Скверное открытие

Фасад Большого театра и сквер с фонтаном открылись на всеобщее обозрение

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Ажиотажа не было. Небольшую толпу журналистов с камерами и диктофонами разбавляли представители нетитульных наций — строители из вагончиков, для которых Театральная площадь, дом 1, стала местом жительства на несколько лет. В похожем строительном домике укрылась и знаменитая квадрига с Аполлоном, которую пока публике не показывают: ее реставрация еще не закончилась. В остальном — колонны, фонтаны и сирень выглядели почти как раньше. Почти. Вся площадь, как в советском пионерском лагере, была утыкана стендами с портретами и биографиями артистов, поэтов и композиторов, принимавших участие в Великой Отечественной войне. А сами колонны показались странно обшарпанными и величественного впечатления не производили. Как известно, первозданный вид фасада, по проекту Кавоса, не устроил и императорскую госприемку в XIX веке, и уже через два года фасад был перекрашен согласно русской традиции: светлые колонны и детали ордера на более темном фоне. Этого контраста теперь нет, и если под ярким солнцем портик еще имеет какой-то вид, то вот в пасмурный день будет смотреться уныло и мрачновато.

К двум часам перед колоннадой стали собираться официальные лица: мэр Москвы Юрий Лужков, взявший по распоряжению президента контроль над затянувшейся стройкой, глава межведомственной комиссии по Большому Александр Беглов, генеральный директор театра Анатолий Иксанов и балетмейстер Юрий Григорович. Окруженные кордоном охранников, ответственные мужи мило беседовали в ожидании министра культуры РФ Александра Авдеева. И только художественный руководитель Большого Леонид Десятников смотрелся на фоне сановников почти фрондерски — в кедах, коротком пальто и с кожаным рюкзаком на плече.

Судя по чиновничьим речам, Большой театр был второстепенным поводом для ликования: главное, что к 9 мая открыли сквер, в котором собирались ветераны. Почти все, кто говорил, за исключением разве что Григоровича и Иксанова, гораздо удобнее чувствовали себя в риторическом пространстве великой Победы, нежели в теме «возвращения столице светоча культуры». Больше всех отличился, как всегда, Юрий Лужков.

Кажется, Юрий Лужков этим характерным жестом пытался продемонстрировать, как он уговаривал строителей и что с ними сделает, если сроки будут нарушены. Но ударные темпы — не самый убедительный аргумент для настрадавшихся московских меломанов, получивших в подарок от мэра сначала цептеровскую кастрюльку под видом Дома музыки, а теперь новое здание Большого, напоминающее несвежее пирожное. И когда духовой оркестр Большого театра заиграл «Славься» под громкий пердеж стареньких колонок, от скептических улыбок не смогли удержаться и сами чиновники, а журналисты смеялись в голос.

В рамках короткого брифинга Лужков был чуть менее громогласен и с гордостью повествовал о 59 точках контроля грунтовых вод, о том, как по его инициативе подземная сцена была доработана и теперь может быть и репетиционным залом, и театральной площадкой. Говорил о старом и почти утраченном способе русского золочения с помощью яичного желтка и папье-маше и об огромных белых тараканах, которых встретил в тоннеле реки Неглинки. Об акустике ни слова, если бы не вопросы журналистов.

Ситуацию прояснил Анатолий Иксанов, назвавший без запинки две авторитетные немецкие фирмы, которым поручен этот деликатный процесс. Одна из них, Mueller BBM, известна своими акустическими удачами в фестивальном театре Байройта, Баварской национальной опере и Оперном театре Цюриха. К тому же, по словам Иксанова, акустика должна стать лучше, поскольку подполье сцены освобождено от бетона, который был туда залит в советские времена, и пол и просцениум вновь обретут свойства дополнительной акустической деки.

На открытии присутствовал в качестве неофициального лица и Михаил Швыдкой, который запускал процесс реконструкции, но вот уже два года как полностью от него отстранился. Его комментарий был лояльным и сдержанным.

Комментировать Всего 12 комментариев

Там, где молодые люди в этом самом сквере смотрят на ветеранов, словно пытаясь разгадать их радость и жизненную силу. Это прекрасный момент…

И мне, как человеку, запускавшему это строительство два года назад, сегодня ужасно приятно было смотреть на лица Григоровича и Касрашвили. Ведь для них появился свет в конце тоннеля, и это не свет приближающегося поезда. У них, как и у всех артистов великой труппы, появился реальный шанс уже в октябре 2011 года вернуться в это прекрасное здание. И я не вижу смысла сокрушаться по поводу того, что на определенных этапах все пошло не совсем так, как хотелось. Главное, что открытие этого знакового для Москвы фасада дает нам надежду.

Что же касается вашего вопроса про акустику, то два года назад я бы мог на него ответить, а сейчас я уже вне ситуации. Могу лишь сказать, что здесь не стоит экспериментировать. Слишком мало было удач. Одна из немногих — это Концертный зал Мариинского театра, где акустику делал Язу Тойота, великий специалист в этой области. Еще могу вспомнить лишь Новосибирский оперный театр, где при огромном размере сцены удалось добиться хорошего акустического результата и певцов там слышно. Однако в Новосибирске есть Академгородок, а соответственно, и много первоклассных физиков, которые помогли. В Москве удач не было. А потому, я думаю, не стоит экспериментировать или поддерживать отечественных производителей. Если уж Большой смог договориться с Bosсh о том, что они будут делать всю гидравлику, я думаю, есть возможность привлечь и крупнейших западных специалистов ради акустики.

Тараканы Лужкова

Яндекс пестрит объявлениями, что Лужков обнаружил в подземной Неглинке 10-сантиметровых тараканов-альбиносов. Даже пытался одного потрогать, но тот уплыл. Интересно, что делал наш мэр под землей?

подпитывался энергией земли:-)

Когда я двадцать пять лет назад работал в подвалах старинного здания на Тверской (совсем недалеко от Большого), там были только пятисантиметровые  (и ЧЕРНЫЕ!) тараканы.

Откуда появились десятисантиметровые альбиносы? Генные мутации в результате непоправимой экологической катастрофы?

Или власти нас опять обманывают?

Пишут, что они белые, так как под землей совсем нет солнца :-) и плавающие.

Леда. так ведь в те подвалы солнце тоже не заглядывало!

Но тамошние тараканы были летающими, потому что подвалы были сухими, и плавать им было совершенно негде.

Впрочем, это мой глумливый флуд, не более... Вопрос реконструкции Большого театра требует, вероятно, более серьезных комментариев.

Лужков называет тараканов главной опасностью для БТ

Акустика - это штука хитрая

Вспоминается история про то, как во время ремонта выкинули битое стекло, лежавшее под сценой, а потом удивлялись, почему акустика совсем не та стала.

Ну в Большом проблем было побольше

Даже после того как в 20-е под нижнюю деку плавающего пола залили бетон, а верхнюю деку живописногно плафона жестко укрепили, акустика, пусть и потерявшая, все равно оставалась удивительной.  Глухими были разве что первые и последние ряды партера.  Но строители обещают вернуть полость под полом и восстановить резонаторные возможности потолка. Послушаем...

Может быть секрет акустики Большого театра как раз в огромных подземных плавающих тараканах-альбиносах?

Тараканы, в некотором смысле, и правда - угроза Большому, но только не подземные, а те, что в головах у чиновников

Поясню: вопрос касался не самого Большого а подземного русла реки Неглинки, в который мэр спускался словно Орфей в Ад, ради инстпекции. Там-то держась за канат, чтобы не смыло течением, он и совершил открытие в инсектологии...

крутым людям-крутые тараканы...все должно быть сбалансировано....