Наковальня, мочало, удочка: инструменты задолго до человека
Известный приматолог Уильям Макгрю в последнем номере Science рассказывает о новых наблюдениях: наши ближайшие родственники, шимпанзе, не только способны к применению орудий труда, но и очень изобретательны в их изготовлении. Выясняется, что шимпанзе могут изготавливать даже наборы инструментов, в том числе составных, из нескольких элементов и использовать их в различных комбинациях и последовательностях.
Британская исследовательница Джейн Гудолл, которая 50 лет назад первой стала систематически наблюдать шимпанзе, поселившись ради этого в диких лесах Танзании, однажды заметила, что обезьяны используют различные приспособления, чтобы добывать пищу. Например, они используют травинки, чтобы выуживать термитов из термитников. Уже тогда великий антрополог Луис Лики, ее руководитель и наставник, заметил, что теперь надо дать новое определение либо орудиям труда, либо человеку как виду. Иначе придется признать, что шимпанзе ― это человек! Но в то время исследователи считали, что шимпанзе не могут изготавливать так называемые метаорудия, то есть применять при изготовлении другие предметы, как это делали первые люди (Homo habilis), которые умели откалывать, ударяя камнем по камню, острые каменные щепки для разделки туш (см. олдувайский чоппер).
В последние годы ученые смогли изучить и довольно подробно описать привычки не менее восьми популяций шимпанзе. В ходе наблюдений они установили, что шимпанзе используют около 20 различных типов инструментов. Причем не только для того, чтобы добывать пропитание и выполнять элементарные гигиенические процедуры, но и для оказания знаков внимания партнеру (в качестве одного из таких знаков они налепляют листики на холку избраннице; использование подобных предметов в ритуале ухаживания ученые относят к орудийной деятельности). У разных популяций шимпанзе существует свои, как говорят приматологи, «культуры»: одни изобретают себе приспособления, чтобы выкапывать из земли какие-нибудь лакомства, другие ― для того, чтобы разбивать орехи, и так далее.
Некоторые популяции шимпанзе оказались такими находчивыми и умелыми, что изобрели для своих нужд целые комплекты инструментов. Например, для разбивания орехов они используют нечто вроде молота и наковальни: кладут орех на плоскую поверхность камня или крепкого дерева, а другим камнем бьют по ореху. Самый впечатляющий из таких комплектов ― набор для собирания меда ― состоит из пяти различных предметов: дробилки (чтобы добраться до сот), «сверла» (чтобы разрушить соты), орудия для расширения отверстий, приспособления, чтобы доставать мед, и, наконец, последнего инструмента ― помазка, который используется в качестве ложки для меда.
Некоторые инструменты даже могут состоять из нескольких «деталей», которые нужно скрепить вместе. Так, шимпанзе догадались, каким образом можно эффективно собирать воду из труднодоступных отверстий в деревьях. Обезьяны срывают листья с деревьев, затем сжимают и трут их до образования абсорбирующей массы, которая работает как губка, втягивая воду.
Каменные орудия шимпанзе могут сохраняться в земле на протяжении многих веков, и ученые уже находят такие артефакты, датируют их и пытаются отделить от тех, что принадлежали людям. Так появляется надежда, что когда-нибудь исследователям удастся восстановить объективную историю становления наших видов и проследить эволюцию древних орудий труда ― от простого камня до олдувайского чоппера.
И тут возникает вопрос: где же граница? Что считать человеческим? Олдувайский чоппер создан ударом камня о камень. Наковальня шимпанзе ― на первый взгляд простая вещь; однако иногда обезьяны используют подклинивающий камень, который они помещают под наковальню, чтобы регулировать наклон ее поверхности. Это уже метаорудие, не так ли? А пять инструментов для добычи меда, которые используются постадийно, ― это уже технология или еще нет?
Увы, острее этих философских вопросов стоит гораздо более насущный вопрос о выживании этих уникальных культур. В настоящий момент шимпанзе находятся на грани вымирания: с каждым годом их становится все меньше, так как люди вытесняют их с обжитых территорий, вырубая леса. У человека и шимпанзе 99,7% общих генов ― они самые близкие наши родственники в этом мире. Но мы, люди, обладаем более сложной культурой и более сложными орудиями. И мы истребляем себе подобных, пользуясь их беззащитностью и доверчивостью.