Нелли Шульман /

Гек Финн стал хорошим мальчиком

Быстроту и ловкость беспризорников конца XIX века сегодня наследуют дети из состоятельных семей

Иллюстрация из книги Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", 1885 год
Иллюстрация из книги Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", 1885 год
+T -
Поделиться:

В соседней комнате спит человек М. восьми с небольшим лет от роду. Он умеет лазать по деревьям, виртуозно ловит крабов и ныряет «у больших камней». В нашем яхт-клубе он открыл бизнес — рисует яхты и продает хозяевам по 2–3 евро за штуку. Еще он умеет вязать узлы и уже неоднократно выходил в море на катамаране. 

Из пяти человек, с которыми М. учится в одном классе, нет ни одного, который бы не занимался в двух-трех кружках. Английский, французский, фортепьяно, игра на африканском барабане, йога... 

А недавно британская пресса обсуждала, что дети перегружены внеклассными занятиями. «Дети нуждаются в свободном времени — они должны иногда просто скучать», — пишет Сара Эбнер, ведущая родительского блога School Gate. Ее коллега Дженнифер Хоуци из блога Alpha Mummy проводит опрос: «Почему вы водите своего ребенка на занятия?» Лидируют два ответа: «Чтобы предложить ему больше занятий, которые могут ему понравиться» (71,4%); «Потому что это полезно для здоровья или интеллектуального, эмоционального развития» (58,9%). То есть хорошо, если нравится, но в идеале нужно, чтобы с пользой.

Но это речь идет о родителях состоятельных — тех, кто способен оплатить кружки и тренеров, чтобы дети занимались спортом, были ловкими, быстрыми и сообразительными. Их сверстники из семей менее обеспеченных, как показало недавнее исследование, с угрожающей быстротой теряют базисные моторные навыки — такие как умение быстро бегать или ловить и бросать мяч. Большую часть своего времени они проводят перед телевизором, не развиваются физически и жиреют.

150 лет назад было все то же самое. Только наоборот. «Гекльберри делал что хотел, никого не спрашиваясь. В сухую погоду он ночевал на чьем-нибудь крыльце, а если шел дождик, то в пустой бочке; ему не надо было ходить ни в школу, ни в церковь, не надо было никого слушаться: захочет — пойдет ловить рыбу или купаться когда вздумает и просидит на реке сколько вздумает; никто не запрещал ему драться; ему можно было гулять до самой поздней ночи; весной он первый выходил на улицу босиком и последний обувался осенью; ему не надо было ни умываться, ни одеваться во все чистое; и ругаться тоже он был мастер. Словом, у этого оборванца было все, что придает жизни цену. Так думали все задерганные, замученные мальчики из приличных семей».

Теперь те качества, что в изобилии присутствовали у «ловкого шпаненка» из детских книг (скорость, умение держать баланс, точность и способность к концентрации) принадлежат замученным мальчикам и девочкам из приличных семей. О чем же теперь мечтают эти дети? Видимо, о том, чтобы сидеть перед телевизором.

Комментировать Всего 7 комментариев

Интересно) Наверное всегда хочется того, чего нет. Вот я после офиса хочу отдыхать активно, например в алтайских горах или сплавляясь по рекам, а один мой одноклассник, работающий прорабом на стройке - мечтает о пляже или хотя бы диване.

Когда я был ребенком, у нас были дворы, как неформальные институты коррекционной педагогики:) Впрочем телевизора, интернета и мобильников у нас не было. То есть сам телевизор был, но смотреть там было нечего.

Я довольно большую часть детства (до 10 лет) провела в довольно экзотических местах, вроде Алтая и Монголии, или на Черном море, где жили мои бабушка с дедушкой. И когда мои родители решили, что пора уже мне "возвращаться в цивилизацию", мне было очень сложно привыкнуть к городскому образу жизни.

Теперь вот я с вышеописанным М, возращаюсь в Москву, после двух лет жизни  на Средиземном море, и, думаю, что ему тоже будет нелегко. Но "дворов нашего детства" , по-моему, уже не вернуть.

В чем была сложность привыкания к городскому образу жизни? Коммуникации? Дети значительно адаптивнее взрослых, быстро освоится.

Для меня лично - то, что вокруг не было степи, гор, или моря. Не хватало воздуха, пространства, утомляло то, что надо было пользоваться общественным транспортом, а не ходить пешком, и, конечно, количество людей вокруг.

Да, я тоже думаю, что освоится, он все же помнит Москву)))) Меня-то увезли "из цивилизации" в полугодовалом возрасте.

Интересное наблюдение. Мой ребенок я знаю точно чего хочет: сидеть в ЖЖ и чатах, рисовать и сочинять фантастические рассказы. Все.  Скорость, точность и т.д. - были посланы подальше после многолетних мучений под гнетом родителей. Телевизор был тоже послан лет 5 назад, одновременно с переездом в интернет. Способность получать удовольствие от своих работ (и даже продавать их) забивает аргументы о спорте и здоровом образе жизни напрочь! Сейчас остались только занятия, которые нравятся. Но для нее это и есть образ жизни Гека Финна, ну минус школа и экзамены, конечно.

Я все же стараюсь для сына подбирать занятия, которые будут развивать моторные навыки - хотя ирония нашей жизни состоит в том, что на все эти занятия я его вожу на машине)))) Радует, что пока еще его не интересует ни компьютер, ни интернет.Хотя все впереди,конечно.

вот, кстати,отличная статья из Times про то, что современные дети лишены даже свободного доступа к природе - http://www.thetimes.co.uk/tto/opinion/columnists/libbypurves/article2533700.ece