В соседней комнате спит человек М. восьми с небольшим лет от роду. Он умеет лазать по деревьям, виртуозно ловит крабов и ныряет «у больших камней». В нашем яхт-клубе он открыл бизнес — рисует яхты и продает хозяевам по 2–3 евро за штуку. Еще он умеет вязать узлы и уже неоднократно выходил в море на катамаране. 

Из пяти человек, с которыми М. учится в одном классе, нет ни одного, который бы не занимался в двух-трех кружках. Английский, французский, фортепьяно, игра на африканском барабане, йога... 

А недавно британская пресса обсуждала, что дети перегружены внеклассными занятиями. «Дети нуждаются в свободном времени — они должны иногда просто скучать», — пишет Сара Эбнер, ведущая родительского блога School Gate. Ее коллега Дженнифер Хоуци из блога Alpha Mummy проводит опрос: «Почему вы водите своего ребенка на занятия?» Лидируют два ответа: «Чтобы предложить ему больше занятий, которые могут ему понравиться» (71,4%); «Потому что это полезно для здоровья или интеллектуального, эмоционального развития» (58,9%). То есть хорошо, если нравится, но в идеале нужно, чтобы с пользой.

Но это речь идет о родителях состоятельных — тех, кто способен оплатить кружки и тренеров, чтобы дети занимались спортом, были ловкими, быстрыми и сообразительными. Их сверстники из семей менее обеспеченных, как показало недавнее исследование, с угрожающей быстротой теряют базисные моторные навыки — такие как умение быстро бегать или ловить и бросать мяч. Большую часть своего времени они проводят перед телевизором, не развиваются физически и жиреют.

150 лет назад было все то же самое. Только наоборот. «Гекльберри делал что хотел, никого не спрашиваясь. В сухую погоду он ночевал на чьем-нибудь крыльце, а если шел дождик, то в пустой бочке; ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, не надо было никого слушаться: захочет — пойдет ловить рыбу или купаться когда вздумает и просидит на реке сколько вздумает; никто не запрещал ему драться; ему можно было гулять до самой поздней ночи; весной он первый выходил на улицу босиком и последний обувался осенью; ему не надо было ни умываться, ни одеваться во все чистое; и ругаться тоже он был мастер. Словом, у этого оборванца было все, что придает жизни цену. Так думали все задерганные, замученные мальчики из приличных семей».

Теперь те качества, что в изобилии присутствовали у «ловкого шпаненка» из детских книг (скорость, умение держать баланс, точность и способность к концентрации) принадлежат замученным мальчикам и девочкам из приличных семей. О чем же теперь мечтают эти дети? Видимо, о том, чтобы сидеть перед телевизором.