Фото: Shanti Home/Unsplash
Фото: Shanti Home/Unsplash

Тренды и антитренды 

В эпоху здорового и осознанного образа жизни постепенно уходит в прошлое образ предпринимателя, для которого главными атрибутами успеха являются дорогие машины или размеренный отдых на пляже в люксовом отеле. В бизнес-сообществе уже считается дурным тоном хвастаться предметами роскоши. Куда больший интерес вызывает новый опыт, который вы получили, к примеру, покоряя дистанцию Ironman.  

Чтобы построить успешный бизнес, нужен перманентный личностный рост, так как любая компания — это отражение ее владельца. Если он перестает развиваться, то и бизнес начинает терять обороты. Поэтому главный тренд сегодня — это запрос на активный, необычный отдых и на все то, что помогает держать себя в форме и исследовать что-то новое. Так, все популярнее становятся аутентичные маршруты, которые не изведаны и не распространены среди большинства туристов. Это возможность посетить интересные заповедники, парки и деревушки местных жителей, которые вы не увидите на обычных курортах. Если говорить о России, серьезную конкуренцию всем известным сочинским пляжам составляют лазурные берега крымских бухт. А помимо популярных кавказских курортов Архыз, Эльбрус невероятный восторг вызывает посещение старейшего города России Дербента, где можно увидеть многовековые достопримечательности. Или, например, посмотреть крепостной комплекс Нарын-кала, которому уже более полутора тысяч лет. Также можно отправиться встречать рассвет на плато Канжол или Бермамыт, которые по своей мощи и красоте смело могут конкурировать с американским Гранд-Каньоном.

Особенности предпринимательских запросов

Внутренний туризм начал набирать обороты несколько лет назад, но настоящий подъем мы наблюдали во время закрытия границ. Предприниматели, которые раньше отдавали предпочтение горнолыжному отдыху в Европе или зимовке в теплых странах, с интересом стали изучать, что может им предложить Россия. Кавказ, Сибирь, Камчатка, Краснодарский край, Карелия наконец получили шанс показать, что у нас немало удивительных по красоте мест. Однако, в силу того что уровень инфраструктуры по-прежнему оставался низким, предприниматели искали отдых с нетворкингом. Это позволяло нивелировать минусы дизайна гостиниц или уровня сервиса большинства курортов.

Если говорить про форматы, то одним из популярных стал глэмпинг. Это сравнительно новый вид отдыха на природе в комфортных условиях. Туристы живут в специальных модульных палатках или мини-домиках, где есть отопление, душ и даже wi-fi. Так можно сбежать от суеты мегаполиса, побыть на природе и поработать. Но пока этот вид отдыха в предпринимательском сообществе воспринимается как альтернативный. Формат на один раз для новых впечатлений или перезагрузки с помощью таких развлечений, как рыбалка, квадроциклы или йога. В стране сейчас около 150 глэмпингов, и большинство из них находятся в Подмосковье. Но также они есть в Тульской, Нижегородской, Ленинградской, Калужской областях, на Байкале и Алтае, Камчатке, Карелии и на Урале.

Фото: Glamping Park Hotel Хабаровск
Фото: Glamping Park Hotel Хабаровск

Отдых с нетворкингом

Тренд, который набирает обороты, — совмещение активного и нетривиального отдыха с нетворкингом, когда предприниматели разного уровня могут делиться друг с другом своими проблемами в бизнесе, искать точки роста, да и просто получать обратную связь. Каждый такой выезд позволяет не только помочь развитию бизнеса, но и расширить кругозор. Во многом этот запрос закрывали и закрывают форумы, лекции или бизнес-ланчи, но в современном ритме на них не остается времени и они не могут обеспечить уровень необходимого общения в кругу единомышленников. Это могут быть камерные туры с приглашенными топ-спикерами, программа которых строится вокруг их увлечений: трекинг, восхождение на Эльбрус, фрирайд и т. д. К слову, если в 2018–2019 годах на сбор группы предпринимателей в такую поездку нам требовалось два месяца, то в 2021 году группы набираются за две-три недели. Возможность пообщаться в неформальной обстановке с известным бизнесменом и узнать что-то новое — в это предприниматели готовы вкладывать и время, и деньги. При этом в такие поездки предприниматели часто ездят с семьями, что позволяет им, не расставаясь с близкими, решить большое количество деловых вопросов. 

Спортивный отдых — источник энергии 

Чтобы оставаться в строю и закалять характер, предприниматели все чаще выбирают спортивный отдых. Физическая нагрузка учит бороться с ограничениями в голове и теле, фокусироваться на своих целях и не распыляться по мелочам. Это прокачивает важные для бизнеса качества: становишься более рассудительным, устойчивым к внешним воздействиям. Количество участников спортивных дистанций с каждым годом увеличивается, если оставить за скобками внешний фактор пандемии. Например, за время существования Московского марафона, с 2013 года, количество участников увеличилось с 5 до 30 тысяч. И эта тенденция интереса к циклическим видам спорта применима к предпринимательскому сообществу. Вся деловая элита сегодня так увлечена марафонами, трекингами и восхождениями в горы, а кто-то даже ставит цель взойти на Эверест. По сути, они готовы платить за ту радость от преодоления себя, которую уже не испытаешь при покупке новой машины. Ведь купить себе новый S-class может каждый, а получить объединенную медаль World Marathon Majors могут далеко не все.

Фото: Parker Hilton/Unsplash
Фото: Parker Hilton/Unsplash

Гастротуризм

Это направление отдыха тоже получило сильное развитие в последние годы. Здесь сказалось общее развитие гастрономической культуры в стране. Все «базовые» потребности уже давно закрыты, а формат шведского стола интересен разве что неискушенному путешественнику. Однако предприниматели, которые часто бывают в разных уголках мира, специально ездят в поисках новых вкусовых ощущений. Поездки выстраиваются вокруг отдельных ресторанов, виноделен, сыроварен, знакомств с аутентичными кухнями или локальными шеф-поварами. Это касается не только зарубежных стран, но и российских городов, так как сейчас появляется все больше поваров, которые ищут внутри своих регионов что-то необычное и им удается вставать на один уровень с иностранными коллегами. Таким образом, для путешественников раскрываются целые регионы.

Одиночные или семейные мини-паузы

Этот формат популярен среди предпринимателей, потому что он позволяет без вреда для дела уехать на три-пять дней. Главным условием этих поездок является отключение от рабочих переписок и звонков, которые занимают, пожалуй, все время предпринимателей в их повседневной жизни. У некоторых получается это делать, даже не уезжая из родного города — и узнать его с совершенно новых сторон. Но все же, гораздо более эффективно уехать в незнакомое место, чтобы на время «сжечь мосты» и не иметь соблазнов «немножечко поработать».

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь!

Вам может быть интересно: