Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Андрей Наврозов

Андрей Наврозов: Охлография

Нежным венецианским утром, если читателя занесет на самую верхотуру собора Св. Марка, панорама, которая оттуда откроется, будет состоять из слоя вредителей, пышным ковром лейкоцитов устилающих нижележащую площадь

+T -
Поделиться:

Нежным венецианским утром, если читателя занесет на самую верхотуру собора Св. Марка, панорама, которая оттуда откроется, будет состоять из слоя вредителей, пышным ковром лейкоцитов устилающих нижележащую площадь. Выдумывать оскорбительные сравнения для глобального туриста, однако, времяпрепровождение не менее банальное, чем выстраиваться крокодилом за цветастым зонтиком в центре города. Поэтому достаточно привлечь внимание читателя к общей морфологии создания, как две капли воды похожего на насекомое, упомянутое в Апокалипсисе: нечто вроде цикады с человечьим лицом. Именно это наблюдение — отчасти энтомология, отчасти эсхатология — и заставило моего приятеля Гусова озаглавить «Саранча» свой фотоальбом о нашествии массового человека на полуразрушенные бастионы европейского индивидуализма.

Фото: Саша Гусов
Фото: Саша Гусов

Фотография — это флаг, под которым проводится мобилизация. Невозможно вообразить массового человека без единицы фотоаппаратуры на семейную ячейку; их распространение по всему миру — геометрическая прогрессия алчных сопоставлений пейзажей, монументов и фонов с собственными лицами и туловищами; процесс, на первый взгляд, калейдоскопический, состоящий из триллионов возможных пермутаций, но всякий раз непременно замкнутый на себе. Подобно эпидемии, их шествие экспансивно и триумфально, словно питается чумными списками на стенах приютов и богаделен; подобно нападению паразитов на сельскохозяйственную культуру, их вторжение хладнокровно, вампирно и аморально; подобно знакам последних времен, их пример заразителен, врываясь в жизнь человечества от Рима до Дамаска и от Манчестера до Лхасы сквозняком Откровения. Именно фотокамера массового человека, а вовсе не его автомобиль или аэроплан, и есть тот Конь Блед, на котором кошмар скачет потным галопом по индивидуальному сознанию.

Позвольте слегка отступить от темы. В европейских языках есть слова, чья звукоподражательность направлена на то, чтобы они звучали отвратительно. Среди них выделяется корень gn*, например, в английском gnat, «гнус», и nit, «гнида». Gnaw и gnarl означают «глодать», gnash — «скрежетать», но от них не отстают и русские «гнить», «гнушаться» и «гной», особенно потому, что наше g* звучит, а английское давно вымерло. Притягивать к этому сгустку ассоциаций греческий корень gno*, to know по-английски и «знать» по-русски, может, и безумие с лингвистической точки зрения, но я писатель, а не профессор языкознания. Я могу писать, что мне вздумается, а думается мне, что понятие «знание» в европейских языках этимологически окрашено в цвет отвращения. Но вернемся к саранче, глодающей останки цивилизации.

Фото: Саша Гусов
Фото: Саша Гусов

В нашу вечно увядающую, но все никак не решающуюся опасть викторианскую эпоху Кьеркегор находит первородный грех там же, где его оставила Библия. Датский философ сравнивает страх, который Адам задумал покорить знанием, с головокружением замечая, что грехопадение неизменно происходит в атмосфере иллюзий, как правило, свободолюбивых. Подобного рода галлюцинациям противопоставляется вера, представляющая собой, наоборот, ясность или трезвость и, в отличие от фантазии познания, реальную силу. Этимолог, кстати, незамедлительно поддержал бы точку зрения датчанина, заметив, что английское soul, «душа», однокоренное со славянским «сила», изначально означало «сопротивляемость», в первую очередь искушению.

Задумываясь над концепцией Кьеркегора, мы начинаем понимать, что запретный плод Книги Бытия суть не что иное, как психотропное вещество — «Class-A controlled substance» по западной полицейской терминологии, — чье потребление во все возрастающих дозах, как это происходит при проявлении наркомании, составляло основной компонент прогресса человека с момента его изгнания из Рая. Знание, мудрость, разум, подобно миражам, вызываемым галлюциногенными препаратами, снизили сопротивляемость души человека, отняли у него жизненную силу веры, и завели его в область планомерно расширяющихся фантазий, которую в совокупности ему пришлось именовать действительностью.

Вернувшись к семантике, заметим, что понятия «план» и «ширяться» лежат в основе вокабулярия наркотической зависимости. Так наука, посвящая себя расширению собственных познаний, разделяет мировоззрение наркомана: ее ценности устаревают, как позавчера вспрыснутый героин, ее открытия теряют актуальность, как кокаин, вынюханный в такси по дороге в гости. Если наркотическая зависимость — рабство, то это то рабство, в которое люди попадают в поисках свободы.

На американском сленге амфетамин (с 30 миллионами почитателей, по данным ООН, вдвое больше, чем у героина) называют speed, «скорость», так что частенько слышишь: He is, like, on speed all the time — «Он вроде как все время на скорости». Есть ли более выразительный портрет массового человека? Но если задуматься еще глубже, есть ли более выразительный портрет человека разума начиная, скажем, с Сократа? Разве бесконечное журчание платоновских «Диалогов», эластичное, как жевательная резина, и трескучее, как учительский мел, уже не напоминает в своих основных чертах современную жизнь, с которой только отпетый второгодник, забив приличный косяк и хорошенько расслабившись, может справиться без психического расстройства?

Признаем, что Кьеркегор, как впоследствии и Ницше, щадит Сократа, не выливая ему на голову тех ушатов нечистот, которые достаются всем прогуливающимся по истине философам от Аристотеля до Гегеля, но не в этом дело. Чтобы выпить цикуту, требуется обыкновенное человеческое мужество; чтобы устоять перед искушением премудростью, требуется сверхчеловеческое мужество, которым, в частности, не обладал Адам. Как комментирует Шестов, «разум с его жадным стремлением («непреодолимое влечение» — современный юридический термин, описывающий наркозависимость. — А.Н.) к необходимым истинам и добро с его категорическими требованиями и есть то, что человеку принесли плоды от запретного дерева. От этих плодов человек обессилел и потерял способность видеть в своем бессилии несчастье, потерял желание бороться с ним. Он превратился в рыцаря покорности, он в покорности видит свою заслугу, свою добродетель, а познание отождествляет с истиной. Он утратил свободу — но не ужасается этому, а считает, что этому так и быть полагается, что свободы нет и быть не может, что мир держится принуждением, которое получает свое выражение в "законах" бытия, отождествляемых им с истиной, и в "законах" долженствования, совокупность которых составляет его мораль».

Иными словами, то, что Маркс назвал опиумом для народа, не религия, а сам Маркс, Маркс и его предшественники в деле спекулятивной философии начиная с уважаемого всеми Сократа. Опиум для народа — человеческий разум.

Фото: Саша Гусов
Фото: Саша Гусов

Притча Оруэлла «Скотский хутор» кончается тем, что посторонний наблюдатель не в состоянии отличить свиней от людей, ибо они превратились друг в друга. Но свиньи в отличие от саранчи — теплокровные млекопитающие, обладавшие именами и характерами до произошедшей на хуторе революции. Свиньи — сидят за столом, свиньи — унесенная ветром культура, свиньи — фотография царской семьи в выцветшей голубого бархата рамочке. Наш же мир, эпохально кайфующий от собственной мудрости, напоминает скорее кадр из «Лица со шрамом», где герой ныряет в кокаин мордой вперед, как в корыто. Какое недавнее торжество разума, интересно, этот жест символизирует? Нейтронную бомбу? Спящий Вашингтон? Российскую демократию в руках президента Путина? Сверхоружие на базе нанотехнологий, над созданием которого трудится загадочный Китай?

Спекулятивная философия и ее многочисленные отпрыски, от политической экономии до квантовой физики, унаследовали желание Адама понимать, обобщая, и видеть, расширяя. Они любят расширять кругозор. Они настаивают на плане действий, без которого кружится голова и все опять страх, ночь, случай и Бог. Но как только игла в вене, а формула на доске, и по радио передают, что нечто чрезвычайно рациональное только что произошло в Мюнхене, Ялте или Кремле, как все опять становится на место. Ну а если потом выясняется, что Гитлер — злодей, Сталин вовсе не наш дядя Джо, а ФДР с самого начала знал, что япошки на нас нападут, так ведь это ничего, мы же разумные люди, моментально укольчик истины, согни руку и подай трубочку. Самое главное — двигаться! Самое главное — вперед! Верти педали тренажера, планируй побег, расширяй устаревшие концепции! Будь революционным! Ищи всеобщую истину, которая освободит прогрессивное человечество!

Саранча на площади Св. Марка расширяет свой кругозор. Массовому человеку все равно, сделан ли «Беллини» у Флориана из свежепротертых белых персиков, сезон которых еще не начался, или взят из бутылки с наклейкой «Чиприани». Их линзообразные глаза не отличают художника Беллини от корчмаря Чиприани, потому что оба — знаменитости, подобно тому, как петушок на палочке и спортивный автомобиль — оба красные. Что это за язык, на котором они говорят? В нем только два местоимения, «я» и «мы»!

В нем только одно время, будущее, и только одно наклонение, бумажное! В нем одним словом обозначают человека и свиноматку, Белый дом и Кремль, добро и зло, но существует целая тысяча слов, означающих «доллар»!

Что за культура говорит на таком языке и какой оздоровительный эффект она способна произвести на загнившее общество? Я смеюсь, ибо я родился в обществе, этические позиции которого теперь тайно, бессознательно и хаотично воссоздаются на Западе. Не была ли Москва моего детства мировой столицей философского позитивизма? Не были ли ее жители подобны солдатам и термитам? Саранче, движущейся гремучими рядами в светлое будущее? Гоплитам, гремящим задними лапками о щиты с грохотом, заглушающим индивидуальное сознание? И вот, пожалуйста, я — у Св. Марка в Венеции, или на Испанских ступенях в Риме, или перехожу Трафальгарскую площадь в Лондоне, и я вижу те же самые остекленевшие глаза коллектива, сфокусированные на коллективе. Только теперь они еще и цифровые в придачу.

Смотрите, один из них фотографируется с крылатым львом. Он знаменит, этот лев, что значит, что у него есть целый запас имманентности. Поэтому истина — мудрость, знание, культура — льнут, липнут к нему, насыщают его гриву, падают на него, как библейская манна, растут на нем, как весенняя мурава. Сейчас он придвинет сюда жену, которая ему принадлежит, так, хорошо, еще раз: «Щелк!» Она становится частью гномического события, она прекрасна в бордовой бейсбольной кепке и белых «адидах», а запас имманентности льва теперь распространяется и на нее: «Щелк!» И все это внутри маленькой машинки, о тайнах которой он знает меньше, чем Адам о кустах и деревьях.

«Щелк!» — гнет свою линию гностический затвор. Вау, отличный кадр, хани! Да, у нее муж не дурак, ничего не скажешь. Во всяком случае не один из тех дураков, что все это время жили при коммунизме, там, ну, в России, в Албании, в Персии, где там это у них, пока государство не обанкротилось и люди не стали снова жить по-нормальному. Или в Средние века, когда они вообще ходили в церковь примерно как мы на стадион и там им всякую неправду накачивали в голову. Дома, конечно, у нас телевидение, но иногда не мешает посмотреть на мир своими глазами. Люблю расширять кругозор, что и говорить. Мировоззрение, информация, широкие взгляды — честно говоря, это и значит родиться в свободной стране. Хотя я слышал об одном датчанине, а может, он был голландец, точно не помню, который клялся, что если у человека широкие взгляды, у него могут вывалиться мозги. Шутник был этот датчанин!

Комментировать Всего 180 комментариев

зло. красиво. спасибо.

upd: В итальянском звукосочетания [gn] почему-то не существует. Знак? или просто так?

так вот почему

в отечественных гуманитарных институциях лет пять-шесть назад насильственно заменяли "гносеологию" на "эпистемологию"!

Я знаю, но ведь и в английском gnat читается как "нэт".

Ну да. Насколько я понимаю, в английском, если GN - в начале слова, G не произносится, если не в начале - произносится. В итальянском не произносится никогда, если не заимстовование, да и заимствования постепенно приходят к общему знаменателю.

Юра, Артур - во-первых, это не итальянское слово, а заимствование из немецкого (кнодерли), родственное англ. knot, узел.  Слово довольно мерзкое, соответствует англ. lump по эмоциональной окраске.

Петушок на палочке - это сильно

Не знаю, застал ли ты эти леденцы, Саша.  От них почему-то пахло подсолнечным маслом.

Как же не застать... Петушков не очень любил. А вот белочками любил похрустеть.

 Читал, разделял раздражение и неприятие коллективного мещанства, а под конец вспомнились строчки Окуджавы: "На фоне Пушкина снимается семейство..." И подумалось, все так, но не совсем  так :-)

А у Пушкина с его индивидуальным мещанством, "Я сам большой: я мещанин"

Миша, а мне кажется, что строчка Окуджавы подошла бы эпиграфом к статье.  Причем вне зависимости, понравилось бы эта идея Булату, или нет.

Думаю, Окуджава был добрее и терпимее:-), перефразировка: "На фоне Пушкина снималась саранча" - это не то, что он бы написал в комментах :-)

Согласен, крикливые и мельтешащие туристы раздражают и Сан-Марко без них была бы прекрасна, равно как и другие великие места. Но что поделаешь идеала не бывает, да и познается он только на контрасте. В декабре-январе их нет и можно насладится не только Сан-Марко, но и "набережной неисцелимых"...

:-)

Древо познания ядовито, все вкусившие от него рано или поздно умирают, достигнув предела отмерянных знаний.

Древо познания ядовито: все вкусившие от него рано или поздно умирают

Вообще-то Вы дословно процитировали сейчас афоризм моего отца.

Думалось, что это Ваш, правильно, это около 72 года

http://www.snob.ru/profile/blog/8356/9061

http://www.snob.ru/profile/blog/8356/9060

Спасибо, теперь знаю о Вашем отце.

Как самочуствие, Андрей Львович? Самое лучшее лекарство-женщина, и женщина любимая, а без них мужчины начинают рушиться.

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

Не могу без этого:

Деревня, не раннее, но утро. На крыльцо выходит мужик, погруженный в раздумья о предстоящем дне. Оглядывает двор, по двору петух гоняется за молоденькими курочками. Мужик достает из кармана куртки пригоршню семечек и бросает на землю. Петух, бросив своих кур начинает клевать семечки. Мужик внимательно вглядываясь в петуха качает головой и говорит: "м-да, не дай Бог так оголодать".

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Юрий Петров

Согласен на 100%, Сергей.  Только что сделали биопсию, то есть залезли иглой в позвоночник. Результат через день-два.  Но жена при мне, так что ничего не больно и не страшно.

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов, Мария Ваняшина

Вот уже XXI век на дворе, а они всё иглой в позвоночник...

Держу кулаки и... как говорится: "всё будет хорошо, я узнавал"!

неужто надо так заболеть, чтобы ТАК написать!

Жив, курилка! А порох в пороховницах просушился и равнул - наотмашь.

Да, отчаянно зло, красиво и очень точно. Сказанное, Андрей, и твой глобальный пессисизм мне очень близки, а наркотическая зависимость человечества для меня не подлежит сомнению.

Есть только одна мысль (остальные в испуге разбежались и забились куда-то под ключицу):

Плоды, на которые подсел человек, вкусил так или иначе наш очень далекий предок; был запущен некий механизм, который остановить невозможно. Можно камлать и слать на самого себя и все человечество проклятия и призывать к справедливой каре -  она так или иначе только слега запоздала, но наступит неприменно. Но стоит ли упрекать заслуженного потомственного наркомана? Наверное, стоит - может быть, в его мутном сознании нет-нет, а промелькнет что-то настоящее. Эту полярность необходимо удерживать и бередить нанюхавшегося до бесчувствия.

Но подцепив где-то разум, можно только пропеть гимн Чуме, принять ее как данность, и, не переставая проклинать, продолжать документировать течение болезни и диктовать сидящему у постели...

ни пуха тебе, ни Винни!

как-то недостаточно оптимистично у меня получилось! особенно эта непреднамеренная рифма с твоим нынешним состоянием...

ни пуха тебе ни пера, или, как говорят немцы и, наверняка, англичане тоже -  "перелом тебе шеи и ноги!" короче, будь здоров, дорогой!

Эту реплику поддерживают: Леда Плеханова

надо Отболеть, "чтобы ТАК написать!":)))

Елена, когда-нибудь мы все отболеем, но лучше уж болеть, чем отболеть!

Проболевая, мы что-то переживаем, принимая решение. Пока не убедимся, что принято правильное - продолжаем болеть. И только когда становится понятно, что всё сделано правильно, можно выдохнуть и сказать, что на этом этапе своё отболел. Но жизнь продолжает помещать в новые нестандартные ситуации. Тренировка для Души продолжается. Честно говоря, Владимир, я очень рада, что "мы все здесь сегодня собрались"!:)))

я тоже! и что Андрей снова с нами!

Андрей, "маленькая машинка" дает возможность маленькому человеку привезти с собой еще один маленький трофей, который займет свое почетное место среди прочих. Бесконечных географических тарелок или прочего туристического хлама, занимающего дома обывателей.

Но любое знание начинается с примитивного познания мира.

Поэтому если познание мира массами и кажется человеку энциклопедически-образованному - любопытно-нелепым, то должно быть - не более, чем первые неуклюжие шаги его первенца.

P.S.

Утро - как раз единственное время, когда по Сан-Марко можно прогуляться почти в одиночестве.  

http://www.shershnev.com/archives/5645 

А вот площадь любопытно наблюдать с Кампанилы

http://www.shershnev.com/archives/5163

http://www.shershnev.com/archives/5678

Люблю Венецию, елки палки :-) Спасибо за отличный текст

Саша, это великолепно :-)

А когда сделана фотография?

1999...Спасибо, Илья. Так вышло, что и обложка Саранчи была снята в Венеции.

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова, Сергей Мигдал

Интересно, а голубь ничего не оставил на память этому господину?
Да, а на такой вот хреновине полиция гналась за обнаглевшим Гусовым, после жалоб туристов на его запечатление их идиотского поведения

Откуда Вы знаете, Сергей? сидели за штурвалом или руководили операцией с воздуха?

Да нет, просто был в гостях у местного прокурора (его оффис как раз на площади Сан Марко) и начальника окружной Guardia de Finanaza, случайно попад на место событий. Так с Гусовым и познакомился . . .

напоминает современную постановку "Евгения Онегина" балетом на льду

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова

Пожалуй, комичность ситуации несомненна :-)

Вода по щиколотку :-)

И в Позитано на пляже может волной накрыть!

Тов. Гусов!

Правильно ли я понимаю, что Вы наконец раскопали свои архивы?

Дорогой Артур, эта та часть айсберга...Во время работы над Саранчей, что-то было отсканированно, вот и отстреливаюсь!

Это для Вас...озеро Брачано 2006

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

Саша, чем-то напоминает сцену из Фауста Пушкина - только Мефистофель в женском обличьи (вполне допустимо), и вместо корабля - лодочка (неужто и ее потопит)?

Лодочка к взмаху руки просто чудо как хороша!

Саша, потрясающе! Неужто опять смог?

Не могу понять, откуда он силы черпает? Ольга?

все в тумане тайны -  как на твоем фото!

(снова расползание комментов - вообще-то я имел в виду именно фото, хотя к Андрею тоже подходит!)

Дорого Володя, я по утру медленно соображаю....а у Наврозова, в данный момент, проходит самая ответственная процедура. Удачи ему!

смотрю на заглавную фотографию колонки с возлежащим Наврозовым, и хочется осторожно поинтересоваться у коня: "и где опустишь ты копыта?"

А в этом случае, какие вопросы на ум приходят?

Медный Всадник доскакал-таки до Парижу!
А как этот забавный сюжет прокомментируешь?

Пора вместо "Бычков в томате" начинать выпуск других консервов!

Черт, смешно!:)))) Убегаю!
Вариант подписи под фото: Кантор забанивает Никольского.

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова, Владимир Генин

Только я собиралась написать то же - смотрю, Вы, Андрей уже это сделали :-)

Спасибо, товарищи.  Меня только что выкатили из операционной.  Чувство юмора при мне, Володь, потому что напрашивается вопрос: "И где откинешь ты копыта??"

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова

"я по утру медленно соображаю"

Саша, да какое утро! сейчас еще ночь практически.

Сам не заметил, как ты, дорогой, втянул меня в курение снобовского плана! Если тебе лень делом заниматься, то не отвлекай от дел слабовольного Гусова. Клиент ждет меня все утро...убегаю! Умру с голоду, я еще пока  не сижу на зарплате у Сноба!

Понимаю, что не искусство, но это занятие помогает мне избавиться от "негатива" и не сойти с ума от мизантропии!

Да нет, почему же не искусство?

Именно оно.

Дорогой Илья, когда мы узнаем о человеке, что он ворует у девушек трусики, чтобы создать коллекцию "ТРОФЕЕВ", мы испытываем жалость и отвращение.  А Вы хотите, чтобы я смотрел, как человек присваивает еще "один маленький трофей" культуры, в которой он не удосужился разобраться, - и умилялся?!

Индейцы считают трофеем человеческие скальпы.

Туристы собирают вокруг Парфенона камни, которые завозятся туда ночью грузовиками.

Человек, позирующий на фоне крылатого льва - открывает для себя мир.

Это начало пути. И вопрос только в том, может ли человек увидеть где-то впереди свет.

Нет, дорогой Илья, совсем не согласен.  Это вовсе не начало никакого пути, как благословение молодой пары у Чехова портретом писателя Лажечникова вместо семейной иконы - не благословение, а хохма в квадрате: родители караулят за дверью, выжидая, чтобы напасть на целующихся (хохма Х), но папаша впопыхах хватает не ту "картину" (хохма Х2).  То, что человек глазеет на Парфенон в составе группы, уже указывает на завершение его интеллектуального пути; то, что он снимается на его фоне, моргая бесцветными от солнца веками, как кошмар из "Заратустры", подчеркивает это кровью.  И, честно говоря, в данной ситуации уж лучше унести с собой в качестве трофея "фальшивый" камушек, чем "настоящий" снимок.  "Фальшивый" камушек - уникальнее.

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова, Владимир Генин

Завершение одного пути не всегда, но достаточно часто становится началом чего-то нового.

Обгоревшие от палящего солнца залылки туристов, неестественные улыбки, отрывистые реплики и комментарии в толпе.

Я научился смотреть на них с доброй улыбкой.

Аналогия с саранчой - уникальное, 100% попадание в точку.

Но для меня наблюдение за туристами - давно стало отдельным развлечением. В их лицах я вижу искреннюю неподдельную радость. Радость человека, получившего возможность увидеть это своими глазами. Радость, которую они вряд ли увидят на своих неестественных постановочных фотоальбомах.

И он, может быть, пока не понимает, почему он приехал именно сюда и чем эта груда камней значительней аналогичной, только в сотне километров отсюда.

Но он сделал свой небольшой шаг к познанию мира. Он счастлив в эти минуты, как бы трогательно ни выглядели - все эти портреты на фоне "крылатых львов" и колонн.

Я всегда делаю парочку таких снимков for the records. Может быть даже больше для стеба, но я считаю их крайне важными.

Это мост, облегчающий восприятие. Или открывающиеся врата. Ведь ни что не мешает показать людям, что наблюдать за этим миром можно и под другим углом. Что он много ярче и красочней миллиона однобоких портретов "без эмоций".

Ведь очень часто для этого понимания нужен лишь шаг. 

А не увесистая уничижающая туристическое достоинство оплеуха :-)

Андрей прав, Илья:  это просто более легальный способ написать на памятнике "здесь был Вася"

"Здесь был Вася" - презумпциозно, но я видел и "Здесь был Байрон".  Пишущий хочет прославить камень.  Он вандал, но он личность, и он - дерзнул.  Фоткающийся же - сдался, сдался как индивид, класс, раса, народ, человечество. Он хочет, чтобы камень прославил его.

Получают фотку "на память", в ожидании танковой колонны, снимаясь на площади Святого Петра, думая , что находятся на Тень Ань Мэнь!

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова

Какой сердитый мальчик! Наверное генералом будет!:)

Эту реплику поддерживают: Дарья Акимова

Не знаю почему, не переношу слово -фоткаться, а может  "фоткающийся " думает, что  мир принадлежит ему?

Прекрасно, что не переносите, Сергей.  Это все gn* за кулисами действует!

Дорогой Андрей,

с автором данной статьи так приятно соглашаться, - что я уж и не чаяла найти повод не согласиться. Вот ужо наконец и поспорим немножко. Я ниже уже призвала "милость к олухам", - в отличие от охлоса. Сейчас и в защиту охлоса напишу. Не столь важно, как отнесся бы к эпиграфу "на фоне Пушкина" Окуджава - важно, как отнесся бы к этому снимающемуся семейству Пушкин - по "Памятнику" скорее кажется, что ему б понравилось. Когда тунгус с женой, и друг степей с кумысом, и вот все они пришли к Пушкину А.С. каменному, и цветы возложили, и на его фоне сфотографировались. Чего ж неприятного-то для Пушкина, он славу любил любую.

Камень нас, грешных, до некоторой степени действительно прославляет. Эта мысль, наверное, нуждается в отдельном доказательстве, и тут правда есть эволюция отношения к камню (памятнику, ушедшей эпохе).

Вот архитектура: современники Палладио  точно считали виллы Палладио более удобными, чем средневековые замки. Современников наших довольно трудно убедить в том, что в хрущобе жить лучше, чем в "старом" (хоть XVI век, хоть XIX) доме с пятиметровыми потолками, и даже новое роскошное жилье в основном - имитация классики. "Там" приятнее, а сделать "современное" лучшим, чем то, что было "там", - не получилось. Не старались, старались, да не так, - отдельный революционный вопрос. Главное - результат: примазываемся.

Но как можно не желать "примазываться" к Мазаччо - я не очень хорошо понимаю. Это ведь показатель чего-то очень важного, жалобного и тревожного: неприкаянные люди стоят в очереди в музей, и жарко, и дети ноют, и сувениры не все куплены, а в музее всего-навсего висит "несовременная" классика, и там душно, и мороженого нет. А люди животом, инстинктом (да, пусть и стадным - стадо всегда на водопой идет, а не в безводные степи), что надо пойти именно туда, и там пошататься зачем-то. Они не понимают увиденного, они бегут, они на кнопочки жмут - но им "туда" надо. Потому что без "того" - страшно, совсем страшно на свете. Процесс творения у человека действительно отнят, - но что будет с ним, если отнять у него еще и память о том, что кто-то когда-то творил, и это был - прародитель?

Нет никакого способа увидеть Парфенон или Капеллу Медичи - помимо одного: в толпе. Лучше туда тогда вообще не ходить? Нет, нет, и нет, надо ходить. Сходивший на Агору не станет Поликлетом, - но, может, он узнает, что "здесь был Поликлет".

А иначе придет день, когда окажется, что никакого Поликлета на свете не было.

Дорогая Дарья, фотография должна быть просто-напросто запрещена в музеях, в библиотеках, в театрах, в концертных залах, в церквах, в синагогах и мечетях, и т. п.  В лавках -киосках при учреждении должны продаваться открытки и книги, где соответствующие достопримечательности проиллюстрированы.  Вот и все.  Все несогласные пошли к черту.  Охранникам отнимать фотоаппараты, при этом больно толкаясь, и продавать их на черном рынке, а деньги использовать в свое удовольствие.

ПС Именно такую политику, минус побои, умный Аль Файед вел в Хэрродз относительно рюкзаков, а Хэрриз Бар в Венеции - относительно мужских шортиков и кедов.

Разбей фотокамеру - освободи искусство!

отнимать фотоаппараты в музеях

Дорогие Друзья, 

ну просто "То, что человек глазеет на Парфенон в составе группы, уже указывает на завершение его интеллектуального пути", - вот с этим не соглашусь, с этим и спорила.

А стукнуть по голове американскую туристку, которая фотографируется со вспышкой на фоне не защищенной стеклом фрески XIV века, - это да, это очень хочется - и очень часто. И позвать охранника на помощь. Только они ж нейдут - попробуй дозовись в Лувре, даже с криками "Караул, произведение убивают!"...

При соблюдении условия с музейными лавками-киосками (чтобы были обеспечены репродукциями ВСЕХ работ музея) - да, согласна со сравнительно честным способом отъема денег у обеспеченного фотоаппаратами населения. Только ж не соблюдается условие!

Существующие сегодня фотолавки музеев - ярчайший пример отвратительной, откровенно навязываемой стандартизации вкусов, товарищи! Вот он, настоящий фото-заговор! В лавках есть "набор" того, что ПРИНЯТО любить в конкретном музее. И ничего более. Того, что ВАМ надо, там нет. Никогда, или почти никогда. Или максимум - одна черно-белая репродукция в альбоме за 70 евро, весом в пять кило. Это я серьезно. 

Так что многие знакомые мне небогатые, но мудрые отечественные искусствоведы запирают на ключ собственную болезненную щепетильность - и снимают, и честь им за это и хвала. Они это, естественно, не для заработка делают, и никуда они свою фотографию поместить не смогут: право на изображение принадлежит музею. Но записать в блокнотик (зарисовать) все необходимое, стоя перед нужным, любимым, зачастую - мало где воспроизведенным "объектом исследования" (дабы потом анализировать детали в некоторой статье), довольно трудно. Даже если приходишь десять раз. Даже если стоишь часами. Хорошо, когда занимаешься Ренессансом, тут  фотодокумент в чести. А вот если Средним Царством?

ps: естественно, вспышками не пользуемся

Дорогая Дарья, конечно же, запрещая фотографию в залах, музеи должны принять на себя обязательство напечатать, по запросу посетителя и по разумной цене, репродукцию любой работы в их коллекциях и хранилищах.  Если они получают государственную поддержку, государство должно обязать их к этому по закону. 

Спасибо,Андрей,какое же это удовольствие читать Вас...

Да нет, Артур, это как всегда Вам спасибо. Напишу Вам по email.

"Вау, отличный кадр, ханни"!

Дорогой Андрей! Пришла пятница, и мы все у компьютеров. Но сегодня мой фотографический симпато-энтузиазм резко поуменьшился, потому что внимание переключилось с "просто фотографии" на утомительно-массово фотографирующих людей. Никогда не забуду японку на берегу Женевского озера в так любимом нами с Константином Солодовым Монтрё. Она прилаживала свой фотоаппарат на штативе около мирно сидевшего на берегу лебедя. Бегала от него к фотоаппарату раз десять. Определилась с кадром, подскочила к лебедю, легла рядом с ним, выдохнула и нажала на крючок. "Птичка вылетела", и утомившая нас суетной беготнёй японская девушка понеслась дальше искать правильную натуру. Лебедь так и остался лежать на берегу, мы с ним переглянулись и занялись снова созерцанием страшной, затягивающей красоты волшебного озера.

Спасибо Вам за чарующий, глубокий и страшно красивый текст, а Гусову - за то, что своей "Саранчой" подвигнул Вас обратить свой взгляд в эту сторону.

Хорошего Вам самочувствия!!!:)

Эту реплику поддерживают: Саша Гусов

Елена," по долгу службы", мне неоднократно приходилось наблюдать описанное Вами действо!

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова, Максим Кантор

Браво, Гусов! Это как литография Домье! Вот и ругайте фотографию, когда она сама из себя делает искусство. Я вообще-то фотографию плохо переношу. А шедевры - хорошо. Это как раз шедевр. И спорить нечего.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Представляю, как для Вас это всё умилительно, Гусов!:)
Спасибо, Елена!

Вполне возможно, что японская девушка побежала разучивать Моцарта. С 9 до 1 у нее фотографирование лебедей на швейцарских озерах; с 3 до 8 Моцарт; а с 9 до 11 - писание масляными красками произведений Пикассо, Айвазовского и Кранаха старшего.

Эту реплику поддерживают: Елена Пыльцова

когда японца спрашивают, где он провел лето, тот отвечает: не знаю, еще не проявлял!

Эту реплику поддерживают: Марго Сьюрсен, Елена Пыльцова

Константин, Набокова обязательно возьмём!:))))))))

Илья Шершнев Комментарий удален

Красота :-)

Обязательно куплю

Спасибо. Вот, в таком случае, еще пара фотографий саранчи или вернее, того, за чем она охотится и что пожирает!

Эту реплику поддерживают: Илья Шершнев

"прогуливающимся по истине"

замечательная препарация перипатетиков, Андрей!

а "пятилетний план" -  наверное это, по Наврозову, слегка перезревшая травка?

На память пришла строчка из анекдота: Хаарощий у Вас план, тааварищь Зжюкав...
Сейчас уже появился слоган: "План Путина" - кури сейчас, плати потом!

Эту реплику поддерживают: Дарья Акимова

Жители одной латиноамериканской страны, уже ударили по планам Путина названием своего вулкана! Припоминаешь?
Андрей, пора нам основать новое философское течение: АГНУСТИЦИЗМ!

Андрюша, спасибо - твоя статья и есть подлинный опиум, то есть, снимает боль бытия - а именно это и сказал Маркс о религии, продолжив это предложение так: "опиум для народа... вздох угнетенной твари".

Это же совсем недурно - дать угнетенной твари вздохнуть. В помянутой тобой Animal Farm коню Боксеру именно что не дают вздохнуть - вот он и дохнет. А искусство, религия и опиум облегчают наше пребывание в подлунном мире, сам знаешь.

До какой же степени фотография этого самого вздоха не дает - до какой степени Иоанн Безземельный неубедителен на троне Ричарда Львиное Сердце - про это и написан печальный рассказ.

Эту реплику поддерживают: Анастасия Малявко

Максим, а если эта "саранча" казнь египетская насланная  на культуру, и кого надо выпустить? Уподоблять людей саранче- гордыня великая.

«Ты пышных Медичей тревожишь,

Ты топчешь лилии свои,

Но воскресить себя не можешь

В пыли торговой толчеи!»

Строчки Блока о Флоренции 100 лет тому назад. Интересно, что бы он написал в 2010ом.

Эту реплику поддерживают: Анастасия Малявко

Костя, выздоровлю - перечитаю всего Блока заново, записные книжки, статьи, все.  Я его помню и люблю, но не как мой папа, который помнит каждую строчку.

Так держать, Андрей! Улечься отдохнуть под конем -  это поступок. И если ты и откинешь, то только всяческие костыли - за ненадобностью!

Под копытами, под копытами. Конь на человека не наступит.

Из жизни насекомых...

http://www.snob.ru/profile/blog/9351

Мария Ваняшина Комментарий удален

Мария, скажу прямо, я не согласен с рассуждениями Андреея Наврозова. В силу недостаточной моей образованности смысл эссе я до конца не уловил, эпитеты, которыми описаны люди вообще и  люди с фотоаппаратами в частности мне кажутся не очень удачными в силу эпатажности, вместе с тем написано настолько изящно, что вступать в полемику с мастером не очень хочется. Мне лучше с Гусовым о дури, чем с Наврозовым о литературе:)

P.S. В начале эссе я уловил сравнение фотографов и прочих туристов-культурных бездарей именно с насекомыми, с вредителями. Поэтому и ссылку в этой ленте озаглавил именно в контексте авторского замысла.

Максим, насекомые - существа не бескрылые!

Саранча особенно крылата. Просто ужас, как крылата!

:)))

Возможно, что именно эта окрыленность и подсказала Гусову название для альбома!

„Будь у меня крылья, — думала змея, — я бы ползала еще быстрее!“ Станислав Ежи Лец

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

Снимок, который не стал обложкой книги (политразногласия с издательством, упомянутые Андреем)

Собор Св. Петра. Рим 2006

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов, Мария Ваняшина

Хороший снимок! Особенно для обложки. Тем более с названием удивительное созвучие!

Политика, говорят, грязное дело. Да и тираж им же продавать, вот пусть сами и решают.

Удивительно, но очень часто фотографы - локустники пользуются головами своих возюбленных, которые заменяют им штативы!

Фотография... она объединяет и сближает!

Некоторые, правда, своими руками справляются, без возлюбленной...

Эту реплику поддерживают: Саша Гусов

Насекомые вообще легко сближаются, как друг с другом (Have a nice day),так и с пищей (And now it's Miller Time).

Так и жили бы насекомые в мире и согласии, но вдруг появились птицы. Орлы и зяблики!

жель, без выдвижной телескопической шеи!

потрясающе. Саша! с какой жалостью они на него смотрят!

Иногда зазевавшаяся саранча становится мишеню для местных аборигенов....и тогда с нее срывают крылья!

Лондон 2007

в кедах - в музей! а еще интеллигентом назвался...

Мария Ваняшина Комментарий удален

Мария Ваняшина Комментарий удален

Непременно поясню: У Виктора Пелевина довольно много произведений, так вот одному человеку нравится "Жизнь насекомых", другому - "Священная книга оборотня".

Так много всего интересного. На что именно надо обратить внимание?

В жизни конечно вское бывало:)))

Эту реплику поддерживают: Мария Ваняшина

Максим, похоже, Вы допустили ужасную. непоправимую ошибку! Вы сослались, видимо, на САВОЙ блог, поместив

Из жизни насекомых... http://www.snob.ru/profile/blog/

Но при таком линке у каждого открывается СВОЙ блог!

 и я первая попалась на эту удочку, но, согласитесь, Владимир, в контексте жизни насекомых мне это показалось как минимум странным:)

Прошу прощения за своих насекомых.

Так надеюсь будет точнее:

http://www.snob.ru/profile/blog/9351

Ну что Вы, Максим! С Вашими насекомыми просто оплошность случилась, а мои волки с псами тут же бросились их кусать - это я извиняюсь за своих:)

Вот закончу с делами и рассмотрю Ваших крылатых!

Э-э-э, так в чем ошибка? Я выложил фотографии "насекомых" (в редакции Андрея Наврозова) в свой блог и дал на него ссылку под заголовком "из жизни насекомых".

Что то не то открывается?

Максим, при таком линке у каждого из нас открывается свой собственный блог!

поэтому каждый из нас мог принять упоминание насекомых на свой счет!

М-да, неловко получилось...

Вот так точнее: http://www.snob.ru/profile/blog/9351

Максим! Обратите внимание на ссылки, которые даете! А то у некоторых слишком чувствительных особ давление начинает плясать:) Поставьте ссылку на свой блог, и я заберу всех псов и волков обратно:) 

Да ладно, оставляйте, я их уже прикормил!

Сейчас разберусь с линками)))

Великолепно, Андрей! Стремление к познанию и свободе сродни наркотику, но кажется, "саранчу" совсем не разум стимулирует, а его отсутствие или подмена индивидуального разума массовым. Так называемый эффект толпы, когда сознательные личности исчезают и возникает стадо. Т.е. муж-индивидуальность любит свою жену-индивидуальность, но поддавшись массовому разуму, они покупают путевку в Венецию, и, оказавшись на площади Св. Марка предаются всеобщему фотографированию, становясь частью толпы. Все войны, режимы, революции происходят из-за этой человеческой способности к коллективной мимикрии, и только великие произведения искусства и открытия в науке создавались индивидуальностями. Но сегодня фотография, как и многие другие глобальные технические средства, отбирает у искусства самое важное - его уникальность

Сестры Психеи

Именно, Мария, потому что, раз увидев "искусство" в таком утилитарно-безжалостно-олхократическом свете, - как Психея, подзуженная сестричками, увидела Эроса, - человечество теряет само понятие, восприятие, идею искусства. 

Владимир Генин Комментарий удален

Охлос царя земного

Спасибо за статью, Андрей!

Ничего, если я тоже - немножко про лингвистику? Мне всегда интересным казалось созвучие слов "лох", "олух" и "охлос", а тут выяснилось, что я не одна такая.

Сам по себе каждый отдельный конкретный олух с фотокамерой ничем не плох; олух, то есть простак,  - главный герой народной сказки. Он сеет, пашет, жнет ,пусть даже счетоводит - и даже фотографируется с женой на память. Это скорее умилительно; пусть правнучка посмотрит на свою счастливую китайскую бабушку на фоне гор (или даже, чем черт не шутит: да, в Венеции бабушка побывала, и ножки у нее были вон какие стройные; молодец). Олух - божественная простота, и олуху принадлежит царствие небесное, потому что в земном царстве, кроме трех обтрепанных бабушкиных фотографий, у него и нет никакого имущества, и не было никогда, даже если ему кажется по-другому. Старая фотоподборка в бедном доме у меня вызывает приступ нежности.  Это - как зов: "помни, что ты человек". Применительно к фотографии: уровень "олуха" - это "семейный альбом", маленькая партикулярная летопись, где никого (ни зрителя, ни персонажа) не интересует ни "присвоение культуры", ни "художественная ценность снимка",  - а только вечно уходящие в темноту образы близких. А до фотографии - отпечаток ладошки на стене. Фон и я.

Когда олух старается "двух генералов прокормить", - это уже, простите за жаргонизм, "лох": обманутый мошенническим социумом. Или просто: солдат ("лох" - это ведь еще и воинский отряд, если не ошибаюсь, греческий). На уровне "лоха", то есть множества славных олухов, объединенных общественной иерархией и убаюканных ею, и возникает раздражение к фотографии. Стройный отряд лохов, марширующих через Венецию и вооруженный фототехникой - это уже из разряда "А в Европу мы ездим на танке". Никого не злит Очень Одинокий Китаец с фотоаппаратом - раздражает Коллективный Фотокитаец, потребляющий культуру. Мы в фоне.

Однако же это ведь еще не саранча поедающая. Саранча - это "третий фотоуровень", уровень охлоса, когда группа превращается в толпу; когда китаец в толпе становится неотличим от точно такого же немца в таких же шортах, когда ощущение "мы", сближавшее солдат лоха в строю (мы - покорители чуждых культур, мы - единство, мы - именно китайские туристы), растворяется в стандартном для всех рефлексе. Тут уже нет ни "я", ни "мы", ни "фона", - а есть Кнопка Нажимаемая: как метафора всех прочих кнопок, управляющих жизнями олухов. Это уже не про фотографию совсем, а про коллективный разум. Ферму зверей. Охлос царей земных.

У меня только одна надежда: из множества тех, кто принадлежит Царю Небесному, нельзя навсегда слепить тех, кто принадлежит известно кому. Рассыплется. Однажды Кнопка не сработает.

Прошу прощения у автора замечательной статьи за свой сумбур вместо музыки.

Турпоездка Раджистан - Европа. С песнями и ветерком! Заря автомобилизма!

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

По крайней мере, на их лицах не написно такого страдания, как у этой европейской бедняжки!

Петра 2008

Эту реплику поддерживают: Валерия Выгодная, Максим Цыганов

Цыгане шумную толпою...

Товарищ Даша, эти "три источника, три составные части"  уровня фотодеградации звучат очень убедительно!  Никакого сумбура и никаких змей формализма -  чистая музыка! 

Спасибо за высокую оценку моей партийной работы, товарищи! Свято чту заветы Трех Основоположников!

Спасибо, Дарья. Это здорово сказано.

Андрей Наврозов Комментарий удален

Милая Дарья!  Цитирую: "семейный альбом", маленькая партикулярная летопись, где никого (ни зрителя, ни персонажа) не интересует ни "присвоение культуры", ни "художественная ценность снимка",  - а только вечно уходящие в темноту образы близких.

Об этом, увы, в следующую пятницу.  Да, как это не ужасно, о фотографии будет еще одна колонка, на этот раз - торжественно обещаю - последняя.  Но без внимания к "партикулярной летописи" тему не закончить...

Кстати, замечаю Ваши акценты: "СТАРАЯ фотоподборка в БЕДНОМ доме..."  Да. это так. Задумаемся.

про акценты

Андрей, доброе утро! 

ну вот я и попалась - да не совсем.

Ну да, дома "старого" и "бедного".

Про "старый": будут ли наши правнуки умиляться нашим фотоопусам - большой вопрос (см. обсуждение блога Вл. Генина про "Москва-1908).Но это архиважный аспект, товарищи! Вот Вы нам скоро все-все про это расскажете, Андрей! Ждем!!!

Про "бедный": фотография - столь массовое явление теперь, что попросту не может служить для определения богатства. Если нечто (фотоаппарат) есть у всех, - он, мне кажется, не может служить мерилом общественного благосостояния. Примерно так, как наличие последнего клубня пророщенной картошки в дырявом мешке не могло служить определением богатства дома в том же 1908 году (блокадный Ленинград для сравнения не беру, все-таки у нас не блокада). 

У богатого мира - другие игрушки, и вот они-то действительно дорогие, и их действительно мало, и за них идет драка. Звериный оскал богатой планеты определяет не кэноновская "мыльница", - но стометровая яхта.

Сейчас, вот сейчас я договорюсь до того, что доступный фотоаппарат придуман Преступным Заговором Мирового Зла, чтобы одурманить бедноту фальшивым чувством возросшего благосостояния.

Андрей Наврозов Комментарий удален

Андрей Наврозов Комментарий удален

Андрей Наврозов Комментарий удален

Андрей Наврозов Комментарий удален

Андрей Наврозов Комментарий удален

Андрей Наврозов Комментарий удален

Бей насекомых - спасай искусство!

Генин - волшебник! Я поражен твоим мастерским владением филигранной техникой фальсификации и подлога!

не издевайся! фальсификацией я занимаюсь только как любитель.

к тому же, я забыл вставить еще одно изображение внутрь картины.

Эту реплику поддерживают: Максим Цыганов

Все равно здорово получилось. Впрочем еще не поздно)))

Платон, был плохим учеником Сократа и совсем уж плохим учителем Аристотеля. Полагаю, Аристотель пал жертвой игры в испорченный телефон. Истины Сократа, переданные Аристотелю через Платона, приобрели именно то значение, которое и вооружило пресловутый охлос фотоаппаратами и иными приспособлениями по удовлетворению животного стремления к бессмысленному рвачеству. Странно видеть этих людей в одном списке. Охлос всегда стремится изжить из себя сократов и вознести на вершину аристотелей. Вы пишете про «искушение премудростью» так, будто существует только одна премудрость, но премудрость Сократа и премудрость Аристотеля – «две большие разницы», схожие лишь тем, что одинаково охлосом не понимаются. Но интуитивно охлос всегда с Аристотелем, потому что чует, что где-то на этом пути его ожидает фотоаппарат, а по пути с Сократом его ожидает смерть и только смерть: охлос и индивидуум несовместимы.

Рад, что язвительность не покидает Вас. Это добрый знак.

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов

Александр, ну что же делать, это такая традиция - Киркегор помиловал Сократа, Ницше помиловал, а мы с Вами что, изверги?  Относительно Аристотеля согласен на 100%.  Духовный отец компьютера.

Андрей, ну пошто накинулись на бедных туристов? Фотографируются они, потому что память человеческая коротка и дырява, а фотографируют льва, потому что без льва и не вспомнят потом где дело было. Фотография жены и льва это просто костыли для мозга, через 20 лет посмотрит и вспомнит смутно какая была жена и какая была Венеция.

А что до "опиума", то чем же как не знанием развлекаться бедному человеку отягощённому сознанием? Одного корня (поля то-есть) ягоды, с того самого дерева. Созерцание индивидуального тоже хорошее времяпрепровождение, но ведь одно другому не мешает? Да и мог ли Платон придумать мир идеальных форм не созерцая форм индивидуальных? А уж Аристотель-классификатор был исключительно одарённым созерцателем индивидуального, и это ничуть не мешало ему быть Аристотелем-анализатором.

Юрий, без памяти они все равно не вспомнят, а с памятью и фотоаппарата не надо. (Вы прекрасно понимаете, что мы здесь работаем на преувеличениях.  Но в этом и кайф.)

"...без памяти они все равно не вспомнят, а с памятью и фотоаппарата не надо."

Да, это как раз то, что мне всегда мешало фотографировать в поездках что-то просто красивое. Либо застревает в памяти, либо нет. Фотографии тут не помогут.

Если, конечно, фотографией не заниматься целенаправленно. Но тут и поездки необязательны.

Более того, увлечённое фотографирование ухудшает память. Начав путешествовать, я сначала все поездки серьёзно "документировал" на фото и видео. Монтировал кино и тому подобное. Потом понял, что процесс созерцания я заменяю процессом поиска наилучшего ракурса и сюжета и многое просто не замечаю или сразу же забываю. Короче, получается или кино или путешествие. Теперь вообще ничего не фотографирую, даже детей, только созерцаю. Жизнь коротка. Фотографией детей жена занимается :-).

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Саша Копов

У меня процесс шел в обратном направлении.

(мой папа - фотограф, поэтому было так: ванная - это место с красным фонарем; "кто выкинул плесневелую бутылку с проявителем?!"; "что за милые у вас прозрачные шторки на окнах полосочками"; ну и т.д.).

Аллергия на фотографию была тяжелая и долгая.

А теперь вот жалею, что нет снимков за много лет. Хоть одним глазком посмотреть бы туда!

Фотография может стать машиной времени -  нужно только, чтобы оно прошло... без фотографий.

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов

А жуки рогатые, Мужики богатые, Шапочками машут, С бабочками пляшут. Тара-ра, тара-ра, Заплясала мошкара. Веселится народ

Андрей, спасибо за обещанное в прошлую пятницу "разоблачение фотоискусства"!

Текст замечательный!

PS: "Наш же мир, эпохально кайфующий от собственной мудрости, напоминает скорее кадр из «Лица со шрамом», где герой ныряет в кокаин мордой вперед, как в корыто." -- все таки философ -- это призвание))

Спасибо, Анастасия!  А в СЛЕДУЮЩУЮ пятницу - еще один, последний довесок к теме.  Надеюсь, все вместе они будут лучше, чем по отдельности.

Думаю, как назвать третью часть?  Мертвопись > Охлография > ?  Что посоветуете?  Фотомафия?

название

Андрей,

если первая часть фотоэпопеи ассоциативно связывалась с живописью, если название второй части содержит сопоставление с графикой (черно-белая саранча; кстати, обратите внимание, друзья: здесь гораздо меньше цветных фотографий комментаторов!), то третья, уж наверное, должна ассоциироваться с кино. 

какой-нибудь "метр"?

Есть "полный метр", есть "арифмометр", - должен же быть какой-нибудь полный и окончательный "метр", измеряющий уровень того самого GN?

Эту реплику поддерживают: Андрей Наврозов, Саша Гусов

Подумаем, Даша, как только медсестры выключат верхний свет.

Андрюша, дорогой, если у тебя на ноутбуке есть хоть какой-то звук. послушай для придания сил вот это - 

Такого я еще не слышал! убит наповал...

Ну уж нет! В остроте слога (и слова) мне с Вами тягаться не под силу :)

Анастасия, но острота - не единственный критерий, верно же?  Мы же не шилами меряемся!  Может, у меня острее шило, а у Вас - Пасхальное яичко наряднее.  Или у меня новые грабли, а у Вас - новый черепаховый гребешок для волос.  Так что все это в высшей степени неопределенно.

Эту реплику поддерживают: Анастасия Малявко

Анастасия Малявко Комментарий удален

Сергей, а почему "фотожаба"?  Не забывайте, я на морфии, ничего не соображаю.

Фотожаба- вроде так называют результат работы с фотошопом, фотомонтаж. Жаба-сильномогучее существо, давит очень много народу. Собственно действует через скупость, жадность. Андрей, помню, что Вам приносит облегчение.

Пора вывести Наврозова на чистую воду или "все мы здесь немного преувеличиваем" :)

Товарищ, будь бдителен! Кто это нам про охлос и саранчу всякую?

Сначала приехал автор в самый туристический город мира. Мало того, решил там поселиться. Вместо того, чтобы блеснуть своей фотогеничностью в районе Джудекка или, скажем, на островке Пелестрина, наш Диоген, вылезший из бочки, прет в самую гущу на Сан Марко. И этого ему оказалось мало, решил отстоять очередь среди обличаемой им же толпы и влезть чуть выше обычной саранчи, чтобы помахать сверху своими крылышками как с трибуны мавзолея.

Ну конечно, в оправдание написано, что решился автор на общение с прекрасным исключительно чуть было не на рассвете, чтобы не смешаться с вандалами с фотоаппаратами. Как же, так мы и поверили, что Сан Марко работает в две смены: рано утром для интеллектуалов и после 10.00 для саранчи. Интересно, а цена билетика отличается, в зависимости от смены?

Маловероятно, что вообще в столь ранний час, когда насекомые еще спят, поэты уже кокетничают со своими музами. Тем, кто наивно готов сделать сие дерзкое предположение, рекомендую обратить внимание на ракурс  тени от колокольни. Направление тени на север-северовосток (алтарь в восточной стороне, выход на площадь на запад), значит действие происходит после полудня.

Не поддавайся, товарищ, на провокации !

и немного серьезного

Дорогой Андрей, рад, что заказанная мной ранее острота и желчь в полной мере окрасили саранчевую тему. Ярко, образно, глубоко, хотя и грустно, как и в других твоих последних работах.

Скорейшего тебе полного возвращения в строй !

В переписке с Ириной Яннуччи говорили о тебе. Она передавала привет и пожелания выздоровления. :)

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Присоединяюсь к пожеланиям скорейшего выздоровления!