«Двоесловие/Диалог» — совместный проект группы художников и церкви: со cтороны первых выставку курировали Гор Чахал и Андрей Филиппов, а со стороны церкви — диакон Федор Котрелев. Свои работы представили Никита Алексеев, Кирилл Асс, Татьяна Баданина, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Константин Звездочетов, Владимир Куприянов, Александр Сигутин, группа «Синий суп», Андрей Филиппов и Гор Чахал.

Все представленные работы уже выставлялись, но в проекте «Двоесловие/Диалог» важна не столько художественная новизна, сколько сам факт сотрудничества между церковью и представителями актуального искусства.

На Западе даже самые эпатажные экспозиции в храмах не редкость. Но в России одна только попытка обыгрывать в своих произведениях религиозную тему часто воспринимается как оскорбление. Особенно острую реакцию вызвала выставка 2003 года «Осторожно, религия!»: группа православных из Общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества» разгромила выставку, уничтожив часть экспонатов, и суд встал на сторону погромщиков. Кураторов обвинили в разжигании религиозной вражды. Следующий громкий скандал разразился из-за выставки «Запретное искусство-2006»: ее куратора Андрея Ерофеева обвиняют в оскорблении чувств верующих, возбуждении ненависти и вражды и в унижении человеческого достоинства с использованием своего служебного положения. Дмитрий Врубель до сих пор ходит на заседания суда, где выступает на стороне защиты.

Нынешней выставкой Гор Чахал хотел показать, что диалог возможен: «Конфликт, который раздувают определенные круги нашего общества, не глобален. Это конфликт между радикальной частью искусства и радикальной частью церкви. А нормальные люди всегда могут договориться». Он считает, что в последние годы возникла тенденция возрождения религиозного искусства, и это естественно: «Видимо, постсекулярное общество исчерпало свои основания для роста. И художникам некуда деться, поскольку религия стоит в фундаменте нашей культуры, как ни открещивайся. В поисках ориентиров духовного порядка они возвращаются к истокам».

Настоятель храма Святой Татианы отец Максим признался, что пускать художников на территорию церкви ему было страшно.

«Идея была в том, чтобы научиться на этом маленьком примере спокойнее разговаривать друг с другом, в том числе с людьми, с которыми ты необязательно совпадаешь в воззрениях», — рассказывает отец Максим. Однако не всякому предложению церковь пошла бы навстречу.

К составлению экспозиции кураторы и священнослужители подошли очень аккуратно: «Все-таки не каждая работа может находиться под сводами храма», — поясняет настоятель. Не все отобранные работы прошли согласование, а некоторые художники, рассказал отец Максим, сами не решились выставляться в церкви, «возможно, опасаясь, что значительная часть их коллег не примет этого, скажет, что они конформисты».

Дмитрий Врубель принял предложение кураторов сразу же: он привык выставляться в самых разных местах.

Хотя открытие прошло спокойно, организаторы — как представители духовенства, так и художники — пока опасаются говорить, что проект состоялся. Выставка открыта, но самое важное — как ее примут зрители. Как заметил отец Максим, «мы сможем сказать, что все получилось, когда выставка закончится».