Софья Баскина /

Как шимпанзе хоронят своих родственников

Будоражащая новость этой недели: на Youtube появились видеоролики про шимпанзе, которые оплакивают погибших соплеменников. Зоопсихолог Соня Баскина отдает должное сложному поведению приматов, но видит в нем не зачатки человеческой культуры, а скорее альтернативную культуру

Фото: Jared Clark
Фото: Jared Clark
+T -
Поделиться:

Способности шимпанзе пользоваться орудиями, обучаться языку глухонемых, узнавать себя в зеркале, сомневаться, понимать обман и в свою очередь обманывать ― все это может выглядеть в той или иной степени забавным, однако совсем другие эмоции возникают, когда мы наблюдаем искреннюю скорбь животного по умершему родителю или детенышу. На этой неделе именно эти сцены оказались в центре внимания СМИ.

Журналистов заинтересовали два новых исследования, посвященных восприятию смерти у приматов. В одной статье описываются последние дни умершей от старости 50-летней самки шимпанзе по имени Панси. В ходе эксперимента работники сафари-парка не стали отделять ее от группы соплеменников (куда входила 20-летняя дочь Панси (Рози) и старая самка с взрослым сыном) и усыплять, как принято в подобных случаях. В последние минуты жизни Панси обезьяны окружили ее, гладили по спине, держали за руку, осматривали, «щупали пульс»; затем они оставили ее наедине с Рози и та провела ночь рядом с мертвой матерью. Утром работники парка забрали тело Панси. Шимпанзе не протестовали, они выглядели подавленными и несколько дней не подходили к тому месту, где умерла Панси.

Во второй статье описывается гибель от респираторной инфекции двух малышек-шимпанзе. Их матери носили мумифицировавшиеся трупики на спине, чистили им шкурку, отгоняли мух и периодически вглядывались в мордочки погибших детенышей. Одна самка заботилась о детеныше 19 дней, а вторая, по имени Джир, ― 68 дней!

Невозможно читать без слез подробный протокол болезни и смерти малышки Джокро, умершей 12 лет назад. Мать Джокро (та самая Джир) не могла расстаться с телом детеныша целый месяц.

10 января. Шимпанзе разбивают камнями орехи. Двухлетняя Джокро сидит, привалившись к боку своей матери. У нее течет из носа. Джир прикладывает ладонь ко лбу дочери, словно пытаясь определить температуру.

18 января. Джокро необычно долго чистит и перебирает волосы матери. С этого дня она больше не сосет молоко.

19 января. Джокро внезапно падает на землю. Ее старшая семилетняя сестра тормошит ее, тянет за руку и за ногу. Джир аккуратно поднимает дочь и кладет себе на спину. Джокро уже не может держаться сама.

25 января. Джир кладет дочь на землю. Та больше не дышит. Джир рассматривает ее, затем берет за руку и закидывает на спину.

29 января. Тело Джокро высохло и мумифицировалось. Джир продолжает носить труп детеныша на себе, чистить его и отгонять насекомых, как если бы Джокро была жива. Другие шимпанзе проявляют любопытство, не выказывая никаких признаков отвращения.

17 февраля. Главный самец группы хватает тело Джокро и начинает размахивать им, как палкой (обычная демонстрация угрозы). Затем он аккуратно кладет труп на землю, чего никогда не делает с палками. Джир подбирает его и уносит.

Британский психолог Ллойд Морган был также известен своей бородой

Читая эти статьи, задаешься вопросом: так кто же перед нами ― животные или люди в обличии животных? Британский психолог Ллойд Морган в 1894 году провозгласил принцип, который и по сей день разделяют все специалисты по психологии и поведению животных: «Ни в коем случае нельзя считать то или иное действие результатом работы психической способности более высокого уровня, если это действие можно объяснить на основе способности, стоящей ниже по психологической шкале».

В случае с Панси мы можем объяснить поведение ее дочери Рози не только лишь особой привязанностью к матери или трогательной заботой о трупе близкого существа ― все может быть проще. Когда-то Панси была лидером в группе, но из-за артрита ее место в иерархии занял сын ее компаньонки — Чиппи, который при  смене власти не раз пускал в ход кулаки. Исследователи наблюдали также и агрессию Чиппи против Рози. Возможно, Рози просто боялась ночевать рядом с агрессивным самцом и по этой причине оставалась рядом с трупом матери. Однако когда тело Панси унесли, ей пришлось вернуться к сородичам: как и все стадные животные, она боялась ночевать в полном одиночестве.

Случай же, когда самки ухаживали за трупами своих детенышей, по мнению ученых, следует считать «культурной особенностью» этой группы шимпанзе. Так, поведение Джир совершенно не обязательно являлось выражением ее горя. К примеру, у других групп шимпанзе в подобных случаях наблюдался каннибализм ― соплеменники отбирали недавно погибшего детеныша у матери и поедали его. Почему же Джир так поступала? Вероятно, потому что наличие детеныша у самки шимпанзе повышает ее иерархический ранг в группе; возможно, ей просто невыгодно было его терять.

Для нас отношение к смерти во многом определяется культурой, в которой мы выросли. Наши ритуалы связаны с особенностями нашего вида; например, мы испытываем отвращение к трупному запаху – чего нет у шимпанзе.

Поведение этих приматов определено их видовым опытом или опытом конкретной группы. Поведение шимпанзе – это не «юность» нашего вида, не зачатки нашей культуры; это, если угодно, своя самостоятельная культура.

Комментировать Всего 29 комментариев

Илья Колмановский Комментарий удален

Однако Соня немедленно предположила, что белка видит в этом трупе потенциальную еду – и защищает его именно в этом качестве :) Действительно, у каждого биологического вида – своя правда!

А белки разве едят себе подобных?

Грызуны растительноядные, но при случае не отказываются от яиц, насекомых, мяса, тщательно выгрызают кости. Каннибализм у них нередок. Даже домашней хомячихе если не давать мясо перед родами, она может съесть своих детенышей. Все зависит от потребности животного в кальции, белке.

В ролике я смотрю, как белка наклоняется и обнюхивает труп своего сородича. И она не хочет поворачиваться спиной ни к воронам, ни к трупу. Отсюда мое предположение.

А как же легендарный Фрам, который остался на острове Рудольфа на могиле своего хозяина - Георгия Седова?

А вообще статья очень интересная. спасибо!!!

Евгения, спасибо!

Об удивительной собачьей преданности сложено много легенд, но в норме собака, потеряв хозяина, развивает новую привязанность в течении 2-х недель. Более-менее устанавливает контакт, становится спокойнее в течение месяца, а взаимодействие налаживается в течение года (если собака взрослая). Это не значит, что она не переживает, не скучает, не была преданна хозяину. Когда собака остается на могиле хозяина или ждет его, как Хатико, это означает, что либо ее никто не взял (не было индивидуальной заботы),  либо в ее детстве-юности было какое-то нехорошее событие, которые сделало ее не столько преданной хозяину, сколько недоверчивой ко всем, кроме него.

Неожиданную вещь ты говоришь. Я-то думал, что новая привязанность возможна только в юном возрасте. Это не так?

Илья, у собак - психическая неотения (результат искусственного отбора). Они всю жизнь "психически юные". Но новая привязанность - может развиться, а может - и нет. Есть собаки, у которых всю жизнь привязанность не столько к отдельному  человеку, сколько "к колбасе", как, наверное, и у Джимми получилось после смерти "главного" хозяина.

Привязанность может возникать в определенный чувствительный период (за это ее и называют импринтингоподобной). Но если в свои сроки она образовалась нормально, то дальше легко образуются новые связи. Довольно стабильным остается тип привязанности. Скажем, если у ребенка к матери надежная привязанность в год, ее черты будут проявляться в его отношении к ней через 5 лет у порядка 80% детей и в отношении к другим близким в будущем - к мужу, детям, друзьям. Но и в раннем возрасте привязанность множественная - не только к маме, но и к папе, бабушкам, сестрам и пр.

Это мы о людях говорим. Если о собаках - привязанность слишком мало изучена. Но плохо меняют хозяев все-таки "плохие" собаки, собаки с трудным детством, так сказать.

Евгения, я лично знала двух собак, которые ЖИЛИ у могилы хозяина ГОДАМИ. Не знаю, было ли это горе. Например, колли Джимми весь день проводил у поселкового продуктового магазина, где многие специально покупали ему сто грамм колбасы (он был пожилой, с седой мордой и трагическими глазами), а вечером возвращался на кладбище. Родственники хозяина неоднократно пытались вернуть его домой, но он убегал и возвращался к жизни "колбаса-кладбище".

Катерина Мурашова Комментарий удален

Илья Колмановский Комментарий удален

Илья, я думаю, что белка защищает именно сородича, а не кусок еды. Дело в том, что белки - довольно агрессивные существа, и вообще-то склонны защищать "своих" - детенышей, партнера. Врановые птицы - их естественные враги. Как и мамы-обезьяны из поста (таких случаев на самом деле описано много) белка просто не поняла еще, что сородич погиб "навсегда" (видимо, его только что сбило машиной). Так что она обороняет беспомощного собрата от врагов - очень "по-человечески".

И, кстати, мне показалось, что птицы в ролике - это не вороны. Они же черные совсем.

Спасибо, Катерина - но почему бы не применить бритву Оккама? Объяснение через человеческие чувства - сложнее. Еда - вещь ценная.

Да нет, Илья, я же человеческое в кавычки поставила. Она действует в рамках своих инстинктов: белки защищают "своих". А вот, например, гораздо более "человеческая" с нашей точки зрения волчица даже не пытается напасть на охотника, который забирает из гнезда или убивает волчат. Почему? Бог весть...

Но если учесть, что "свой" помер, он гораздо больше похож на еду, чем на "своего". Не пишщит, не пахнет как надо, не двигается, холодный...

Мне почему-то показалось, что второй белк помер только что - типа бежали две белки через дорогу, играли себе, и вдруг - машина... А потом какие-то врановые враги. Первый белк еще и в себя-то придти не успел, не то что разобраться!

Волчица не пытается защищать волчат? Этот миф советского времени, когда волков целенаправлено уничтожали. Когда речь идет о таких умных животных, как шимпанзе и волки, все-таки нужно учитывать их индивидуальный опыт. Если волчица видела как охотник застрелил ее мать, сестру, брата, когда их численность мала, территория новая, стаю часто беспокоят и пр. и др.  она будет осторожничать. Если шимпанзе видит, как ее мертвую сестру таскают на себе целый месяц... и т.д.

Софья, мне это профессиональные охотники рассказывали. Как парадокс. И еще почти возмущались: сука-собака будет рычать и кидаться! А волчица - смотреть из кустов. Кстати, вороны будут нападать на человека, угрожающего слетку - всегда! Хотя с индивидуальным опытом у них все в порядке - они очень обучаемы практически в течении всей жизни.

Екатерина, я тоже и слышала, и читала много раз о таком поведении волчиц (и в детстве очень возмущалась, как Ваши знакомые)). Потом смотрела видеозаписи - там было другое поведение, удивлялась, выясняла, оказалось,что некоторые защищают, некоторые следуют за охотниками  и воруют шкурки волчат, некоторые мстят.

Воруют шкурки волчат?! Потрясающе! Откуда воруют? И что потом с ними делают? И - как мстят? У меня есть знакомый полярный волк

http://katgift12.livejournal.com/8578.html

так он, когда чем-то в моем поведении недоволен, может сожрать именно мою вещь, выбрав ее из кучи других.

А тут что?

наверно все то же - "недовыключившийся" материнский инстинкт.

Потрясающе интересная история и фото волка у Вас в журнале!

Про шимпанзе - очень маловероятно, что они не понимают, что детеныш мертв и не осознают этого в течение месяца. Тем более, что их движения (то, как они закидывают их на спину) не похожи на движения, которыми мать-шимпанзе берет на спину живого детеныша. Потом есть такое утверждение у этологов, изучающих материнско-детские отношения у млекопитающих, что чем более высокоорганизованное животное, тем важнее, чтобы присутствовали все стимулы, вызывающие родительское поведение (скажем, не только гормональные изменения, но и детеныш издавал характерный набор звуков, запахов, значит был определенного возраста, реагировал на прикосновения, изменяя свое поведение. Последнее особенно важно как раз для приматов). И половины стимулов от мертвого детеныша нет. Так что я склонна думать, что не материнский инстинкт заставляет эту самку таскать то одного, потом другого погибшего детеныша на себе. Но последнее предложение - это уже моя интерпретация, может быть я ошибаюсь.

Екатерина, Вы пишите, что таких случаев описано много - я искала-искала и все случаи относились все к той же группе Боссоу. Если Вы знаете про другие группы что-то подобное - очень интересно.

Софья, я, к сожалению, не фиксировала, где именно читала, но точно помню, что много раз - именно вот про это "детеныш умер, а она его чистит, носит с собой..." Чуть ли не в детстве первый раз, у Игоря Акимушкина еще. Правда, все это было про день-два, про месяц - первый раз встретила в этом материале и очень удивилась: это же все теплый климат, трупик же разложиться должен был...

Ну и еще одна интерпретация: известно, что у высших приматов материнское поведение весьма прихотливое, с частыми нарушениями при стрессе (отказываются кормить, неправильно ухаживают и т.д.). Может быть, это просто одно из нарушений? И тогда действительно - повышенная склонность к нему передается по наследству в этой именно группе?

Это очень интересно, если вспомните - напишите.

В Боссоу очень жарко и сухо, все трупы мумифицируются. Тело разваливается медленно. Как раз одного из мертвых детенышей мать бросила после того, как у него отвалилась челюсть. Читать это все очень неприятно (с нашей человеческой психологией), но исследователи описали все достаточно подробно. Они, как и Вы предполагают, что есть какое-то  нарушение, возможно гормональное, задерживающее мат. инстинкт. Но в другой работе по той же группе описывают восстановление эстрального цикла в нормальные сроки (по окончанию кормления молоком умирающего детеныша). Т.е. ее организм (=гормональная система) "поняли", что детеныша больше нет, а все та же Джир продолжала его носить. Такая загадка.

Да, конечно, Софья, мы же еще так мало про них знаем! И с эстральным циклом у них, кстати, многое на "психологию"  завязано. Описаны же случаи (сразу говорю - не помню, где читала, возможно, зоопарковские наблюдения), когда бабка-обезьянка забрала детеныша умершей дочери и у нее появилось молоко!

Но, точно, это была не высшая обезьянка. Макака какая-то.

Такое "усыновление" очень активно изучают и его удается добиться у тех же крыс-каннибалов в экспериментах. Оно довольно легко проходит у видов, для которых свойственно помощничество в выращивании потомства - псовых и приматов. Описан случай, когда у самца-песца появилось молоко! Самое сложное - усыновление копытными, и все же удается. Но это все о включении материнского инстинкта по отношению к живому детенышу, а не о "выключении".

Знаете, некоторые исследователи мат. инстинкта у приматов, предполагают, что материнская депрессия как раз возникла в эволюции, как видоспецифическая черта человека, позволяющая ему вовремя отвергнуть слабого ребенка, чтобы быть готовым к воспроизводству в следующий сезон.

Это с одной стороны. А с другой стороны - знаменитая история про неандертальца(?)-калеку, который дожил лет до двадцати, хотя явно не мог сам добывать пищу. Значит, его кормили, ухаживали, и сначала это, ясное дело, была мать...

Так что видоспецифично - возможность отказаться от слабого? Или требование - везде сделать пандусы для инвалидов-опорников, чтобы они могли мир поглядеть? :)))

Или относить девочек "в лес", когда еды не хватает? Это ведь в каких-то племенах и сейчас практикуется? Может быть это зависит от количества пищи?

Она таскала их на спине и чистила шерсть. А кормить пробовала? По моему, если самка считает детенышей живыми, она должна пробовать их кормить.

Я как раз недавно читала что некоторые животные даже хоронят - это наблюдали у горилл, а у слонов были случаи когда они разносили сараи с частями их погибших товарищ, забирали ноги и уши (которые предназначались на зонтики) и хоронили их...

Софья Баскина Комментарий удален