Все новости
Редакционный материал

Брить или не брить. Интимная депиляция и новая мужественность

Гладкая кожа, многие годы считавшаяся атрибутом женственности, сегодня становится символом мужественности. О причудливых поворотах моды и влиянии маркетинга на социальные движения размышляет секс-колумнист Ольга Нечаева
31 марта 2021 16:50
Иллюстрация: Маша Млекопитаева

Практика удаления волос с тела, прежде всего у женщин, не нова и восходит к древним культурам. Музей женщин в Калифорнии в разделе «История женской депиляции» рассказывает, что еще 3000 лет до нашей эры в Египте и Индии женщины пользовались медными бритвами для удаления волос. Древние египтянки брили головы и лобок, древние римлянки с помощью щипцов и пемзы добивались гладкости кожи, а первое подобие шугаринга существовало во времена Клеопатры.

В Средние века лобковые волосы удаляли только проститутки — не столько для красоты, сколько из гигиенических соображений. Светские дамы, напротив, сохраняли свою естественную растительность: считалось, что это защищает от грязи, пыли и паразитов. 

Возвращение моды на удаление волос относят к выходу революционной на тот момент книги Дарвина «Происхождение человека» (The Descent of Men) в 1871 году, утверждающей, что хомо сапиенс обладали меньшим волосяным покровом по сравнению с их прародителями, что делало их более сексуально привлекательными. К началу ХХ века гладкость кожи стала синонимом женственности. Этому способствовали укороченные юбки и появление одежды без рукавов.

В 1915 году «Жилетт» выпустил безопасную бритву Milady Décolleté, призывая в рекламе избавиться от «неприглядных» волос и решить «постыдную» проблему, ибо подмышки должны быть «белыми и гладкими».

Появление тонких нейлоновых чулок, дефицит чулок во время войны в Европе (и необходимость ходить с голыми ногами) и мода на мини-юбки привели к тому, что женщины стали брить ноги чаще. К 1964 году в США это делали уже 98% женщин. Появление в 1946 году бикини подтолкнуло женщин к удалению лобковых волос — к 50-м модели Playboy утвердили новый стандарт красоты: сексуальная женщина в тончайшем белье и с совершенно гладкой кожей.

Последовавшая в 60-х сексуальная революция, совпавшая с движением хиппи «назад к природе», привела к тому, что в 70-х лобки и подмышки снова обрели натуральный вид, утверждая право женщины не соответствовать указаниям глянцевых журналов.

В 80–90-е вернулась обратная тенденция: улучшение качества фотографии, позволяющее теперь разглядеть мельчайшие детали, и появление свободного доступа к видеозаписям с порно привело к возвращению моды на гладкую кожу и экспериментов с интимными прическами. В 2000-е применение фотошопа в глянцевых журналах породило стандарт неестественно гладкой кожи: у моделей на фотографиях отсутствовали не только волосы на теле, но и поры, пигментация, естественные неровности. Те же тенденции отразились и в порнографии — интимные зоны порнозвезд стали гладкими, как у Кена и Барби. В 2003 году Виктория Бэкхем, тогда еще участница невероятно популярной поп-группы Spice Girls, в одном из интервью сказала, что «”бразильская эпиляция” должна быть обязательной для любой девочки старше 15 лет». Мнение кумира миллионов подростков задало моду на интимную депиляцию на десятилетия. 

Современные исследования практик депиляции в западных странах показывают, что большинство женщин удаляет волосы. Так, в Австралии 98% женщин удаляют волосы на ногах и под мышками, и 60% — в интимной зоне, причем 48% из них — полностью. И если первое женщины обычно объясняют эстетикой и гигиеной, то второе — необходимостью быть сексуально привлекательной для партнера, и процент этот имел прямую зависимость от контакта с порнографией и наличия сексуального партнера. И тенденция эта касается не только женщин. 50% мужчин в США удаляют волосы в интимной зоне; этот показатель имеет корреляцию с возрастом — он наиболее высок в группе 25–34 — и желанием получить оральный секс. «В современном мире просто неприлично позволять волосам расти, как им вздумается», — так начинает свой гид по manscaping — мужской депиляции — журнал The Trend Spotter.

Несмотря на распространение моды на гладкие, как у младенцев, тела, отношение общества к удалению волос у представителей разных полов варьируется. Женщина, которая отказывается удалять волосы на теле, может услышать, что это «отвратительно», «непривлекательно» и что она «как мужик», в то время как мужская депиляция — процедура скорее необязательная. В одном из исследований опрошенные мужчины говорили о решении удалять волосы как о возможном выборе, в то время как для женщин такое решение скорее является обязательным стандартом ухоженности.

Еще одна причина появления моды на совершенно голый женский лобок —  сексуализация предпубертатных тел девочек. Хрупкость, неразвитая юная грудь, отсутствие волос на теле, андрогинная фигура — этот образ активно эксплуатируется в моде и визуальном искусстве, наделяя детское тело сексуальностью взрослой женщины, как это делал Гумберт в романе Набокова. «Миф о Лолите» — так называют ученые эту тенденцию. Сексуализированная юность и невинность — не новое явление в нашей культуре, и феминистическое движение противопоставляет ему движение за бодипозитив во всех смыслах. Современные звезды, от Мадонны до Майли Сайрус, через 20 лет после Виктории Бэкхем, введшей моду на бразильскую эпиляцию в западную культуру,  пропагандируют идею «мое тело — мое дело», возвращая женщинам более здоровое отношение к естественному виду своего тела. 

В мире мужчин происходит обратный процесс. За их права на естественный вид тела никто не борется: журналы активно отрабатывают деньги рекламодателей, и мировой рынок продуктов по уходу за собой для мужчин постоянно растет. Необходимость «продать» мужчинам идею эстетического ухода за собой, традиционно считавшегося частью «женственности», привела к изменению нарратива: журналы пишут о том, что удаление волос — это гигиенично, способствует лучшей демонстрации мускул и пениса и дает «доступ к оральному сексу». Настоящие мужчины должны уничтожать волосы на своем теле не для позерства или красоты, а для того, чтобы быть «настоящими мужчинами».

Если вдуматься, мы наблюдаем формирование нового концепта мужественности. Неконтролируемый, эмоциональный и явно нуждающийся в депиляции герой комиксов Марвел Росомаха — это уходящий, «дикий» тип мужчины, «яйца, табак, перегар и щетина», как пел «Ленинград». Ему на смену, блистая гладкой кожей, приходит «новая мужественность» —  spornosexual, гибрид спортсмена и порноактера. Вечно молодой, следящий за собой и контролирующий свою дикую природу: от темперамента до густоты бровей и волос на лобке.

Вам может быть интересно: 

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь!

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Мария Шапиро
У одной моей знакомой, живущей в Лондоне, есть муж, талантливый оперный певец и учитель пения. Уже год они вместе со всем…
Алексей Беляков
В прокате «Июльский дождь». Фильм 1966 года. Говорят, очень хорошо отреставрированный. Прекрасно, что вышел.…
Арина Холина
Небрежность — это про секс. Вот какой ты встаешь после секса? С идеальной укладкой, да? В платье без единой морщины?…