Олег Сысуев: Сформировать большие города по приказу не получится

Минрегионразвития подготовило программу по преобразованию 14 региональных столиц в супергорода. Инициатива еще не согласована в правительстве, но Новосибирск уже объявил о готовности к «формированию агломерации» путем присоединения ближайших населенных пунктов

+T -
Поделиться:
Подробнее

Минрегионразвития разработало программу создания в России 14 «супергородов». К 2025 году 14 региональных столиц за счет слияния с городами-спутниками должны стать мегаполисами вроде Москвы и Санкт-Петербурга. В списке кандидатов на агломерацию (то есть расширение путем поглощения близлежащих населенных пунктов) значатся Новосибирск, Иркутск, Томск, Владивосток, Хабаровск, Красноярск, Тюмень, Челябинск, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Воронеж и Ростов-на-Дону.

По замыслу авторов программы, агломерации будут развиваться быстрее и успешнее, чем просто крупные провинциальные города. Правительство РФ своего мнения о документе еще не высказало. Но это не помешало вице-губернатору Новосибирской области Василию Юрченко подхватить идею, не дожидаясь решения сверху. Он заявил, что Новосибирск для расширения созрел и готов уже в 2010 году приступить к поглощению Бердска, Оби, Кольцова, Краснообска и еще ряда муниципальных районов с общей численностью населения 400 тысяч человек (в самом областном центре сейчас живет 1,6 миллиона).

По мнению вице-губернатора, создание агломерации приведет к созданию «комфортных условий для проживания граждан, становлению бизнеса и привлечению инвестиций». Первые лица определенных для объединения территорий отнеслись к затее по-разному. Мэр Новосибирска Владимир Городецкий в интервью «Коммерсанту» счел особенно важным, чтобы «процесс присоединения был добровольным». А глава администрации Кольцова Николай Красников готов «не присоединяться, а сотрудничать, реализовывать совместные проекты».

Первый вариант «агломерирования» России Минрегионразвития выдало еще в 2007 году, он включал восемь городов и был зарублен правительством.

Олег Сысуев

   Как бывший мэр Самары могу сказать, что городам всегда не хватает земли, за счет которой они могли бы развиваться. Они зажаты муниципальными образованиями, в основном сельскими, которые не идут навстречу городским властям. А инфраструктура города, как правило, несет дополнительную нагрузку: жители области используют городской транспорт, дороги и все на свете, а подоходный налог платят в казну своего муниципального образования, а не городу. И это тоже большая проблема.

Казалось бы, в простом решении создать большие города есть логика, но на самом деле приказом сделать что-то вряд ли удастся: насколько я помню, по закону требуется провести референдумы по изменению муниципальных образований и получить согласие жителей на это. Учитывая практику проведения выборов последних десяти лет, можно предположить, что едва ли эти референдумы будут проходить демократично. К тому же наших граждан отучили думать об общественном и принимать решения по значимым вопросам, так что результаты этих выборов вполне предсказуемы. Все останется как прежде, поскольку местные чиновники стремятся к сохранению статус-кво: каждому хочется иметь свой кабинет, служебную машину, приемную, секретаршу (желательно помоложе) и изображать из себя чиновника — разрезать ленточки и так далее и так далее.   

 

Комментировать Всего 7 комментариев

Как бывший мэр Самары могу сказать, что городам всегда не хватает земли, за счет которой они могли бы развиваться. Они зажаты муниципальными образованиями, в основном сельскими, которые не идут навстречу городским властям. А инфраструктура города, как правило, несет дополнительную нагрузку: жители области используют городской транспорт, дороги и все на свете, а подоходный налог платят в казну своего муниципального образования, а не городу. И это тоже большая проблема.

Казалось бы, в простом решении создать большие города есть логика, но на самом деле приказом сделать что-то вряд ли удастся: насколько я помню, по закону требуется провести референдумы по изменению муниципальных образований и получить согласие жителей на это. Учитывая практику проведения выборов последних десяти лет, можно предположить, что едва ли эти референдумы будут проходить демократично. К тому же наших граждан отучили думать об общественном и принимать решения по значимым вопросам, так что результаты этих выборов вполне предсказуемы. Все останется как прежде, поскольку местные чиновники стремятся к сохранению статус-кво: каждому хочется иметь свой кабинет, служебную машину, приемную, секретаршу (желательно помоложе) и изображать из себя чиновника — разрезать ленточки и так далее и так далее.

Ну это примерно такая же ситуация, когда объединяли Красноярский край.

Референдум легко, ресурсов много, но что даст объединение? Будет развиваться центр, а остальные будут как и раньше, а может и хуже? Про ленточки разрезать Вы правы, есть статус, далее не будет. Я думаю, что нужно сотрудничать, а не присоединять, при соединении, центр может не видеть проблем вокруг.

Мне кажется, проблема децентрализации является чуть ли не одной из самых важных в России на сегодняшний день. Чрезмерная концентрация ресурсов, властных полномочий, человеческого капитала в Москве (и немного в Питере) уже превратила нашу страну в метрополию и контролируемые ею территории. Чревато это не только социальным взрывом (который будет кровопролитным, как и любой русский бунт), но и реальной угрозой распада России, не говоря уже о всяком отсутствии сплоченности граждан одной страны. Находясь большую часть времени в США, удивляюсь, насколько самостоятельны и самодостаточны не только крупные города, кроме Нью-Йорка, Чикаго или Лос-Анджелеса, но и мелкие городки и пригороды мегаполисов. Примечательно, что 9 из 14 вышеобозначенных российских городов находятся за Уралом, хотя там проживает не более 27% от общего населения страны. Видимо, в правительстве осознали реальную угрозу утери Сибири и Дальнего Востока. Только боюсь, что простым укрупнением городов за счет присоединения пригородов эту проблему не решить - нужно создать экономические, политические и культурные условия для развития этих регионов, а это возможно только при децентрализации, превращении "вертикали" в "горизонталь", высвобождении гражданских свобод и возвращении реальных, а не фиктивных выборов на всех уровнях власти.

А какже города с населением менее 200 т.? Что будет происходить с ними?

Мне кажется, они обречены на: А. слияние с более крупными центрами или между собой, Б. очень медленное вымирание - в смысле постепенного ухода жителей в крупные центры, В. переселение (в случае активной политики государства в отношении малых городов). К сожалению, мне наиболее вероятным представляется вариант Б.

Это очень ОБИДНО!!!

Большую часть своей жизни я прожил в городе Выборге (население - около 120 т.). И постепенный уход жителей в крупные центры (особенно творческого и интеллигентного населения) почувствовал уже давно. Связанно это с отсутствием поддержки со стороны муниципалитета многих культурных тенденций населения. Сплошная коммерция. Каждый чиновник ищет во всех сферах лишь прибыль для себя. Это очень ОБИДНО! Как мне кажется развивать нужно все вместе и большие и малые города.

В Самаре Вас помнят

Олег Николаевич! В Самаре Вас  часто вспоминают, особенно сейчас, когда стартует новая избирательная  кампания.