Достоевский в рамках специальной программы фестиваля «Золотая Маска»
В этом году фестиваль «Золотая Маска» подготовил специальную программу «Достоевский и театр» к 200-летию писателя. Спектакли будут идти в разных театрах Москвы и Омска до июня 2021 года.
Спектакль «Преступление и наказание» постановлен по мотивам одноименного романа Федора Достоевского режиссером Константином Богомоловым.
Текст и структура романа сохранены, однако в этой постановке зритель не увидит привычного эмоционального Достоевского: здесь он спокойный и рациональный, а все эмоции и переживания героев спрятаны.
Знакомый сюжет при этом сжат до первой части названия, но это не значит, что в нем нет истории раскаяния Раскольникова. По словам режиссера, он использовал «тарантиновский» подход к преступлению: смерть в спектакле рассматривается не как драма, а только как эпизод жизни.
Григорий Лифанов выбрал «Бесов» неслучайно. По мнению режиссера, именно это произведение Достоевского отвечает сегодня на самые болезненные и драматичные вопросы ХXI века, которые писатель и его современники только предвидели. Сюжет знаком зрителю, однако Лифанов не пытается точно следовать тексту. Он смешивает в спектакле сразу два времени и говорит на языке Достоевского о самых острых проблемах современного общества.
В начале «революционная молодежь» еще носит длинные шинели, но в какой-то момент перед зрителем предстают современники-неформалы, некая протестная субкультура — в берцах, черных джинсах, футболках. Современные бесы жесткие и недовольные, и действуют они в духе времени: читают рэп, делают селфи, ведут онлайн-трансляции. «Дети» мечутся в разрушенном мире, оставленном «отцами», увлекаясь яркими, но часто ошибочными убеждениями и доктринами, и в своем желании противостоять тотальной лжи находят единственную правду в смерти.
Постановка «Литургия Zero» основана на романе «Игрок». Режиссер Валерий Фокин смещает акцент с рулетки, денег и игровой зависимости на историю о «рулетке в жизни», человеческом выборе и его последствиях. На сцене эта история рассказывается с конца, то есть с того момента, когда рулетка уже закрутила, выпотрошила и выбросила главного героя на обочину жизни. В жизни можно пойти каким-то путем, можно стоять на месте, а можно поставить на зеро. Русский человек подвержен страстям и легко поддается азарту, поэтому часто выбирает последнее. И тогда он вроде бы выигрывает, но часто оказывается, что это выигрыш нуля, приводящий к падению. Фокин исследует близкое каждому желание отдаться воле случая, на удачу сделать шаг, который в результате окажется неверным.
Режиссер Лев Додин к Достоевскому обращается нечасто. Так, предыдущий раз — постановка «Бесов» — совпал с крахом Советского Союза. Премьера «Братьев Карамазовых» по последнему и самому депрессивному роману писателя состоялась в ноябре 2020 года. В спектакле Додин размышляет о времени и месте в нем человека, задается вечными вопросами Достоевского, которые звучат актуально и сегодня. Изменяемость, подвижность, многообразие человеческой природы — главные темы для рассуждения. При этом режиссер, как и сам Федор Михайлович, не рассказывает о человеке и даже не изучает человека, он «блуждает» по человеку в ошеломлении восторга и ужаса, восторженного ужаса и ужасного восторга. Эта постановка — странствие режиссера по Карамазовым, самому Достоевскому и современному обществу, в которое Додин и актеры приглашают и своего зрителя.
15 мая — «Бесы»
РАМТ, Театральная площадь, 2
Начало в 19.00
17 мая — «Преступление и наказание»
Электротеатр Станиславский, Тверская ул., 23
Начало в 19.00
18, 19 мая — «Литургия Zero»
МХТ им. Чехова, Камергерский пер., 3
Начало в 19.00
27 мая — «Братья Карамазовы»
Театр им. Вл. Маяковского, Большая Никитская ул., 19/13
Начало в 19.00
При записи укажите, пожалуйста, желаемую дату
Извините, запись закончена.
Расписание