Придет ли вторая волна пандемии COVID-19 осенью текущего года — наиболее актуальный вопрос для аналитиков в финансово-экономической сфере, поскольку мировая экономика сейчас напрямую зависит от воздействия этого фактора. Далеко не каждый бизнес адаптировался к условиям карантина, и многие из тех, кто пережил первую волну, повторения форс-мажора финансово не потянут, что приведет к очередным массовым дефолтам. Ранее Bloomberg прогнозировал, что возможный ущерб от коронавируса для экономики составит 2,7 триллиона долларов.

Обнадеживает тот факт, что население осознало всю серьезность ситуации и научилось придерживаться необходимых санитарно-гигиенических мер, что способствует снижению распространения вируса. Кроме того, уже разработана вакцина от коронавируса и проведены предварительные испытания, приняты все меры для максимальной профилактики и лечения. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что даже в случае мутации вируса COVID-19 повторения тотальной пандемии в прежних масштабах не случится.

Скорее всего, карантинные ограничения будут определять, как нам жить и работать, еще около полугода. Осложняет ситуацию начало учебного года и отсутствие возможностей и опыта полностью перевести систему образования в онлайн-сферу. Результаты удаленного обучения во втором квартале 2020 года продемонстрировали неготовность к такому формату. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, избежать «зависания» электронных образовательных площадок было невозможно. Минусы удаленного обучения вынуждают наверстывать упущенное с началом нового учебного года. Конечно, в результате снова возрастет статистика заразившихся, но прежних объемов она не достигнет.

Стоит отметить, что бизнес, который еще до кризиса, связанного с пандемией, широко использовал онлайн-сферу для рекламы, коммуникаций и/или делопроизводства, практически не пострадал от введения карантинных мер, за исключением секторов, которые стали относительно не востребованы. К таковым можно отнести ресторанный, отельный и курортный бизнес, выставочные и развлекательные центры. Если одно кафе в будни приносило в среднем 60–80 тысяч рублей выручки, то теперь — всего 7 тысяч. Но некоторые из них сумели вовремя переформатироваться: например, рестораны сконцентрировались на доставке еды на дом, развлекательные и выставочные центры стали проводить мероприятия онлайн. Доля ресторанов с доставкой выросла в Москве с 51% до 66% за март этого года, в регионах — с 40% до 58%, говорится в отчете Data Insight и Delivery Club. Отдельные представители этих сегментов рынка смогли даже увеличить свою прибыль благодаря кризисной ситуации.

Автомобильный рынок и лизинг только выиграли от сложившейся ситуации, поскольку возрастает спрос на частный транспорт и резко расширяется сегмент доставки. Число желающих приобрести машину выросло на 10%. Однако необходимо реструктуризировать процентные ставки и сроки по выплатам, улучшить взаимодействие с платежными системами и расширить их ассортимент для клиентов. Желательно расширять факторинговый портфель и снижать ставки входа, чтобы обеспечить приток финансов — в частности, от представителей нерентабельного в условиях карантина бизнеса, которые таким образом смогут стать инвесторами и защитить свой капитал.

Строительный рынок претерпевает существенные изменения вектора спроса, благодаря чему его мелкие и средние представители только выиграли. Спрос на коммерческую недвижимость резко снижается, и крупные компании несут убытки. Продажи жилья на вторичном рынке упали на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также интересы обывателей, вынужденных теперь перейти на формат удаленной работы на постоянной основе, устремились в сторону частного пригородного жилья. Следовательно, спрос на новостройки существенно снизится, как и в целом на жилье в крупных городах. Мелкий и средний строительный бизнес в регионах получит дополнительную прибыль и сможет увеличить обороты приблизительно вдвое.

В промышленности особых изменений не предвидится, за исключением поступательных колебаний ввиду несбалансированности сегментов рынка, отвечающих за логистику и взаимодействие с конечным потребителем. Предполагается, что после стабилизации экономики и балансировки распределительных систем промышленность вернется в привычное русло.

Критический рост отмечен в области е-commerce, сервисов электронных платежей и развлекательных онлайн-платформ. К 2024 году объем рынка электронной коммерции в России вырастет до 3,491 триллиона рублей. Акции большинства онлайн-компаний существенно возросли в цене, и спрос только увеличивается по мере осознания инвесторами перспектив ввиду реструктуризации экономики. Предполагается рост и расширение онлайн-сферы как постоянной и приоритетной платформы коммуникаций в несколько раз по сравнению с объемами в докарантинный период. Инвестиции в данную сферу сейчас наиболее актуальны для долгосрочных вложений — по оценкам аналитиков, только в этом году более 150 миллиардов долларов будет инвестировано в такие проекты.

Нужно понимать, что рано или поздно пандемия закончится и карантин будет отменен, но при этом экономика и бизнес не станут прежними. Необходимо уже сейчас привыкать и максимально адаптироваться к имеющимся форматам, чтобы они стали возможностью развития альтернативных направлений бизнеса и дополнительной прибыли.