Как Саша Рязанцев остудил планету

Извержение вулкана накрыло облаком пепла север Европы. Самолеты перестали летать, о чем сообщает в блоге застрявший в Европе участник проекта «Сноб» Саша Рязанцев. Саша, на самом деле вы спасаете Землю от глобального потепления — сейчас объясним, как именно

Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News
+T -
Поделиться:

Велики ли шансы попасть в топ мировых новостей у маленькой островной страны в Северном Ледовитом океане, где экономический кризис накрыл все любопытные начинания? У Исландии с блеском получилось: местный вулкан разом заблокировал авиасообщение в Скандинавии, Великобритании, Германии и России (член клуба «Сноб» Саша Рязанцев даже застрял из-за этого в аэропорту — и делится своими ощущениями). По крайней мере, с 11 утра по Гринвичу из английских аэропортов не поднялся ни один пассажирский самолет. В New York Times подсчитали, что под угрозой отмены или переноса оказались аж 6 тысяч рейсов. А поскольку извержение и не думает прекращаться, скоро эта цифра вырастет.

Последнее извержение вулкана с непроизносимым названием Эйяфьятлайокудль (послушать, как это слово звучит, можно здесь) длилось два года и закончилось в 1823 году. И вот в 2010-м он проснулся, сделав это максимально эффектно. Новый кратер открылся 31 марта прямо под ледяным щитом: через считанные дни во льду образовалась дыра, потоки растаявшей воды хлынули в местные реки, а над кратером вырос новый 82-метровый конус из пепла. Окрестности накрыло слоем лавы толщиной от 10 до 20 метров: судя по спутниковой съемке, залило чуть больше 1 квадратного километра. А в последние сутки выбросы стали настолько сильными, что о вулкане заговорил весь мир.

На сайте Международного центра исследования вулканов Эйяфьятлайокудль помечен оранжевым — это предпоследний уровень угрозы, выше только красный. Авиадиспетчеры боятся не столько самого извержения, сколько мелкой силикатной пыли, которую вулкан поднимает над облаками: именно пыль, попадая в турбины самолета, выводит их из строя, как это случилось в Джакарте в 1982 году. Помимо этого, шлейф перекрывает летчикам обзор — вулканические выбросы залепляют стекло кабины пилотов.

Все эти неприятности легко предсказать и — ценой перекроенных расписаний — надежно от них застраховаться. Однако когда уровень угрозы снизят до безобидного зеленого или желтого и самолеты начнут летать, придет время волноваться климатологам. Частицы пыли в нижних слоях атмосферы — идеальные центры конденсации влаги, поэтому дождей (или снега) на время станет больше. В основном вулканическая пыль осядет на землю вместе с осадками. Совсем другое дело — та часть выбросов, которая доберется до стратосферы. В стратосфере дождей не бывает, и еще год, а то и больше пыль будет расползаться над планетой, препятствуя проникновению солнечного света.

Расчеты говорят, что вулкан Пинатубо, проснувшийся в 1991 году, охладил таким образом планету на полградуса на целый год. В 1883-м нечто подобное проделал с климатом вулкан Кракатау; правда, в те времена у климатологов было куда меньше инструментов, позволяющих оценить последствия извержения. К слову сказать, нобелевский лауреат Пол Крутцен и отец водородной бомбы Эдвард Теллер взяли на вооружение эту идею для борьбы с глобальным потеплением. Они предложили устраивать «искусственные извержения» — обстреливать стратосферу серой или металлической пылью. В сентябре прошлого года Королевское общество Великобритании даже дало добро на воплощение этой идеи в жизнь.

Поэтому будем считать, что вулкан сэкономил и Саше Рязанцеву, и сотням тысяч других честных налогоплательщиков, которые застряли в аэропортах, изрядную сумму на улучшение климата. Тратить сэкономленные деньги придется в сухопутном режиме, не поднимаясь в воздух, — что, опять же, весьма экологично.

Комментировать Всего 17 комментариев

Из-за вулкана не только Саша Рязанцев не смог улететь из Лондона. В компании "неулетевших из Хитроу" оказался как минимум еще один член клуба "Сноб" - Владимир Никитин, которого сегодня с утра ждали в Москве

Анна, если б я не смог улететь из Лондона, я бы позеленел от счастья. К сожалению, я не смог в Лондон вернуться ;-(

Из-за вулкана не смогли улететь не только члены клуба Сноб. Путин не смог улететь в Мурманск, а его там тоже ждали. Аэрофлот отменил около 20 рейсов в Европу: в Лондон, Париж, Ригу, Осло, Копенгаген, Стокгольм, Амстердам, Варшаву, Берлин, Франкфурт, Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен и в Калининград - что лишний раз доказывает, что бывший Кенигсберг -- настоящая Европа. А еще говорят, что из-за вулкана европейские лидеры, возможно, не смогут прилететь в Краков на похороны Качиньского.

Cаша застрял на пути В Лондон.

Сегодня подтвердили, что рейсы в\из Великобритании отменены до 13:00 субботы.

Интересно как долго это будет продолжаться. У меня в планах полет на следующей неделе, но есть предлоложения в СМИ, что "извержение вулкана в Исландии может продлиться от нескольких дней до нескольких недель, по аналогии с другими извержениями, которые были за последние десятилетия". Печально.

Друзья, мне конечно приятно, но планету я не остужал, а просто оказался одним из тысяч завстрявших пасажиров. Но с крышей над головой и шведцкими котлетами в желудке... И айфоном в кармане
Не отпирайтесь - Борислав же объяснил Вашу роль в процессе. Как Вам Швеция?
Про Швецию написал: http://www.snob.ru/profile/blog/7179/16957. Проверяю сколько выживу без наличных крон и во вьетнамках и футболке под дождем. Пока что выживаю
на мотив "Хроники пикирующего бомбардировщика"

Идут бои без нас, но за нами нет вины - мы к земле прикованы вулканом, воздушные рабочие больны.

Прекрасное объявление

Flying from a London airport today? Tough luck.

Вообще много вариантов продолжения просматривается.

А вот Джон Клиз, сообщают нам норвежские газеты , будучи затигнут катаклизмом в Осло, поехал в Брюссель на такси и отдал за это удовольствие 30000 норвежских крон, что в переводе на общеевропейские деньги что-то около 3800 евро. Это самая дорогая из известных мне поездок на такси.

А Премьер Министр Норвегии сначала добрался из Вашингтона в Мадрид, теперь долетел до Швейцарии. Не ясно, когда он попадет в Осло, но при этом он отрекламироывл свой новенький айПад по СNN

Эту реплику поддерживают: Виктор Сонькин

Ради этого все и затевалось.

Встал утром, чтобы проверить как тап с полетами. Говорят, ситуация только ухудшилась, иду опять на вокзал узнавать про поезда
Если во всей северной Европе не летают самолеты, то это ведь тоже прекрасно с экологической точки зрения. Пусть не в годовом, но в недельном масштабе.
дык мы о том и пишем в последнем абзаце :) как будете транжирить накопленные индульгенции?

А, пропустил. Вот думаю, ехать ли в Копенгаген - туда оказывается билеты есть - или оставаться здесь. Решу к полудню