В этом году за несколько дней до церемонии открытия в Каннах случилась страшная буря, выпал снег, и появилось опасение, что фестиваль отменится. Но Канны очень быстро восстановились, и возникло ощущение, что этот удар стихии был отголоском всего ужаса и страха, который наполнял картины прошлого сезона.

В этом сезоне на фестивале, наоборот, чувствуется потребность гармонии и равновесия. Особенно в картине Майка Ли, одного из самых серьезных, по оценкам критиков, претендентов на высшую награду. Его фильм «Еще один год» — тонкий, интересный и независимый с точки зрения отношения режиссера к зрителю фильм: не ощущается желания понравиться или пойти навстречу публике. Он говорит о том, о чем хочет: о семье, гармонии, о том, как эта гармония помогает людям выжить. У Бернарда Шоу есть пьеса «Дом, где разбиваются сердца», а фильм Майка Ли — история про дом, где сердца согреваются. Эта история сделана чрезвычайно точно, с очень объемно выписанными характерами. У режиссера такой метод работы: он пишет не сценарии, а некие сюжетные схемы, а потом очень долго работает с актерами над текстом. Это дает необычный и очень выразительный результат, который все оценили. Притом что в фильме очень мало действия — в основном встречи людей, их разговоры, какой-то быт, огородик. Эта невыдающаяся, небогатая, но весьма достойная и внутренне сбалансированная жизнь производит очень сильное впечатление на всех, несмотря на отсутствие внешних эффектов. Потому что эта скромность обеспечена внутренним покоем.

Второй лидер фестиваля — фильм «Заверенная копия» выдающегося иранского режиссера Аббаса Киаростами, уже получившего одну «Золотую пальмовую ветвь». После долгой паузы он вышел с фильмом, снятым в Европе и с Жюльет Бинош в главной роли. Это очень европейская по языку и ощущению картина. Удивительно видеть, как вписывается в культурный и интеллектуальный контекст Старого Света человек совершенно восточного типа сознания. Он чувствует внутренние коллизии стареющей западной цивилизации, которой, как выясняется, еще хватает сил возрождаться как из пепла. Картина «Заверенная копия» — история отношений мужчины и женщины. Главные герои вступают в достаточно мимолетные отношения, но вдруг начинают понимать друг друга, и у них возникает контакт. Вообще можно сказать, что отношения мужчины и женщины сейчас в центре внимания кинематографа. Этим же интересен и новый фильм Вуди Аллена «Ты встретишь высокого брюнета».

Российских кинематографистов больше всего беспокоит, не получит ли «Золотую пальмовую ветвь» фильм «Предстояние», что укрепит политические позиции Михалкова в России. Желать соотечественнику поражения довольно безнравственно, но такие мысли появляются у многих. Для фестиваля картина перемонтирована и сокращена французскими прокатчиками без участия Михалкова. И у тех, кто видел полную версию, возникает определенный профессиональный интерес: хочется разобраться в том, что приемлемо в этой картине для западного рынка, какой европейский стандарт. Мне картина не понравилась по целому ряду причин. Прежде всего потому, что не получилось целостное произведение: там очень много линий, которые тянут ее в разные стороны и не дают сложиться в некое художественное целое. Любопытно, удастся ли преодолеть эту внутреннюю художественную дисгармонию за счет монтажа.

Еще много разговоров о «Счастье моем» Сергея Лозницы, производства Германии, Украины и Голландии. Немцы, судя по всему, даже представляют фильм как главное явление фестиваля: в немецком каталоге он стоит на обложке. Все, кто эту картину видел, отзываются о ней очень одобрительно. За нее боролись два фестиваля — Венецианский и Каннский, но последний переманил фильм в конкурсную программу своим непререкаемым авторитетом.