Изначально планировалось, что лекция будет проведена в традиционном для проекта «Сноб» формате — только для участников проекта. Однако в результате на лекцию Козлова смогли попасть все желающие: тема вызвала такой интерес, что решено было сделать исключение.

Пятничным вечером 16 апреля все, кто успел зарегистрироваться, собрались в галерее Haunch of Venison на Пикадилли, где днем ранее открылась выставка Glasnost. Здесь, среди картин советских нонконформистов, искусствовед Григорий Козлов рассказал собравшимся о том, что на рынке искусства сложилась уникальная ситуация. Сегодня у коллекционеров буквально последний шанс купить хрестоматийные шедевры, которые были возвращены музеями их законным наследникам в процессе начатой в конце ХХ века реституции.

Главным предметом лекции стали «тяжелые вещи»: картины, которые были созданы тем или иным художником на пике творчества. Таких картин на художественном рынке становится все меньше. По словам искусствоведа, мы сейчас живем в эпоху музеев, которая началась не так давно. До этого искусство жило в быту, переходило из одного качества в другое, но не вымывалось с художественного рынка. «Когда наступила эпоха музеев, они фактически стали убирать одно за другим произведения искусства из оборота», — сказал Козлов. Причем это свойство не только государственных, но и частных музеев.Сценариев, когда шедевры все-таки доходят до рынка, осталось совсем немного, пояснил Козлов. Один из них — аукционы, куда картины поступают из частных коллекций. Но не было бы и этого, если бы не disease, debt and divorce («смерть, долг и развод»). «Это три краеугольных камня, на которых стоит вся аукционная торговля», — сказал Козлов под смех в зале. 

Григорий Козлов рассказывал также об историях картин, тем или иным образом оказавшихся в уважаемых коллекциях, например в собрании живописи семьи Лихтенштейн. Эта коллекция признана одной из самых значимых в мире среди частных собраний европейского искусства.

Зашла речь и о краденых шедеврах. «К сожалению, кража произведений искусства не создает, даже на черном рынке, нового количества работ, доступных покупателю, а напротив, выводит из оборота произведение искусства», — сказал Козлов. Подробнее о судьбе шедевров через историю их краж искусствовед рассказывает в своей книге «Покушение на искусство», которая отмечена премией «Просветитель», учрежденной членом клуба «Сноб» Дмитрием Зиминым.

Проблемы, возникающие в связи с реституцией, Козлов проиллюстрировал на примере истории картины Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I».

Художник Виталий Комар отметил, что многие из изложенных на лекции фактов он знал, но что ему понравилось особенно — это интерпретация Козловым информации. «Сейчас исчезают люди, которые могут быть медиаторами между элитарным знанием и массами».

«На рынке достаточно мало серьезных вещей с хорошим провенансом и чистых с точки зрения морали», — сказал после лекции финансовый консультант Кирилл Славин. Он, впрочем, считает, что не нужно замыкаться в узких рамках европейского искусства.

После лекции Козлов отметил, что за появление шедевров на рынке в последнее время надо благодарить русское искусство.

Проблема подделок на аукционах, по словам Козлова, приобрела какой-то повальный характер и страшно осложняет жизнь коллекционерам, которые покупают произведения, будучи уверенными в их подлинности, но спустя какое-то время узнают, что приобретенные ими работы вызывают сомнения у экспертов. Между тем до Недели русского искусства в Лондоне осталось меньше двух месяцев.