используя изображения. И в этом одна из главных проблем разговора о моде: на картинки легко смотреть, но, как только мы отвлекаемся от визуального ряда, мы понимаем, что у нас нет слов.

Комментировать Всего 13 комментариев

Линор, спасибо Вам большое. Очень интересный "монолог". Вы хорошо обрисовали проблематику, поставив многоточие... А каков выход?

Кстати, вспоминая о теме отношений полов, на ум приходят такие параллели с модой и картинкой: кто-то показывает в коллективе фотографии своего партнера (или "предъявляет" самого партнера) и выслушивает комментарии. :))

Линор, прекрасная лекция!!!!! Спасибо большое!

Интересно. Спасибо.

Екатерина Егорова Комментарий удален

Очень интересно было бы узнать мнение Дарьи Куниловской и Алены Долецкой по этой теме

Эту реплику поддерживают: Тимон Афинский

Хорошо, очень хорошо. Главное интересно, персонифицированно и формат TEDа наконец-то начинает свои робкие шаги на Снобе. Непонятно только к чему  звякание посуды?:-)

Единственный минус, доминантная идея как-то потерялась и размылась :-)

Спасибо, Линор

Much ado about nothing...

Формат мне понравился и Линор пишет и говорит интересно. Но смысл утерялся напрочь... Все обсуждаемое так очевидно...

Эту реплику поддерживают: Таня Балакирская

Анастасия Малявко Комментарий удален

Говорить может и не умеем но вот носить моду мы любим . Во многих странах русские считаются большими модниками ну или возможно жертвами моды.

И конечно мы не можем себя сравнить с Францией где о высокой моде говорять с любовью более чем 100 лет и первая неделя моды в Париже была 90 лет назад, когда в России первая неделя моды состоялась 14 лет назад. У нас еще есть время многому научиться)))

прекрасная лекция

Лекция мне понравилась, я даже сразу разместила ссылки в своем блоге и на фанстранице в facebook. Вообще мне нравится манера Линор рассуждать об, как было сказано в комментариях выше,  "очевидных" вещах. Ведь будь они столь очевидными, мы наверное уже давно сделали попытку что-то изменить, но вот этот "повизгивающий тон" не спешит покидать глянцевые страницы.

На самом деле, тема очень важная, потому что нам действительно, читая журнал удается понимать все, что там написано, исключительно благодаря сопроводительным фото. Личные эмоциональные комментарии журналистов порой граничат с абсурдом, в котором теряются не только сами тенденции, но повествование о моде в принципе. 

Да, это во многом связано с тем, что у нас нет развитой индустрии моды, что у нас совсем недавно появились недели моды (опять же очень самобытные, потому что представить такое же зрелище на Западе просто невозможно). И все же, это связано преимущественно с тем, что "наша" мода основана на брендировании, а не на понимании того, что такое стиль, что действительно модно, и в конце концов, почему это модно. В результате ты сталкиваешься с ситуацией, когда редактор моды известного журнала способен отличить сумку Gucci от сумки Prada, но совершенно не в состоянии сказать что-то связное о только что увиденной коллекции. Выходит, без предварительной подготовки редактор моды говорить о моде не в состоянии. А в чем собственно заключается подготовка? В тех самых картинках, о которых говорит Линор.

Дарье Супруновой отдельное спасибо за интерес к моему мнению.

Эту реплику поддерживают: Константин Кропоткин

Молодец, Линор! Respect. И спасибо! 

Огромное спасибо, мне правда важно.

Блестящее определение-"индивидуализация в пространстве"! Правильные статьи об одежде-редкость!

Мода и одежда НЕ СИНОНИМЫ! Кто-то узнает по прочтении Вашей статьи об этом!

Готова подписаться под каждой Вашей фразой.

Эти анотации к тенденциям, давайте по-честному, делаются для людей, которые их не будут анализировать (ну разве единицы). 

Полноценные статьи-то и то, наверное, не все прочитываются.

Но это к журналам. К людям: даже от консультантов в брэндовых магазинах, до смеха, иногда такие форменные выражения Эллочки слышать приходится)) что уж там говорить о беседах с подругами.

Мне интересно - а что с "Библией моды" - нью-йоркским Vogue? там тот же язык изложения? Помнится мне этот прием с отвлечением внимания на картинки был в Нолановском Престиже. И контекстом шло, что в этом-то и весь фокус - большинство людей рады обманываться, разглядывая визуальные эффект. Ярчайшим примером тут вообще служит "Аватар" Кэмерона - за красивым зрелищем кроется банальный сюжет.

Линор, спасибо огромное. Прекрасная лекция. Поставила для меня ударения в нужных местах.

 

Новости наших партнеров