Газон Illumination Lawn, разбитый на крыше Линкольн-центра, представляет собой засеянное травой поле в форме гиперболического параболоида (или, проще говоря, картофельного чипса), при строительстве которого использовались технологии, не вредящие окружающей среде. Газоны в парке The Brooklyn Bridge Park, который открылся месяц назад, к 40-летию праздника День Земли, выращиваются без применения пестицидов. В последнее время каждый старается представить свою работу в «зеленом» свете, даже если речь и без того идет о зелени.

Линкольн-центр известен не только своими оперными и балетными постановками, но и тем, что его составляют довольно громоздкие, обособленные от городской среды здания. В рамках реконструкции стоимостью 1,2 миллиарда долларов, направленной на то, чтобы создать в Линкольн-центре более открытую, привлекательную для самой разнообразной публики среду, архитекторы бюро Diller Scofidio + Renfro разработали футуристический газон. Теперь посетители центра могут отдыхать на траве — по крайней мере, те из них, кто не боится высоты и способен забраться по поросшей травой лестнице на изогнутую крышу. В павильоне, крышей которому служит газон, скоро откроется новый недешевый ресторан — пока неизвестно, какой именно. Газон на крыше оказался единственной частью реконструкционного проекта, которая снискала одобрение архитектурного критика газеты Николая Урусоффа The New York Times: по его словам, «на крыше начинает казаться, что ты вот-вот улетишь в небо на зеленом ковре».

Проектируя здание с газоном, архитекторы позаботились и о рациональном использовании электроэнергии и воды. Дождевая вода не пропадает зря: она собирается в особые емкости и впоследствии используется для увлажнения газона. Часть материалов, использованных при строительстве здания, содержат в себе вторсырье или полностью из него изготовлены. Однако насколько бы «зелеными» ни были технологии, разбивка газона-чипса навредила экологии намного сильнее, чем обычного плоского газона. В какой-то мере этот проект на стыке искусства и экологии противоречит сам себе. Есть смысл в таком строительстве или это не более чем экопиар?

На другой стороне реки, в Бруклине, раскинулся новейший в этом районе парк на набережной Ист-Ривер, откуда открывается потрясающий вид на Манхэттен, Бруклинский мост и статую Свободы. Газоны парка полностью выращены без применения химикатов. Как объясняет администрация парка, их целью были нейтрализация присутствующих в почве вредных веществ и ее оздоровление. Однако решение о создании нового парка было принято не только ради оздоровления окружающей среды. Новый бруклинский парк — детище мэра Блумберга, уже то, на каком месте он расположен, придает ему особый статус. Все тот же Николай Урусофф написал в The New York Times в день его открытия: «С открытием нового парка Нью-Йорк ждут огромные перемены. Центральный парк воплотил в себе представление Фредерика Лоу Олмстеда об американской демократии накануне Гражданской войны. Сходным образом парк Бруклин Бридж, спроектированный компанией Michael Van Valkenburgh Associates, представляет собой попытку примирить между собой все лучшие и худшие особенности нашей эпохи: заботу об окружающей среде, бережное отношение к красоте города и его инфраструктуре — и непрекращающееся вторжение частных интересов в общественную сферу». Несмотря на то что экологическое значение парка Бруклин Бридж для города намного очевиднее, чем лужайки Линкольн-центра, парк тоже следует определенной моде «на экологию».

На Губернаторском острове раньше располагалась военная база, но на следующей неделе остров откроется для публики: его переоборудовали в прогулочную зону с акцентом на художественную и, естественно, экологическую тему. Ставка на экотуризм вполне очевидна: на острове есть даже ферма, где посетители могут добровольно поучаствовать, например, в высадке помидоров. Конечно, растущую тенденцию к «озеленению» всего подряд можно только приветствовать. В то же время «озеленителями» часто движет не более чем мода — не слишком надежный фундамент для построения экологически чистого будущего.