Тата Зарубина, Инна Грингольц

/ Москва

Борьба с фашизмом и кукольные «Предметы». Лето на «Винзаводе»

В галереях «Винзавода» весело и рано начали летний сезон, подгадав к идеально теплой погоде

+T -
Поделиться:

Самым многолюдным был вернисаж в галерее «Айдан», где начала работать выставка фотографий Василия Церетели «Предметы». На белых кирпичных стенах около 20 очень ярких работ — это портреты кукол. Много лет Василий Церетели ездил по блошиным рынкам разных стран (в Европе, в Америке, в России) и фотографировал кукол. Церетели не охотился за раритетами — среди его моделей нет старинных кукол, зато попадаются пластмассовые пупсы и куклы Барби. По словам автора, каждая из его кукол эмоционально воздействует на человека, пробуждает в нем самые разные чувства — это может быть и нежность, и жалость, и ностальгия, и удивление.

С тем, что куклы трогают и бередят, согласен и Марк Гарбер. Он назвал выставку позитивной, хотя в ком-то она, наверное, способна пробудить детские страхи.

Из-за игрушечной тематики многие гости пришли на выставку с детьми, были и совсем маленькие. Они носились по всей галерее, протискиваясь между посетителями. Трое сыновей Василия Церетели увлеченно играли в солдатиков.

Николай Канавин, ожидающий прибавления семейства, сказал, что кукольную тему он воспринимает сейчас с особенно трогательными чувствами. Он видит долю своей заслуги в том, что фотограф Василий Церетели получил путевку в «большую фотографическую жизнь» — именно в галерее Канавина несколько месяцев назад прошла первая выставка фоторабот Церетели. И та экспозиция, и нынешняя были благосклонно приняты художественной общественностью Москвы.

Ольга Свиблова выбирала работы для своего музея и не скрывала восторга: «Я всегда говорила, что Вася художник, и сегодня он нам это доказал».

В галерее Paperworks у Евгения Митты было тихо, несмотря на громкую тему. Художник Николай Олейников из группы «Что делать?», объединяющей левых художников, философов, арт-критиков, писателей, социальных исследователей и активистов из Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода, демонстрирует свою выставку, посвященную борьбе с фашизмом. Так и называется: «Острая необходимость борьбы». Огромные плакаты с портретами политических оппонентов Гитлера, в частности Тельмана, только что проигравшего ему выборы; разложенные на полу антифашистские книги, приколотые к стенам школьные тетрадки с комиксами на антифашистские темы…

На вопрос, так борьба или война, Олейников оживляется и говорит, что современное искусство обязательно должно поднимать на войну. Или все же на борьбу?

Евгений Митта более мягок и терпелив, и даже про борьбу умудряется говорить очень взвешенно.

На лесенке к галерее «Проун» столпотворение, где-то в середине которого снова Ольга Свиблова. Внутри выставка «Индпошив». Под стеклом показывают кусочки того самого букле, из которого был сшит знаменитый пиджачок Коко Шанель. Эту ткань пощупать нельзя, зато платья 20-х годов висят прямо на манекенах в зале. Кто-то украдкой трогает рукава. Можно увидеть, как произведение искусства, картина, становится платьем. Или наоборот — как из однотонной ткани, просто расписав ее горохами, получить арт-объект. Тут представлены все — от Малевича до Софьи Делоне, но помимо истории тканей и орнаментов это еще и выставка о том, как декоративно-прикладное искусство становится и не прикладным вовсе, а самым что ни на есть настоящим высоким искусством. Знаменитый портрет Шанель работы Хорста странным образом гармонирует с этой идеей и подчеркивает ее. Впрочем, кажется, всем больше всего интересны платья.

В XL-галерее на двери написано OPEN, а из зала сделали настоящий зал ожидания в аэропорту, даже стулья такие же неудобные. На огромном экране в деталях показывают что-то вроде графического мультфильма о жизни аэропорта. Вот ездит автобус, вот самолет заправляют. Знакомые вещи вроде погрузки багажа в исполнении художника Максима Свищёва приобретают совершенно жуткий кафкианский оттенок. Здесь мы застаем Иосифа Бакштейна, по всей видимости, аэрофобией не страдающего, зато вот Дмитрий Борисов как-то очень быстро уходит.

Мы тоже решили совершить ритуальный круг, но, когда вновь подошли к галерее Айдан Салаховой, гости уже начали постепенно расходиться, а сама хозяйка расспрашивала Василия Церетели, как ему открытие. В ответ Церетели сказал что-то вроде: «Ух, я не ожидал такого».

А ведь лето на «Винзаводе» еще только начинается.

Комментировать Всего 2 комментария

Любовь Шакс Комментарий удален

В галерее «Проун», как правило, делают выставки высочайшего класса. И каждый раз это выставки-открытия, это настоящие кураторские работы. И эта — одна из лучших. Она дает пищу уму, отдых глазу и наслаждение. Там не просто показаны достижения советского декоративного искусства в сочетании с французским, эта выставка показывает высочайший уровень наших художников по тканям и то, как их работы вписывались в западный контекст. Все, что там есть, можно хоть завтра тиражировать и продавать. Выставка «Индпошив» смотрится еще более привлекательно в окружении суперконцептуального современного искусства. Мне лично после нее уже никуда не хотелось идти — это как после хорошего вина пива выпить. А на эту выставку я специально пойду еще, потому что в день открытия было очень много народу.

Я считаю, что самая убедительная, профессиональная и цельная выставка – «Индпошив». Это вторая часть прошлогоднего проекта «Рукоделие» и это очень последовательная, серьезная, большая, научная работа. Мне было очень интересно.