Начать блог на снобе
Все новости

Фото: Jorg Greuel/Getty Images

mneniya-1600-620.jpg

Фото: Jorg Greuel/Getty Images

Кирилл Кулаков:

Что мешает развитию шеринговой экономики в России

Редакционный материал
Люди все чаще предпочитают не купить вещь, а взять в аренду. Шерингом машин уже никого не удивишь, но сейчас можно взять ненадолго и зонтик, и зарядку для телефона. Однако в России более-менее активно арендуют только велосипеды, самокаты и те же машины, остальное пока провисает. С чем это связано, объясняет основатель сервиса по краткосрочной аренде пауэрбанков «Бери заряд!» Кирилл Кулаков
2 октября 2020 9:40

Рост в цифрах

Шеринговая экономика во всем мире не планирует замедляться: если в 2014 году капитализация отрасли составляла 15 млрд долларов, то к 2025-му, по прогнозам, должна вырасти до 335 млрд.

Даже если взять один рынок аренды зарядных устройств, на который два с половиной года назад вышел проект «Бери заряд!», он тоже чувствует себя неплохо: в 2019 году он оценивался примерно в 7 млрд долларов, а в ближайшие семь лет должен расти с совокупным среднегодовым темпом роста в 18,4%. Такие сервисы весьма востребованы в Европе (Chargerent, Chimpy) и США (Fuel Rod), но по-настоящему огромной популярностью они пользуются в Азиатско-Тихоокеанском регионе — важнейшем драйвере мирового рынка аренды зарядных устройств. В одном только Китае подобными станциями пользуются не меньше 200 млн человек (по данным на 2019 год). Самих станций в стране 2 миллиона, а к 2023 году должно стать 10 миллионов. Аренда пауэрбанков там совершенно обыденная часть повседневности.

Чего же нам не хватает?

Шеринговая экономика всегда немного про доверие: подразумевается, что человек, который берет в краткосрочную аренду какую-либо вещь, после обязательно вернет ее назад, причем в целости и сохранности. Если же что-то идет не так и вещь ломается или теряется, убытки ложатся на плечи сервиса по аренде.

В России сегодня нет единой системы, которая бы давала возможность привлекать к ответственности недобросовестных пользователей и одновременно не отталкивала честных клиентов слишком сложными правилами аренды или большим депозитом, в отличие от Китая, где существует единая биометрическая система кредитного, финансового и социального рейтинга. Причем, как отмечают аналитики, именно станции аренды пауэрбанков особенно хорошо себя чувствуют благодаря популярности, обеспеченной этим рейтингом. Люди с высоким рейтингом спокойно пользуются всеми благами безо всяких залогов, а если что-то случается, есть понятный механизм взыскания штрафа в пользу бизнеса.

Фото: Пресс-служба

Власти Китая, да и сами граждане говорят о большом количестве плюсов, которые приносит такая система: люди начали погашать кредиты и соблюдать все возможные правила. На уровне государства социальный рейтинг помогает сократить количество мошенничества и контрафакта. И это, безусловно, хорошо сказывается на бизнесе, в том числе на шеринге. То же зарядное устройство человек с низким рейтингом просто не сможет взять, а если пауэрбанк выдан, никто и не подумает оставить его себе, не возвращая и не оплачивая штраф, — слишком жаль баллов.

Но, безусловно, к этой системе есть свои вопросы. Так, в 2018 году, когда впервые вступили в силу ограничения для граждан с низким социальным рейтингом, более 20 миллионов китайских граждан не смогли из-за этого купить билеты на поезда и самолеты. Особенно смущает непрозрачность начисления поощрительных и штрафных баллов. Есть данные, что социальный рейтинг могут снизить как за нарушение правил дорожного движения, так и за покупку слишком большого количества видеоигр или распространение фейковых новостей. И вряд ли повсеместное введение рейтингов действительно можно назвать хорошей идеей — жить в оруэлловском мире никому не хочется.

А как у нас?

Все, кто хоть раз брал в аренду машину в каршеринге или самокат на улицах Москвы, знают, как работает система у нас. Нужно установить специальное приложение, пройти аутентификацию, зарегистрироваться, получить подтверждение, указать личные данные, привязать карту (которую сервис тоже проверит). Некоторые просят еще привязать аккаунт в соцсетях, позвонить по номеру, получить подтверждающую СМС. В общем, никакого «захотел покататься — взял велосипед в аренду за минуту».

Все это сильно усложняет процесс аренды и отталкивает потенциальных клиентов. Но без этих ограничений никуда: бизнес ведь не знает, что вы — добропорядочный гражданин, который доедет на самокате до дома и поставит его на специальную стоянку. Поэтому изначально компания не доверяет никому — в истории с арендой самокатов, велосипедов или машин цена ошибки слишком велика.

Сервисы по аренде пауэрбанков пока оперируют меньшими суммами, да и пользователей у них пока не миллионы, а только сотни тысяч. Поэтому, например, «Бери заряд!» может себе позволить давать аккумуляторы в аренду, не требуя обязательного залога и не замораживая на счету клиентов значительные суммы. Сегодня, чтобы взять в аренду зарядку, клиенту нужно оставить свой номер мобильного телефона, верифицировать его через смс и привязать карту для оплаты. Ценообразование у сервиса гибкое: первые полчаса аренды бесплатные, а дальше 50–100 рублей в сутки в зависимости от локации. Если человек не возвращает пауэрбанк, раз в час будет списываться сумма аренды.

В целом процент невозвратов пауэрбанков у «Бери заряд!» пока совсем невелик. Однако, как только сервис выйдет на по-настоящему большой рынок, он наверняка столкнется с гораздо большим количеством недобросовестных пользователей. И, что еще хуже, с гигантской финансовой нагрузкой, связанной с тем, что компания не сможет дотянуться до добросовестных клиентов, которые готовы платить и вовремя возвращать зарядки. В таком же положении находятся компании, которые сдают в аренду автомобили, самокаты и велосипеды, и другие представители шеринговой экономики. Так, согласно последнему исследованию, в Москве в каждой точке шеринга ежедневно фиксируется три-четыре попытки украсть самокат, одна из которых завершается успехом. Можете представить, о каких колоссальных убытках идет речь.

И какие есть варианты?

Одно из возможных решений сегодня используют сервисы по аренде электросамокатов. Например, в самокаты Lime встроены устройства, которые блокируют колеса, если аренда самоката не оплачена, и пользоваться им становится просто невозможно. Правда, компания отмечает, что это может иногда вызывать дополнительные сложности для добросовестных клиентов. Так, в Швейцарии были случаи, когда самокаты перезагружались во время проката, из-за чего автоматически включалась блокировка колес. К тому же далеко не все устройства можно вот так дистанционно отключать, а значит, решение нельзя считать универсальным.

Если блокировка невозможна, вероятно, подойдет встроенный GPS-датчик, с помощью которого украденные устройства будут обнаружены. Такие обычно есть на машинах и велосипедах. Но когда речь идет о более мелких вещах, например пауэрбанках или зонтиках, смысла в этом немного.

Конечно, можно подумать о едином кредитном и социальном рейтинге, завязанном на биометрическую систему, как в Китае, но я уверен, что в нашей стране такой вариант не пройдет (и слава богу!) А вот что, на мой взгляд, определенно сработает, так это гарантия бизнесу со стороны банковского сектора.

Сегодня эта модель уже действует. Например, когда вы покупаете что-то в магазине на борту самолета, оплачивая покупку картой, то деньги не могут сняться со счета моментально — в полете нет связи. Денег может вообще не быть на счету, но бизнес знает, что в любом случае получит их от банка. А уже тот будет разбираться с недобросовестным или просто забывчивым клиентом, стребовав с него нужную сумму. Точно так же все устроено с бронированием отелей и арендой автомобилей за рубежом.

И как только бизнес, избравший шеринговую модель, получит подобные гарантии — от единой биометрической системы, кредитного рейтинга или банков, — темп развития всей отрасли увеличится кратно.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
По известным причинам многие компании на время лишились возможности проводить массовые мероприятия, в том числе корпоративные. HRD компании Yota Екатерина Мельникова рассказывает, как организовать «удаленный» корпоратив и масштабный забег сотрудников с помощью смартфонов и ноутбуков и как почувствовать единство команды онлайн
Компании, которые занимаются масштабированием бизнеса через развитие франчайзинговой сети, по итогам первой половины 2020 года не только не потеряли, но и, наоборот, нарастили количество партнеров и точек присутствия. Кому и за счет чего удалось добиться кратного роста числа партнеров, рассказывает Василий Алексеев, гендиректор образовательной компании «Like Центр»
2020-й кардинально трансформировал привычную реальность. Изменения коснулись не только социальных аспектов жизни, но и бизнеса. Очевидно, что маркетинг не стал исключением. О том, почему он никогда не будет прежним, какие маркетинговые инструменты останутся с нами надолго и почему брендам стоит взять их на вооружение, рассказывает Евгения Глобаж — маркетинговый эксперт с 12-летним опытом в индустрии и соосновательница агентства стратегического маркетинга Shiba500 в Нью-Йорке

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.