Программа нынешнего Чеховского фестиваля тематически привязана к 150-летию классика, экономически — к кризису. Поэтому, с одной стороны, впервые за 18 лет, что проводится фестиваль, почти все спектакли программы посвящены тому, чье имя он носит. А с другой — впервые с начала 1990-х в афише Чеховфеста так мало иностранцев: за два с лишним месяца праздника покажут всего 13 зарубежных проектов.

Чтобы как-то сгладить тот факт, что главный театральный фестиваль России в этом году будет проходить в облегченной версии, свои премьеры к его старту подверстали почти все заграничные участники.

«В Москву, в Москву»

Театр «Фольксбюне» на площади Розы Люксембург (Берлин, Германия)

Площадка: Театр им. Моссовета

25, 26, 27 мая

Название премьерного спектакля Франка Касторфа по-русски звучит банально. Немецкий вариант — Nach Moskau, Nach Moskau! — интригует своими коннотациями куда больше, однако офицеров в форме СС на сцене, конечно, не будет. Скрестив текст канонических «Трех сестер» с рассказом «Мужики», Касторф обещает показать в Москве историю про классовый антагонизм. Гендерные бои («сестры» против «мужиков») в программке не заявлены, но без этого у Касторфа точно не обойдется.

Спектакли Касторфа не очень поддаются съемке на видео, а потому на YouTube можно найти лишь фрагменты его «Медеи» и «Грязных рук» по Сартру.

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/ESGluUOXDlc&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/ESGluUOXDlc&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/SdfX3dMUWDs&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/SdfX3dMUWDs&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

<object width="640" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/ePL1wRgFllI&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/ePL1wRgFllI&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="640" height="385"></embed></object>

 

«Вишневый сад»

Королевский театр «Драматен» (Стокгольм, Швеция)

Площадка: Театр им. Моссовета

3, 4, 5 июня

Чего ждать от премьерного спектакля Матса Эка, примерно понятно: микса драмы с балетом. В дополнение к этому фирменному приему будет фокус с переносом действия «Вишневого сада» из 1904 года в 1995-й, то есть из предреволюционной России в постсоветскую. Винтажный шик спектаклю придает участие старых звезд Dramaten, игравших еще в спектаклях Ингмара Бергмана.

Вот это гениальное и ироничное «Лебединое озеро» Матса Эка вполне может подсказать, как в очередной раз обойдется с русской классикой знаменитый хореограф.

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/kDC4_P90WtI&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/kDC4_P90WtI&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

 

«Дядя Ваня» («Следящий за женщиной, которая сама себя убивает»)

Компания Даниэля Веронезе (Аргентина)

Площадка: Центр им. Мейерхольда

26, 27, 28, 29 (в 13.00 и 19.00), 30, 31 мая

Аргентинец Веронезе имеет привычку давать своим спектаклям загадочные длинные названия типа «Хроника падения одного из ее мужчин» или «Ночь поглощает своих детей». Для «Дяди Вани» он тоже слов не пожалел. Однако на продолжительности спектакля склонность режиссера к велеречивости не сказалась: текст «Дяди Вани» редуцирован настолько, что даже c учетом вставок из пьесы Жана Жене «Служанки» спектакль идет 95 минут. Для камерной формы — более чем достаточно.

Представление о спектакле может дать сцена из адаптации «Трех сестер» в версии Веронезе.

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/8IrZ4yw5Xj4&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/8IrZ4yw5Xj4&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

 

«Нева»

Театр ен ель Бланко (Сантьяго, Чили)

Площадка: Центр им. Мейерхольда

2, 3, 4, 5, 6 июня

Спектакль Гильермо Кальдерона не столько про Чехова, сколько про его жену — артистку МХАТа Ольгу Книппер-Чехову, которая после смерти мужа якобы впала в депрессию и решила покинуть сцену. К реальной истории МХАТа и вдовства Книппер-Чеховой это не имеет никакого отношения: «Нева» — чистая фантазии Кальдерона.

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/MzLp7q5LXB0&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/MzLp7q5LXB0&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

 

«Донка» (Послание Чехову)

Театро Сунил (Лугано, Швейцария)

Площадка: Театр им. Пушкина

15, 16, 17, 18 июня, 19 июня (в 13.00 и в 19.00), 20 июня (в 13.00 и в 19.00), 22, 23, 24, 25 июня, 26 июня (в 13.00 и в 19.00)

В «Донке», сочиненной на основе записных книжек Чехова швейцарским циркачом Даниэле Финци Паской, заспиртованная голова Книппер-Чеховой будет плавать в большой банке, некоторые герои — персонажи чеховских дневников — щеголять в борцовских трико и делать трюки на трапеции. В любом другом случае это было бы признано кощунством, но Финци Паске, постановщику шоу в цирках «Элуаз» и «Дю Солей», такие кунштюки прощают.

<object width="640" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/aHqpHcsGjMY&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/aHqpHcsGjMY&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="640" height="385"></embed></object>

<object width="640" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/uGMR7_F5wac&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/uGMR7_F5wac&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="640" height="385"></embed></object>

 

«Шерри-бренди» («Творение»)

Орлеанский хореографический центр, Театр де ля Вилль (Орлеан, Париж, Франция)

Площадка: Театр «Мастерская Петра Фоменко»

5, 6, 7 июля

Хореографическую импровизацию по мотивам «Вишневого сада» и рассказа «Калхас» на музыку Андре Маэ Жозеф Надж поставил специально к Чеховфесту. Назвать то, что делает Надж, балетом трудно. Это скорее принято именовать синтетическим театром, где постановщику позволено все. В том числе (как было у Наджа в его «Антракте») выход режиссера на сцену с петлей на шее.

Вот фрагменты его спектаклей «Воццек» по Бюхнеру и «Пасодобль».

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/BUlGNSBW1j4&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/BUlGNSBW1j4&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/KQaBTtGWgog&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/KQaBTtGWgog&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

 

«Безымянный яд — Черный монах»

Компания «Ноизм» (Ниигата, Япония)

Площадка: Театр «Мастерская Петра Фоменко»

4, 5, 6 июня

За основу своего пластического трибьюта 35-летний Дзе Канамори, ученик Мориса Бежара, взял два чеховских рассказа о безумии – «Палата №6» и «Черный монах». Безумствовать японцы будут под музыку Гии Канчели и романс Гаэтано Брага «Серенада для голоса с виолончелью», который Лика Мизинова пела Чехову и тем чуть не свела его с ума.

 

«Шепот цветов»

Театр танца Тайваня «Клауд гейт» (Тайбэй, Тайвань)

Площадка: Театр им. Моссовета

10, 11, 12, 13 июня

Спектакль поставлен специально к Чеховфесту Лин Хвай-мином, руководителем Тайбэйского театра танца, который не раз приезжал на фестиваль и уже приучил московскую публику к своим медитативным балетам с сильной философской нагрузкой. На этот раз тайваньцы собираются медитировать на тему «Вишневого сада» http://www.youtube.com/watch?v=eRVs4VoBnBY.

 

«Бесконечный сад»

Национальный театр танца (Мадрид, Испания)

Площадка: Театр им. Моссовета

19, 20, 21, 22, 23 июля

Испанский мэтр contemporary dance Начо Дуато сочинял свой чеховский оммаж, вдохновляясь дневниками писателя. В отличие от Даниэле Финци Паски Дуато обошелся без призрака Книппер-Чеховой. Голос за сценой, которым озвучены цитаты из Чехова, принадлежит Льву Николаеву, ведущему телепередачи «Цивилизация». За музыку отвечают испанцы Педро Алькальде и Серхио Кабальеро, в группе поддержки — Шнитке с Чайковским.

В качестве бонуса Начо Дуато, один из хедлайнеров Чеховфеста, покажет в Москве «Многогранность. Формы тишины и пустоты» на музыку Баха (Новая сцена Большого театра, 26, 27, 28, 29, 30 июля).

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/luEu5pq5DrE&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/luEu5pq5DrE&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/RiVrYI2KfYA&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/RiVrYI2KfYA&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

 

«Платонов»

Национальный драматический центр Мадрида (Испания)

Площадка: Театр им. Пушкина

29, 30 июня,

1, 2 июля

Раннюю пьесу Чехова о «русском Дон Жуане», очень длинную и до недавних пор считавшуюся трэшем, поставил режиссер и художник Херардо Вера, неоднократный лауреат испанcкой кинопремии «Гойя», у нас известный главным образом по фильмам с сильным элементом эротики. В качестве дополнительной киноссылки в спектакле участвует Кармен Мачи, которая в «Разомкнутых объятиях» Альмодовара исполнила знаменитый монолог с кокаином и стала звездой его же короткометражки «Советница-каннибал».

Фрагмент из фильма:

<object width="480" height="277"><param name="movie" value="http://www.dailymotion.com/swf/video/x9f59l_la-concejala-antropofaga-pedro-almo_shortfilms"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowScriptAccess" value="always"></param><embed type="application/x-shockwave-flash" src="http://www.dailymotion.com/swf/video/x9f59l_la-concejala-antropofaga-pedro-almo_shortfilms" width="480" height="277" allowfullscreen="true" allowscriptaccess="always"></embed></object>

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/pHq3Qe7AkFw&hl=en_US&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/pHq3Qe7AkFw&hl=en_US&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

 

«Три сестры»

Театр «Трезубец». (Квебек, Канада)

Площадка: Театр им. Пушкина

14, 15, 16 июля

Что может сделать с чеховскими барышнями канадский ливанец Важди Муавад, несколько лет назад поставивший в калягинском театре Et Cetera «Пожары», пафосную антивоенную агитку про изнасилованную собственным сыном-тюремщиком арабскую активистку движения за мир, страшно даже подумать. Но смотреть придется, поскольку Муавад, который в прошлом году был составителем программы Авиньонского фестиваля, теперь считается одним из главных действующих лиц мирового театрального истеблишмента.