Парадная правда

В Бродильном цехе «Винзавода» развесили снимки советских парадов. Грозные танки, первомайские демонстрации и мерзнущие в ноябре дети уложились в две стены фотографий

+T -
Поделиться:

Сначала Ленин, потом Сталин — уже на Ленине, то есть на деревянном еще мавзолее, Хрущева и Брежнева почему-то нет вообще, потом все на том же мавзолее, но уже мраморном — Андропов, Черненко, Горбачев… Посетители медленно движутся вдоль кирпичных стен Бродильного цеха мимо физкультурников 20-х, мотоциклистов-пулеметчиков 36-го года, демонстрации 58-го, опять физкультурников, радостных лиц 60-х, мутных 70-х, бесконечно грустных 80-х, разбавленных только беззаботно улыбающимся Михаилом Сергеевичем.

— Гляди-гляди, — посетительница весело всматривается в шествие уже перестроечных времен, — а я ведь в детстве звездой была на какой-то такой демонстрации, меня даже по телевизору показали! Может, и я на этом снимке есть?

Вот появляется заместитель гендиректора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман. Ему предстоит официально открыть выставку, снимки для которой взяты из архивов ИТАР-ТАСС, главного фотолетописца Советского Союза. Но вместо ожидаемых приветственных слов он вспоминает, как по расстановке членов Политбюро на главной трибуне страны определяли расклад сил на советском Олимпе.

Левой, левой, левой! Все это невероятно красиво — и в очередной раз признаешься, что парады придуманы для того, чтобы восхищаться. Пусть невозможно проехать, пусть танки разбивают Ленинградку, пусть перекрывают Тверскую ночью — зато красиво! Этот же экстаз испытывали те, кто все это время парады снимал. Понимаешь, что люди, выстраивавшиеся в живой лозунг «Слава КПСС», делали это со всем энтузиазмом.

По словам руководителя «Винзавода» Софьи Троценко, выставка задумывалась, чтобы показать масштаб тогдашней жизни, масштаб страны.

Никакой обработки, лишь цветокоррекция. Обошлись без спецэффектов — только советская музыка из колонок, вот кто-то даже подпевает: «Песня плывет, эти слова о тебе, Москва». Аскетичная развеска. Ни острых подписей, ни длинных пояснений, одни авторские фамилии: Егоров, Мусаэльян, а вот Халдея даже не подписали: просто «из архива ИТАР-ТАСС».

Что же тут такого, почему я тут уже час, а никто не ушел, наоборот, гостей все больше? Странное чувство, что посетители внимательно ищут что-то на фото. Кто вспоминает себя на демонстрации, кто демонстрацию в себе, рядом активно обсуждают тему дефицита в советское время и выясняют, что в руках у физкультурниц — хулахупы или все-таки эти обручи назывались иначе. Как-то так получается, что парады и демонстрации — та ниточка, на которую у людей нанизываются воспоминания даже не о себе, а о том, как они ощущали время.

Я подслушиваю иностранных гостей, буквально прилипших к монументальным парадам 30-х. Неужели и эти не скажут? Неужели исторические ассоциации все-таки ушли в прошлое и удалось-таки просто «показать масштаб»? Но слышу рокочущее «Leni Riefenstahl…» Нет. Пока что помнят и это.

Комментировать Всего 17 комментариев

Если не смотреть прямо на них, серпасто-молоткастые обручи удивительно напоминают свастики.

Я заехала вчера - тусовки уже не было, были только фотографии. Честно - я не поняла, почему это может быть интересно. Ну парады, ну демонстрация силы, ну было, есть и будет. И что?

Могу предположить, что дело не просто в параде и демонстрации силы, а в пристальном внимании к тоталитарной составляющей отечественной истории. Некоторые этой демонстрацией силы заворожены, некоторые пытаются понять, как вся эта мобилизационная красивость рифмуется с современностью, и как эта рифма устроена.

Мощь смертоносной военной техники, факт, завораживает. Именно поэтому не стоило бы уделять ей пристальное внимание. Дабы не подпасть под власть. Тоталитарную.

Да, в эстетизации силы есть что-то сродни толкиновскому кольцу всевластья. Но всё же знание о тоталитаризме вовсе не приводит к поддержке тоталитаризма.

Знание не приводит или приводит к поддержке. Выставленные фотографии - не завораживают. В общем - такая констатация факта: были парады, на мавзолее стояли вожди.

меня все-таки заворожило, признаюсь.

А что именно? Ассоциации, возникающие при взгляде на достаточно сухие (констатирующие) снимки?

Может быть, у меня, как у прожившей в юности эпоху всяких парадов и шествий (слава Богу, что не сталинских) выработана защитная привычка лишь скользить глазом по газетным снимкам, которые должны были вызывать во мне восторг со страхом.

наверно, именно сухость и бесстрастность заворожила, вкупе с очень неприятным ассоциативным рядом. Но я и с Вами соглашусь - слишком пристальное внимание к красоте "танчиков" без ассоциаций с тем, что эти "танчики" натворили и могут еще натворить, безусловно, вредно.

На самом деле - да - простая констатация факта может быть не менее впечатляющей, чем эмоционально окрашенные образы.

В данном случае - стоит посмотреть на игрушки-"танчики" и на тех, кто в них играет.

цитата: "потом все на том же мавзолее, но уже мраморном...".  О каком мавзолее идет речь?

Первоначально мавзолей Ленина был деревянным. Сейчас он сделан из железобетона и отделан гранитом и мрамором.

Вообще, мавзолеев было три, два из них были деревянные, а самый первый был вообще без трибун.  В 1929-1930 построили мавзолей из железобетона (поэтому, честно признаюсь, в изначальном тексте было слово "железобетонный", об отделке мрамором я как-то забыла). Все три строились по проектам Щусева. В 45-м году сделали центральную трибуну, уже без Щусева.

Грустно, что находятся люди, которым приходится такое рассказывать.

Спасибо, Инна, это я знаю. Но вот где здесь мрамор?

http://www.lenin.ru/mas.htm - согласна, что облицовка выглядит гранитной, но на самом деле, как пишут на сайте, там и мрамор, и гранит, и совершенно неизвестные мне лабрадорит и порфир.

Спасибо за ссылку,  интересно. Даже если в облицовке и есть цветной мрамор, все же понятие "мраморный" by default предполагает нечто светло-серого цвета, чего здесь с очевидностью не наблюдается.

Поэтому "мраморный мавзолей" применительно к ленинскому выглядит довольно необычно. По мне, он скорее гранитный.

Вот, кстати, довольно подробная картинка (должна увеличиваться при клике)

где там мрамор - все равно непонятно