Человек, который придумал телевизор

В кинотеатре «Пионер» была показана сокращенная версия двухсерийного фильма Леонида Парфенова «Зворыкин-Муромец», полный вариант которого можно увидеть 20 и 21 апреля на Первом

Фото предоставлено "Первым каналом"
Фото предоставлено "Первым каналом"
Кадр из фильма "Зворыкин-Муромец"
+T -
Поделиться:

К восьми вечера холл кинотеатра «Пионер», где проходила премьера, был полон узнаваемых гостей: коллеги Парфенова по телевизионному цеху, чиновники (среди которых Владислав Сурков и Александр Волошин) и друзья. Три группы камер в разных углах обступили Михаила Шаца, Александра Маслякова и Игоря Кириллова. Сам Парфенов носился по длинному залу туда-обратно, встречал гостей, говорил по телефону. За ним еле поспевали журналисты, выхватывая на один-два вопроса и вновь теряя из виду. На поздравления с премьерой автор нервно отшучивался: «Рано поздравлять, а то сейчас посмотрите и деньги за билеты попросите вернуть». Прежде чем пригласить зрителей в зал, он устроил импровизированную экскурсию — показал реквизит из фильма, украсивший на время премьеры холл «Пионера»: 817 листов досье ФБР на Зворыкина, его фотоальбомы — этапы создания телевидения, цветной телевизор 1954 года из красного дерева весом 150 килограммов и другие вещи.

Перед показом Константина Эрнста успели спросить: «Почему вы решили сделать фильм про Владимира Зворыкина?» — «Потому что это величайший русский изобретатель, про которого 90 процентов зрителей ни разу не слышали». Действительно, историю Зворыкина знают немногие. Уже после изобретения телевидения он согласился вернуться из американской эмиграции на родину, чтобы сделать первый советский телевизор. Но остаться в СССР отказался, а потому вспоминать его при советской власти было не принято.

Парфенова это удивляет: «Как изобретатель он получил все награды, которые только возможно. Как говорит его внучка, на Зворыкине заканчивается любая энциклопедия. Z и W — две первые буквы фамилии Zworykin — последние в любой западной энциклопедии».

История великого изобретателя, как пазл, складывается из реконструкций эпизодов жизни Владимира Зворыкина, хроник и рассказов очевидцев. Биографические сцены из жизни героя сняты как художественный фильм, с прописанными диалогами и профессиональными актерами. Картинка меняется от черно-белой в сценах из муромского купеческого детства к сепии в рассказе о Петербургском технологическом университете и службе на фронтах Первой мировой, а в рассказе о зрелой жизни в Америке становится цветной и современной.

Линия ведущего соединяет воедино элементы фильма. Парфенов словно фокусник, за один стенд-ап перемещается из Мурома в Петербург и Принстон или, глядя на зрителя из компьютерной модели иконоскопа, объясняет принцип работы первого телевизора. Фирменный парфеновский «инфотейнмент».

По словам автора, «Зворыкин-Муромец» — первая «докудрама», сочетающая художественные сцены, документальное кино и журналистскую работу ведущего.

Как рассказали создатели фильма, решение о запуске проекта было принято, когда Парфенов и Эрнст праздновали выход фильма «Птица-Гоголь». Название и первая сцена «Зворыкина-Муромца» родились в тот же вечер. А подтолкнула авторов к началу работы рецензия Григория Ревзина на «Птицу-Гоголя».

Одна из последних сцен фильма — кадры из интервью Владимира Зворыкина. Изобретатель говорит, как ему не нравится современное телевидение, по которому не услышать хорошей музыки, а показывают только насилие и секс. На этих словах зрители «Пионера» зааплодировали. Действительно, многие уже давно не включают телевизор сами и не разрешают своим детям смотреть изобретенный Зворыкиным ящик. Но чтобы увидеть фильм о гениальном русском изобретателе, придумавшем телевидение, пожалуй, стоит сделать исключение.

Комментировать Всего 11 комментариев

Презентация телефильма в таком формате — это довольно необычная, но очень интересная идея. Редкий телевизионный фильм выдерживает показ на большом экране. И я смотрел с большим интересом. Это довольно любопытно с точки зрения развития кинопоказов в целом.

Зворыкин был русским американцем. Он прожил всю жизнь в Америке, хотя сохранил русскую душу и любовь к России. Как мы видим по фильму, он жил достаточно отдельной жизнью в своей усадьбе, обе жены были русские. В общем, это история про талантливого человека, которому чудом удалось выжить и сделать великое открытие.

Это, пожалуй, лучший фильм Парфенова.  

Правка

К Асе Чачко. Кажется есть ошибка в этом предложении "Изобретатель говорит, как ему нравится ( или всё же не нравится?)) современное телевидение, по которому не услышать хорошей музыки, а показывают только насилие и секс."

надо конечно сделать скидку на сложность задачи, но... я ждал выхода фильма, а первую серию до конца не дотянул. скучно получилось. и сценарий не очень и даже Шакуров по инерции, видимо, продолжает играть престарелого Брежнева.

Понятно, почему Зворыкин

Парфенов, будучи пионером нового отечественного телевидения, невольно или намеренно самоотждествился этим фильмом с пионером телевещания вообще. Это не новая процедура -- скажем все композиторы-новаторы, героями своих революционных в смысле стиля опер выбирали непременно Орфея, намекая, таким образом, что главный Певец европейской культуры и есть подлинный автор всех нововведений, а композитор лишь посредник. Да и вообще легитимность монархов, в сомнительных обстоятельствах взошедших на трон, часто подтверждалась спешными историческими трудами, возводящими родословную государя к Энею или Королю Артуру...

Не хочу сказать, что обстоятельства лидерства Парфенова -- сомнительны. Скорее сомнительны обстоятельства его опалы, но так или иначе, Зворыкин -- элегантный ход.

Екатерина Егорова Комментарий удален

В принципе Леонид Парфенов — такой мастер, что плохо он не делает. Этот фильм вполне на уровне, все там сделано классно. Но я ждал немножко другого. Дело в том, что я так мало смотрю телевизор, что для меня Парфенов — это и есть телевизор, лучшее, что бывает в телевизоре, — это Парфенов.

Поэтому мне казалось, что он снимет фильм про собственного батюшку: вот «Зворыкин, который меня породил». Но это оказалось довольно наивным ожиданием. Какого-то такого личного отношения к этому человеку у Парфенова, по-моему, нет. Он из Зворыкина делает такого муромского чудика, который так тяжело пожил в России, потом поехал в Америку и стал там делать Муром. Дачу себе построил, грибы стал собирать, огурцы солить, как на Оке катался на коньках, так и в Принстоне, роман с соседкой завел... Вроде бы и телевизор изобрел, но живет вот так — законсервировав Россию 1910 года.

И Леня, придумав такой образ, эту линию и ведет. И все вроде выдержано в этой стилистике: например, сцена с сестрой в Москве, где она так мило поддакивает то брату, то мужу, как и должна себя вести женщина в купеческой семье — поддакивать мужчине, то одному, то другому.

Но когда Парфенов снимает про Гоголя, видно, что этот человек его лично заводит и ему лично очень важен. А здесь: ну, есть такой персонаж интересный, про него можно интересно рассказать — рассказываю. А Леня умеет действительно очень интересно рассказывать. Только эмоционального сопереживания, которое для него является очень важной стороной дела, там не возникает, по крайней мере, у меня не возникло. А шутки, тонкость игры, забавные истории — все присутствует.

А что касается самой премьеры, там было странное сочетание людей: Сурков, Волошин и Борис Акунин... Парфенов собирает вокруг себя совсем разных людей, и мне было забавно на это поглядеть.

Эту реплику поддерживают: Анастасия Старовойтова

 Предыдущий коммент взят после просмотра в Пионере. Когда скачал по торренту и посмотрел на компе, все претензии снялись. Просто Леонид вырезал все куски, где он лично как-то относится к Зворыкину, где просто восхищается непредсказумостью судьбы и странностью констелляций жизненных обстоятельств. Это показалось несущественным, главным видимо считали необходимость рассказать историю. А на самом деле это и есть главное (для меня) достоинство Парфеново -- ощущение, что жизнь случайна, неповтрима и именно этим страшно интересна.

В энциклопедии Larousse у меня на полке после Зворыкина идут ещё Zyrienes - зыряне то есть.