Могли бы вы на основании собственного опыта сказать, как на Западе изменилось отношение к России и русским за последние годы?

Если брать глобальные ощущения, то, кажется, ухудшилось. Очень немногие люди научились говорить «здравствуйте», «спасибо», «извините» и улыбаться, остальные миллионы с паспортами российских подданных ведут себя как умеют. Опять появляются поколения «новых русских», и они снова проходят ту же самую историю, которая была в 1994 году. Все эти ужасные детские игры, гонки в Швейцарии (имеется в виду авария, произошедшая в ноябре 2009 года в Швейцарии: четверо российских граждан устроили гонки на дорогих машинах по дороге из Женевы в Лозанну, одна из машин вылетела на встречную полосу и врезалась в «фольксваген», после чего гонщики скрылись с места аварии, бросив искореженную машину и раненого владельца «фольксвагена». — Прим. ред.). Отсутствие городской культуры будет сказываться на нас еще ближайшие 100 лет. У нас масса специфических качеств, которые, к сожалению, не монтируются с западной цивилизацией.

А чего нам не хватает?

У нас все будет хорошо, как только мы дома начнем есть при помощи ножа и вилки. Все встанет на свои места, поверьте. Невозможно вылететь из Шереметьева с матюгами, приземлиться в Хитроу и сразу же стать другим. У нас нет городской культуры. Так было и в XIX веке, и в XVIII, и в XVII, ничего не меняется. Я очень люблю Льва Николаевича Толстого, на какой странице ни открой, везде 2010 год.

А как бы вы тогда хотели, чтобы относились к русским?

То, что вы родились и выросли в Советском Союзе, вам в жизни помогает или мешает?

Это огромная удача: я увидел все, понимаете? Я видел, как хоронят Брежнева, роняют гроб. Я смог отдать должное величайшему, я считаю, человеку ХХ столетия — Михаилу Сергеевичу Горбачеву, который позволяет мне сегодня заниматься тем, чем я занимаюсь. Вы помните, кем был Ленин в СССР? А что такое Ленин сегодня? Никто его не знает. Раз — и все закончилось. Поэтому, конечно, деяния — ничто. Только кровь и дети имеют значение. Я вообще считаю, что Моцарт только благодаря своим потомкам стал такой звездой. А если бы потомки Сальери были поактивнее, то, конечно, мы любили бы Сальери больше, чем Моцарта. Мне кажется, вот это и есть основа общества. И поэтому, если говорить о советском, то хорошего было много в любом случае. Я, например, благодаря Советскому Союзу понимаю, как работает маркетинг. Советский Союз — это в чистом виде сегодняшний маркетинг, согласны? Можно набраться энергии от плохого, можно набраться энергии от хорошего, но и то, и другое положительно для становления человека. Поэтому, конечно, в СССР — и до, и во время, и после — все было здорово.

Есть такое понятие «русская мечта». Что это такое?

Ну, вы знаете, поскольку соотечественники наши — это угрюмые романтики, у них лабильная психика, она колеблется все время, поэтому устойчивой мечты не существует. Вот такой мечты, чтобы заработать много денег и уйти на покой, — ее глобально нет. Потому что ее никто не осуществляет, вот в чем проблема.

Потому что не могут или им не надо?

Это тонкий момент. Например, мы не можем собирать автомобили одинаково. Или самолеты. Один самолет мы можем сделать, но 100 самолетов — нет, они будут разваливаться. Потому что это задача неинтересна. Интересная задача, например, сделать ракету, одну. Вот это круто. А если нужно сделать десять ракет, то это уже скучно, потому что одну-то мы уже и так сделали. Поэтому пьют… Нет задачи, соразмерной русскому человеку, понимаете? Все задачи мелковаты. И это замкнутый круг.

А у вас есть дело, которым вы гордитесь?

У вас есть неосуществленный важный проект?

Все, что действительно вставляет и заводит, оно делается. Я понимаю, что я похож на городского сумасшедшего: и гонщик, и жнец, и на дуде игрец, и артист, и машины сейчас строю, и дизайнер, и инженер — настоящий сумасшедший. На самом деле мне просто кажется, что гибкое ощущение жизни и времени и дает возможность делать разное.

Какой ваш любимый город?