В английском языке появилось новое слово, заимствованное из русского, — anonimka. Так славист Роберт Сервис назвал ругательные рецензии на свои книги о Сталине и Троцком и на книгу Рэйчел Полонски «Волшебный фонарь Молотова». Эти «анонимки» за подписью «Историк» появились как читательские отзывы на сайте самого мощного виртуального книгопродавца Amazon.com. По поводу ставшей сенсацией книги Рэйчел Полонски Историк был особенно ядовит. В «Волшебном фонаре Молотова» Полонски рассказывает о России через призму книг из библиотеки семейства Молотовых (в 90-е годы она десять лет прожила ниже этажом, под бывшей квартирой Молотова на улице Грановского, а в квартире наркома жил в ту пору техасский бизнесмен). В своей рецензии Историк писал, что ее книга, цитирую: «книга любительницы, а не ученого, жены иностранного адвоката в Москве, проживавшей в элитном доме и увидевшей Россию из окна автомобиля с личным шофером». В то же время этот самый Историк превозносил до небес все книги поп-звезды русистики Орландо Файджеса.

Естественно, прочитав ядовитые отзывы Историка на свою книгу и на книги других «соперников» Файджеса, Полонски заподозрила неладное. Газеты тут же припомнили, что Рэйчел Полонски в свое время написала разгромную рецензию на бестселлер Файджеса «Танец Наташи», обнаружив в книге кучу фактических ошибок.

Дальше выяснилось, что за подписью «Историк» скрывается читатель, посылающий свои рецензии на Amazon под псевдонимом Орландо-Биркбек (а Орландо Файджес преподает в университетском колледже Биркбек). В ответ на нападки Полонски и других обиженных историков адвокат Файджеса стал грозить привлечением к суду за клевету всех участников этой школы злословия. После обмена публичными письмами адвокатов обеих сторон в прессу поступило сенсационное признание: Орландо Файджес заявил, что автор ядовитых отзывов не он, а его жена, но он об этой инициативе своей «амазонки» и не подозревал. Не успела интеллектуальная общественность переварить эту скандальную новость (Стефани Палмер, супруга Файджеса, сама адвокат и член влиятельного комитета по правам человека), как поступило новое саморазоблачение: Орландо Файджес заявил, что анонимки писал он сам. В полемике, которая была скорее похожа на перепалку, вспомнили эпоху советских доносов и, естественно, пакт Молотова — Риббентропа. Поразительным совпадением оказалось то, что эта полемика разгорелась в день авиакатастрофы, в которой погиб Лех Качиньский и правительственная элита Польши, летевшие на траурные мероприятия в Катыни. В сознании англичан это срифмовалось с трагической смертью Владислава Сикорского, польского премьера военных лет в изгнании, и все эти трагедии выстраиваются в общественном сознании в одну цепочку с главным исходным пунктом, пактом Молотова — Риббентропа.

Боюсь, правда, что пакта о ненападении и торговом сотрудничестве между Файджесом и Полонски не последует.