Амбициозный лидер Мариинки Валерий Гергиев решил обогнать своих западных коллег и устроил в гостинице «Свисс Отель Красные Холмы Москва» премьерную российскую 3D-трансляцию балетного гала-концерта с участием ведущих солистов театра и Майей Плисецкой в качестве почетного гостя. Эта акция стала достойным ответом нынешнему директору Metropolitan opera Питеру Гелбу. Ведь одним из главных достижений бывшего телевизионщика Гелба на этом посту стали ежемесячные трансляции спектаклей в американских мультиплексах. И теперь жители любого штата могут побывать в главном театре страны по цене обычного билета в кино. В результате Гергиева и Нетребко простые американцы слышат чаще, чем соотечественники. Владельцы наших кинотеатров пока не верят в успешность подобной идеи. Гергиев и Иксанов пытались обсуждать ее с ними, но кинотеатры требуют денег. Так что пока основным плацдармом для медийной стратегии театра остается телевидение с его новыми форматами.

Приглашенные гости смогли взглянуть на объемный балет в трех точках — Санкт-Петербурге, Париже (в резиденции российского посла) и Москве. Специально под показ компания General Satellite оборудовала бар на 33-м этаже отеля, где по окружности были расставлены 3D-телевизоры, а перед ними — столики с креслами. С балетным шоу конкурировали захватывающие виды на предзакатную Москву.

Гостей встречали высоченные девушки, все как на подбор брюнетки в черных туниках, с гладкими волосами, собранными в характерные балетные пучки, и с непременными стрелками на веках. Они терпеливо показывали гостям принцип работы 3D-очков и робко спрашивали: «А вы нам их потом вернете?» Очки в отличие от тех, что раздают в кинотеатрах, не разноцветные, зато с кнопкой. При нажатии на нее стекла заметно светлели, и двоящееся изображение собиралось в объемную кучку. Стоило отвернуть голову от экрана, как очки самопроизвольно выключались. Гости, большинство из которых технологии 3D явно интересовали больше балета, предпочли «Умирающему лебедю» запеченную семгу и устриц, лишь изредка поглядывая на особо заковыристые балетные вариации.

Зато «снобский» десант в лице балетмейстера и режиссера Аллы Сигаловой и солиста Большого театра Андрея Меркурьева от экрана не отрывался. По эту сторону экрана они оказались главными героями вечера, и все журналисты жаждали общения с профессионалами.

В 3D-формате Концертный зал Мариинки напоминал объемный макет зала, который обычно вмонтирован в стенку театральной кассы для удобства выбора мест. Но постепенно глаза привыкли, и некоторая кукольность картинки перестала быть столь заметной.

Концерт открыли Гергиев и Плисецкая. «Так не бывает!» — сказали мы с Аллой Сигаловой одновременно: Майя Плисецкая по-прежнему выглядит божественно, и в ее речи, жестах и манере держаться не было ни грамма старости. Она оказалась куда более убедительной Кармен, чем Екатерина Кандаурова, вышедшая следом в «Кармен-сюите». Кандаурова точно следовала хореографическому тексту, но тем очевиднее было, что текст в этом балете не главное, а главное остается тайной Майи Михайловны.

Все участники концерта заметно волновались. То ли из-за непривычного формата съемки, то ли из-за ограниченного деревянными стенами пространства зала. В результате Алла Сигалова и Андрей Меркурьев то и дело отлавливали неточности и помарки, видимые, возможно, лишь профессионалам. «Почему они так волнуются, ведь все это они могут станцевать — только разбуди?» — задавались вопросом делегаты «Сноба». И даже Ульяна Лопаткина в своем Лебеде не выдала той элегантной скорби, которая обычно захватывает аудиторию. Перед этим на пресс-конференции Ульяна призналась, что даже дышать ей придется по-другому, ведь в стереоскопическом режиме резко изменяющийся объем грудной клетки будет заметнее и может испортить впечатление.

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/YcZxcUUAr1w&hl=ru_RU&fs=1&rel=0"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/YcZxcUUAr1w&hl=ru_RU&fs=1&rel=0" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

Самым удачным оказалось па-де-де из «Жизели» в исполнении Олеси Новиковой и Андриана Фадеева, которые сумели наполнить пустую коробку зала романтической историей несчастной виллисы. И вместе с подлинной отдачей танцоров заиграл и новый формат.