Лица улицы

30 апреля на ВВЦ откроется IV Московский международный съезд татуировщиков. Помимо мобильных тату-кабинетов и концерта экс-вокалиста группы Uriah Heep Джона Лаутона, публике обещана выставка в виде слайд-шоу из тысячи снимков, сделанных в период 1984–1991 годов

+T -
Поделиться:

На снимках утюги, пижоны, панки, хиппи, рокеры, байкеры, татуировщики — все неформалы, которые населяли Москву и Питер в перестроечные времена. На просмотр каждого слайда отведено пять секунд. Мало, конечно, но длиннее нельзя: и так получается шоу на целый час. Мельчить тоже нельзя: каждый снимок требует прочтения. Нужно не только успеть расшифровать аббревиатуру, вытатуированную на предплечье, но и определить, где фотограф щелкнул затвором — на Яшке, Тишке, Пешке, Щелчке или Краске. Иначе смотреть неинтересно.   

Щелчок — это окрестности станции метро «Щелковская». Яшка — площадь Свердлова, а точнее, пятачок возле гостиницы «Метрополь». Тишка — Тишинская площадь. Пешкой называли улицу Горького, сейчас это Тверская. Краской — Красную площадь. Даже на примере измененных названий понятно: в 80-е все было по-другому, контрастней и бойчее. Очередь в первый «Макдоналдс» на Пушкинской площади и тут же вольная коммуна модельера Александра Петлюры на Петровском бульваре; телепередача «Прожектор перестройки» и сразу после нее «Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд». Кинофильм «АССА», вышедший в 87-м, лишь привел к общему знаменателю то, о чем многие уже знали: в стране существует мощная субкультура, и не ровен час, она покажет всем кузькину мать. Опасения, правда, оказались напрасными, и история осталась без продолжения. Побушевав с десяток лет, буря улеглась, оставив после себя вытатуированные на телах ветеранов движения артефакты. И фотографии.  

«Я вот не боюсь слова “революция”, — за столом сидит человек с взъерошенными волосами и в помятом плаще. — Просто в 80-е людей все достало, и они совершили переворот, но сделали это грамотно и без крови». Человека в плаще зовут Миша Бастер. В прошлом — панк-рокер и художник-график, сегодня — влиятельный куратор и хранитель коллекции нескольких тысяч раритетных снимков. Сам он в описываемой «революции» участвовал постольку поскольку (мал был еще), но все про всех знает и готов отвечать на вопросы. Полноправным владельцем коллекции он, например, себя не считает. Говорит, мол, не я же фотографировал. По той же причине каждый снимок снабжает обстоятельными пояснениями: автор, год, из чьего архива изъят, персоналии, краткое описание сюжета. Выставки Бастер делает исключительно за свой счет: «Вы все мыслите микроэкономическими категориями, а я макроэкономическими. Если я этого не сделаю, никто не сделает. Определенно никто». Спорить не хочется. Еще четыре года назад никому и в голову не приходило, что фотокарточки из домашних альбомов, сделанные по случаю в трудовом лагере или на скамейке в парке, будут иметь музейную ценность. Понял это один Бастер. «Это вечный продукт, — отчеканивает он. — То, что отображено на этих фотографиях, вряд ли когда повторится. Как крещение Руси».   

Первая же выставка, устроенная в декабре 2006 года в Зверевском центре современного искусства, произвела, как выражается куратор, «взрыв на кладбище». На белый свет стали выкарабкиваться люди, имена которых современники успели подзабыть. Гарик Асса, Кирилл Миллер, Катя Мосина, Катя Рыжикова, Игорь Кредит, Алексей Китаец, Инал Савченков, Ник Рок-н-ролл, Дима Мертвый. Впрочем, среди них были те, кто не уходил со сцены: Андрей Бартенев, Константин Звездочетов, Саша Хирург, Эд Ратников. Тогда кто-то хотел быть модельером, кто-то — художником. В результате один встал во главе «ночных волков», другой — во главе большой промоутерской компании. Но при этом все тусовались на одних и тех же «конфорках» — местах, где собирались неформалы. Эти и другие фотографии (всего их 700) вошли в 500-страничный талмуд весом три кило — «Хулиганы-80». Сам Бастер фотографироваться не любит. «Да на хрен мне это надо? В последний раз карточка с моей физиономией висела у всех на обозрении в райкоме комсомола на Краснопресненской — на стенде под лозунгом “Таким быть нельзя”». 

Комментировать Всего 7 комментариев

Очень порадовали! Как говорят, это – рифма времени. У меня сейчас гостят 7 человек из Дании. Практически все «забитые». И тату абсолютно разные – от очень красиво-декоративных на ступнях у девушек, до брутальных сюжетов у ребят из тамошних «Боев без правил». Одна из самых интересных - у Леона. Портрет его погибшей мамы в образе ангела на полспины.

Пару дней назад к нам на пати приезжал один бывший русский уголовник, из тех, кого называют «синими». У него после 10 лет образовалась неплохая коллекция на теле. Все тату значимые и неплохо исполненные… И вот, когда все эти истории внимательно рассматриваешь, то начинаешь отчетливо понимать, в чем разница между «искусством» и «необходимостью».

Спасибо, Саша! Как мне сказал Бастер, люди без татуировок в окружении людей с татуировками чувствуют себя голыми. И это правда - я именно так себя и чувствовала. А ведь бывают такие рисунки, что просто - счастье.

В 80-е это была своего рода маркировка (не криминальная, но все равно - по понятиям): у панков - реализм, у байкеров - чистый символизм. Сейчас, надо признать, эти различия стерлись. Но у Миши Бастера, задумавшего этот Съезд сделать регулярным событием, - мысли такие: нужно образовывать даже не клиентов тату-салонов, а самих мастеров, чтобы они знали историю индейской татуировки, чукотской и пр. По-моему, очень здорово. А вам как кажется?

Не знаю. На мой взгляд, это как образование для художников. Кому-то оно необходимо, а кто-то ХУДОЖНИК. Я тут несколько месяцев прожил на судоверфи и там работал парнишка лет 18-ти. Он мастер бамбуковой татуировки. Половина завода ходила с его драконами. Он их даже без эскизов делал. Талантище :)

Бамбуковая татуировка - ах, как звучит. А вам он дракона на память не оставил?

Я почему-то не готов. Какая-то есть в этом для меня ОСТАНОВЛЕННОСТЬ. Сложно объяснить словами. Но попробую. Я 15 лет не стриг волосы. Коса у меня болталась ниже попы. А потом приехал в Таиланд, жил на лодке и это просто стало невыносимо.  Ну и побрился под зеро. А с тату так не получится :) Я очень хорошо знаю Ежа и Сашу. Они цельные люди и им татуировки очень органичны.

Наталья, хотел загрузить пару забавных фото недельной давности, но у меня не получается. Видимо слишком медленный инет (((

Прекрасно!!!!! Спасибо. Да, рядом с таким человеком я бы точно чувствовала себя голой)))