По сообщению британской газеты Times, ученые из Университета Ноттингема научились определять появление раковой опухоли на начальных этапах ее формирования. В случае с раком легкого, который нередко выявляется, когда опухоль уже имеет размер теннисного мяча и метастазировала, это дополнительные пять лет на борьбу; такие же оценки делаются для рака молочной железы. При современных методах лечения новый анализ обеспечивает практически полную победу над раком: выявив болезнь на столь ранней стадии, врач почти наверняка успеет вылечить пациента.

Идея этого метода возникла больше 20 лет назад, однако разработать тест, похоже, удалось лишь сегодня. В конце 1980-х было обнаружено, что в кровеносной системе с самого начала развития опухоли циркулируют особые молекулы. Дело в том, что на поверхности опухоли живут белки, которые встречаются только на раковых клетках. Иммунная система распознает их и изготавливает в ответ особые антитела (как, например, при вторжении микроба), которые называют аутоантителами, так как их появление провоцируется собственными клетками организма (в данном случае раковыми). Антитела «липнут» на опухоль и служат для иммунитета маячками для ответного удара. Иммунитет может сдерживать развитие опухоли, но не способен уничтожить ее. В итоге в течение нескольких лет развивается клиническая картина рака. Все это время антитела находятся в крови.

На основании исследования, в котором принимали участие более 8 тысяч человек, утверждается, что новый анализ позволяет найти эти раковые антитела в столовой ложке крови, взятой у пациента. И тут, к сожалению, начинается туман: за этим утверждением пока не стоит почти ничего. Свои результаты ученые собираются опубликовать на следующей неделе — не в рецензируемом научном журнале, а в сообщении на конференции. На сайте компании Oncimmune, которая, по словам Times, уже в начале 2011 года будет продавать этот тест в Великобритании, есть три статьи про этот метод. В этих статьях говорится, что у пациентов с диагностированным обычными методами раком уровень противораковых антител в крови высок и что тест умеет их определять.

Но ведь вся штука в том, что нужно доказать две вещи: 1) тест умеет находить эти антитела даже у людей без клинических проявлений рака; 2) если антитела найдены, рак через несколько лет действительно разовьется. Наверняка это уже сделано на животных (исследование длится 15 лет), но что именно удалось проверить на людях, пока неясно. Как ученые справились с этой проблемой, мы узнаем на днях: пресс-секретарь Oncimmune обещала мне выслать все материалы. Пока мы готовимся аплодировать им, можно почитать комментарии читателей на сайте Times: «Но это же будет очень дорого — тестировать всех подряд?» — «Нет, дороже потом лечить умирающих»; «Крупнейшее открытие со времен пенициллина»; «Боюсь, как с любым тестом, тут будет очень много ложно-положительных результатов».

Очень хочется, чтобы оказались правы оптимисты: тогда все проблемы денег и ложно-положительных результатов, при всей их сложности, будут проблемами победителей.