Пишут ли ваши дети бумажные письма?

И нужно ли их заставлять писать от руки, если они предпочитают электронное общение

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Британский опрос показал, что за прошедший год пятая часть детей в возрасте от 7 до 14 лет не написали ни одного бумажного письма. Сью Палмер, автор книги «Токсичное детство», говорит газете The Guardian, что письма от руки гораздо более личные, чем электронная почта, но cовременные дети теряют этот базовый навык: «Если мы заботимся о реальных связях, мы должны вкладываться в реальную коммуникацию, а не только в короткие поздравительные открытки, тексты или электронные письма. Более того, если мы заботимся о культуре мышления, мы должны поощрять наших детей тратить время и энергию, чтобы учиться письму».

Время — главная проблема: бумага и чернила ассоциируются с теми неторопливыми временами, когда не было глагола «эсэмэсить», зато были почтовые ямщики, с их бубенцами и «чу!». Бывшие ученики советских школ вспомнят еще, наверное, «друзей по переписке», с которыми решительно нечего было обсуждать, кроме собственно географии. Тогда для этого было время.

Моя дочь периодически ходит на почту с какими-то тайными конвертами и бандеролями — переписывается с подружкой из соседнего района Москвы. Отправит, а потом бежит к компьютеру сообщать. Подозреваю, им нравится сам факт, что в эпоху электронных покупок и виртуального обучения все еще можно передать другому физический объект. Правда, письма внутри конвертов распечатаны на принтере.

И вот меня мучает вопрос: должны ли мы под воздействием ностальгии влиять на образ жизни детей и насильственно отрывать их от компьютеров? И как именно скажется отсутствие постоянной практики писать бумажные письма на будущей культуре мышления?

Голосование

Нужно ли заставлять детей писать на бумаге?

  • 10
  • 18
28 голосов

 

Комментировать Всего 26 комментариев

Моя дочь пишет живые письма.

Часто мне, мужу, бабушке, сестре, одноклассникам. Еще рисует и подписывает открытки. И я не вижу проблемы в том, что она пишет электронные послания. Мне кажется, должно быть и так, и эдак.

Эту реплику поддерживают: Анастасия Пожидаева

сейчас пока сказать ничего не могу, ибо пока своих детей нет ))

Думаю, заставлять что-то делать никогда не нужно. Если человек хочет что-то сделать, то он всегда сделает, если не хочет –– заставлять нет смысла. Нужно просто прививать: показывать, рассказывать, помогать в чем-то, заинтересовать, сделать любимым делом жизни и прочее. 

В данном случае можно провести аналогию: книга и компьютер. 

заставлять писать бумажные письма -  это утопия. Особенно, когда работа обычной  почты дает больше сбоев, чем электронной.  Достаточно того,  что дети будут понимать, что письмо - может быть формой общения.  Мне кажется полезно рассказать ребенку, что одно письмо бывает более ценным, чем 100 SMS.   А вот бумажное оно или электронное - это уже не так важно. В моем почтовом ящике уже давно только реклама, счета, письма из налоговой и рекламные письма магазинов, где я по неосторожност оставляла свой адрес.

...не смог ответить в опросе ни так ни эдак...Скорее всего такого ответа однозначного просто нет.Я сам нередко встаю в тупик,когда нужно от руки что-то заполнить или написать,рука практически не слушается. Хотя скорее я склонен ответить утвердительно,тут задействована мелкая моторика,которая просто необходима для развития детского мозга(если я ничего не путаю) С другой стороны в Японии,безусловно для меня авторитетная страна в культурном отношении,очень трепетно относятся к Shodo - искусству каллиграфии,работы каллиграфистов ценятся как произведения больших художников,не спроста это,ребята,ох неспроста:-))

Каллиграфия - да! Но вообще-то ей можно заниматься для удовольствия и развития мозга независимо от писания писем.

согласен,но каллиграфия,как искусство,отнюдь не продукт фтыкания на клаве,а навык обретенный в процессе письма:-))

интересный вопрос...)

знаете самое страшное, что мне передалось от компьютера это следующее:  пишу от руки, и тут раз.. слово.. засомневался как написать.. пишу дальше и думаю... : "почему же оно красной чертой то не подчеркнулось?..." а потом вспоминаешь, что это только в ворде..)

На мышление это, скорее всего, скажется. Ведь на обычной бумаге можно передать не только слова.. По почерку многое сказать можно... Даже наверное, какие-то эмоции..

а вот в электронных письмах по  Arial ничего не скажешь..

а детей от компьютера отрывать надо, чтобы просто не засиживались. реальность она важнее!

Побольше спорта детям, общения в живую с другими сверстниками.)

Насчет спорта согласна. А вот "общение вживую" - с ним та же проблема. Если дети общаются виртуально, что делать - заставлять ехать и общаться реально?

Это часто слышишь такие истории

Молодая мама: "Вот сын весь день сидит за компьютером играет, общается виртуально, отправила его гулять (практически выгнала на улицу), он пошел к другу и там занимается тем же самым... Как с ним быть? Что делать?"...

Даже если он будет на тренировках общаться с ребятами уже хорошо) На лето в деревню к бабушке отправлять его;) в лагерь) там можно почувствовать вкус общения.

Заставлять ребенка что-то делать, считаю не самый лучший способ воспитания. Надо, наверное попытаться объяснить, и с ранних лет не давать свободного и безлимитного доступа к компьютеру.\

Да и знаете компьютер ребенку в школе нужен бывает серьезно только в классе 10-11 (если он занимается программированием), а так небольшие рефераты, которые дают учителя не должны занимать каждодневные посиделки за компьютером часами..

А еще, у меня с сестренкой была в школе такая проблема (в 5 классе она была), как - то дома сломался принтер, и она написала небольшой доклад (пару страниц буквально) ручками , и на следующий день принесла его обратно. Учительница сказала, что нужно сдавать только в печатном варианте.. И это нормально?!.. Почему не принять рукописный вариант, ведь ребенок старался писал, понял о чем писал...

Почему преподавателю самому не давать детям статьи из Научно-Популярных журналов и не обсуждать их, пусть ученики и выходят и рассказывают их...\

Вот скажите какой детям толк от тупо скаченных с интернета рефератов (даже в 8-9 классе) они ведь даже не читают их. Тут не навыки выступать перед аудиторией не развиваются, т.к. дети выходят и читают (первый раз) перед классом, и ничего нового не узнают.

Что-то я уже немного от темы отошел... Извиняюсь.. Меня это тоже просто волнует..\)

...более того,в письме от руки постоянно пытаюсь сорвацца на Великий Албанский:-))

Эту реплику поддерживают: Артур Евстефеев

когда меня не бывает дома, моя дочка пишет мне чудесные маленькие записки и вешает на видное место.   приехать и увидеть маленькое чудо очень трогательно.  она же пишет открытки с длинными поздравлениями - я очень приветствую.

мне кажется, мы со временем утрачиваем умение формулировать мысли, наслаждаясь красотой слога.   это отражается в развитии языков - мы идем по пути упрощения и рационализации.

Тут я могу пересказать теорию, которую мне недавно рассказал Степан Пачиков.

Дело в том, что когда человек держит ручку и пишет (а особенно если он пишет каллиграфически), то используется большое колличество мелких мышц руки, что в свою очередь развивает очень большую часть мозга.

Согласно с теорией Пиаже, ребенок должен пройти четкие, отдельные стадии развития и переход на следующую стадию не возможен без того чтобы пройти предыдущую. Кроме этого существует некоторое окно когда прохождение этой стадии возможно, а потом оно закрывается. Так, например, дети которые не научились говорить до какого-то возраста (дети маугли), уже не научаться говорить никогда. Поэтому если предположить что развитие мелкой моторики связанное с развитием навыков письма это один из таких этапов - упускать его никак нельзя.

А если ответить прямо, то 'Да, мой сын пишет'.

Спасибо, Маша! Я согласна насчет мелких мышц и мозга. Вопрос только в том, каким способом их развивать? Западные школы (судя по новостям) повсеместно вводят каллиграфию в младших классах. В российских она существует издавна. У детей почерк все равно плохой, но и нервы тоже (специфика методов преподавания). Писем они от этого писать не начинают - придя из школы, садятся строчить в форумах или в электронной почте. Есть версия директора школы, в которой учится моя дочь, и она мне очень нравится: давать детям китайскую каллиграфию для развития мозга, а пишут пусть печатными буквами, по-американски. Что Вы думаете?

Версия Вашего директора школы мне тоже нравится, но по-моему там немного другая моторика работает, что наверное не менее полезно.

У меня тоже очень двойственное отношение к каллиграфии именно из за "специфики" преподавания. Заставлять ребенка у которого плохо развита моторика выводить прописи - это может отбить охоту у каждого. В принципе рука должна быть хорошо подготовлена к этим занятиям как мне кажется. Необходимы занятия с "жестким" пластилином, с мелкими детальками, и так далее. Но это все на практике - в жизни у меня так и не получилось пока сына уговорить правильно карандаш держать ;-)

Согласен с Вами, Мария и теорией уважаемого Степана. По той же причине важно ребенка с детства учить кушать палочками.

Заставлять не подходящее слово. Я думаю, что это нужно прививать, показывая зачем это нужно. У меня лично намного лучше получается размышлять с листом и ручкой в руках, чем перед экраном компьютера.

Тоже столкнулся с этим. Чтобы начать думать перед монитором и клавиаторуй, надо еще потренироваться, привыкнуть. Но ручку с бумагой все таки ничто не заменит.

Для Вас - вероятно, не заменит. Но у Ваших детей, возможно, будут другие привычки. Не вижу в этом ничего плохого :)

Эту реплику поддерживают: Евгений Апакидзе

Конечно! Более того, на мой взгляд, сейчас в школьном образовании необходимо многократно увеличивать количество занятий за компьютером. Чем быстрее человек умеет преобразовывать свое мышление в электронный формат, тем успешнее он в этом мире.

ох, это та же история, что и с электронными "читалками". Я вот уже не смогу без бумажной книги, а мы все лет через пять будем спрашивать - ой, что делать, нужны ли ребенку для развития бумажные книги, а то он все читает с экрана. Мне кажется, что ребенку для полноценного развития нужны хорошие учителя и умные родители (и наоборот). А мелкая моторика  - да, хорошо развивается письмом, но ничуть не хуже - лепкой, вырезанием из бумаги, собиранием Лего, занятиями на фортепиано... А я в итоге ненавижу писать от руки ( в жизни не писала писем) и обожаю свой ноутбук, хотя в моем детстве никаких смс и ноутбуков еще не было.

Эту реплику поддерживают: Александр Мансилья-Круз

пишут. Особенно когда что-то получить хотят:)

Им кажется, что бумажное письмо воздействует сильнее, чем словесная просьба. И это правда - проникаешься их усилием - значит им сильно этого хочется и они могут сформулировать "зачем". А старшая пишет по две страницы русского и английского текста примерно через день, когда заставляешб. Я ответил "не нужно заставлять" - просто вопрос такой. Просто я вижу определенный резон в этом - вот и заставляю.

Недавно она(11 лет) стала читать Стругацких, только потому что я заставил ее написать первую страницу рассказа "Как погиб Канг" - теперь прочитает все 12 или сколько их там томов - говорит "красиво написано". Младшая (6 лет) смотрит на старшую и тоже пишет свои сказки - потом гордо показывает, что она может не хуже старшей.

Моя дочка еще только учится писать, и понятно, что делает она это с помощью бумаги, ручки или карандаша - время от времени оставляя простые и забавные сообщения для Мамы, Папы, Деда мороза, бабушек-дедушек и своих друзей. Ей интересно выводить буквы, а потом читать вслух то, что получилось. С компьютером у нас пока отношения более сложные: она может, нажимая клавиши, набрать на экране пару слов, но особого интереса это у нее не вызывает и она возвращается к бумаге с ручкой (полагаю, что искать буквы на клавишах ей утомительнее, чем просто взять и написать букву от руки).

Нужно ли заставлять ребенка писать от руки? Сам для себя отвечаю на этот вопрос так: человек должен уметь формулировать свои мысли письменно. Мы все начинали учиться письму с помощью бумаги и ручки, и вряд ли эта практика изменится в ближайшее время (так же как с появлением электронных книг мы все-таки читали и будем читать обычные книги). Когда ребенок овладел навыком письма, мне кажется, важным не столько заставлять его писать от руки, сколько найти какой-то мотив, который вызовет / сохранит его интерес к письму. Мой опыт: в свое время в первом классе мы начинали писать шариковыми ручками и тем, кто старался писать чисто и красиво, учитель дарил перьевые ручки, на которых было написано "Учись на отлично!" Я с тех самых пор безумно люблю перьевые ручки; пишу любыми, но красиво и с удовольствием пишу именно пером - в ежедневнике, заметки во время встреч, записки домашним и т.д.

Нужно ли заставлять ребенка писать бумажные письма? Мы живем сейчас очень быстро. Скорость жизни определяет скорость общения. Не вижу ничего плохого в том, что мы ежедневно общаемся в электронных письмах - это просто удобно. И дети в этом смысле не исключение - если им так удобно общаться между собой, то зачем заставлять их жить в "неудобном мире"? Полагаю, со временем ребенок сам поймет и сделает выбор когда, зачем, и как писать - в электронном виде или на бумаге

Да, надо играть в письма. Один очень качественный аргумент - там нет клавиши "backspace". И требуется частенько много думать, прежде чем писать. Это тренировка формирования решений.

Эту реплику поддерживают: Гуля Хошмухамедова

Обязательно. Но не заставлять. А обучать. Прививать любовь к этому делу. А кроме писем, не помешают и занятия каллиграфией. Человек должен иметь свой почерк  - и начертательно-письменный, и поведенческий, и мыслительно-созидательный. Слитность и связность этих почерков для одного индивидуума важны также, как и способность ребёнка координировать движения своего опорно-двигательного аппарата. 

.

Я, кстати, мечтаю обзавестись специальным инвентарём для каллиграфических упражнений - стило и коробом с песком. С восторгом завидую аниматорам, владеющих техникой работы, которую демонстрирует Ксения Семёнова и её многочисленные японские коллеги. Я бы детей бы ещё просила не только писать, но и рисовать письма.