И вновь продолжается бой

Компьютерной игре Pac-Man исполнилось 30 лет. Пора создавать музей компьютерных игр

+T -
Поделиться:

Вечером 21 мая заставка Google превратилась в игровое поле, по которому четыре разноцветных привидения гоняли большеротого Колобка. Эта заставка просуществовала 48 часов. Так «Гугл» отметил юбилей игры Pac-Man, популярная версия которой появилась в 1980 году.

По виртуальным меркам, «пэкмен» не то что старый, он из каменного века. Примитивная графика, плоский звук, отсутствие какой-либо интриги — объяснить моей восьмилетней дочке, в чем радость гонять по лабиринту Колобка, переходя с одного уровня на другой (причем точно такой же), боюсь, не получится. Не увлекут ее и другие игрушки моего детства — Pong, Alley Cats, Xonix, Space Commander, Tapper. Иных уж нет, а те, что выжили, выглядят совсем не так, как в эпоху оперативной системы MS-DOS и 8-разрядных компьютеров Atari.

Что известно о юбиляре? Pac-Man изначально звался Puck-Man — от японского междометия paku-paku, которому в русском языке соответствует выражение «ням-ням». По легенде, персонаж, напоминающий русского Колобка, нарисовался в голове японского гейм-дизайнера Тору Иватани из компании Namco во время обеденного перерыва. Иватани заказал пиццу и, взяв один кусок, обнаружил на тарелке улыбающийся профиль. Когда игру начали продвигать в США, название пришлось изменить: американцев настораживала созвучность Puck-Man с Fuck-Man. Первый год игра существовала исключительно внутри аркадных игровых автоматов, работающих от монеток (аркадными их называли, потому что, как правило, они стояли в крытых галереях с магазинами — по-английски arcade). Но уже в 1981-м фирма Atari переработала его для PC. В каком году игра добралась до СССР — неизвестно. Однако в середине 80-х в нее уже точно играли первые советские программисты.

Откуда я это знаю? Мои родители были теми самыми первыми программистами. В те времена, когда в стране слово «компьютер» с успехом заменяла аббревиатура ЭВМ, а последним словом техники считался калькулятор «Электроника», работавший от сети, у нас дома стоял настоящий IBM 286. Рассказывать в школе, что у-меня-дома-есть-компьютер-на-котором-можно-играть, было строго-настрого запрещено: родители всерьез опасались ограбления.

Собственно, «пэкмен» был не единственной игрой, скрасившей мое детство. Еще я очень любила «Тетрис». Геометрические фигуры сыпались в «стакан», и складывать их нужно было так, чтобы не было зазоров. Выиграть у машины было невозможно: чем успешней ты справлялся с задачей, тем быстрее падали фигурки. Мама говорила, что «Тетрис» останавливал работы целых отделов. Прямо на рабочих местах проводились чемпионаты, бенефисы, мастер-классы. К примеру, была выработана техника, позволявшая набирать рекордное количество очков: фигурки нужно было складывать по стенкам. О том, что столь занимательную игру придумал соотечественник — сотрудник Вычислительного центра Академии наук Алексей Пажитнов, — многие понятия не имели. В 1986 году он на десять лет передал права на «Тетрис» калифорнийской фирме Spectrum HoloByte, а в 1991-м сам уехал в Штаты. С десяток лет проработал в Microsoft, а в 2005-м удалился на пенсию. Я связалась с Алексеем Пажитновым по скайпу. «Первой игрой, которую я попробовал, была “Посадка на Луну”, — рассказал он. — Это была текстовая игра с простым уравнением движения в основе. Вам сообщалась высота спускаемого на Луну аппарата и его скорость, а вы должны были задать тягу двигателя. Дашь слишком большую тягу — улетаешь в космос, маленькую — падаешь».

По словам Пажитнова, в 80-е годы ситуация в игровом мире складывалась так: половина игр существовала внутри аркадных машин, половина — внутри компьютеров. Первые казались временным явлением, так как автоматы стремительно старели, вторые — историей на века, поскольку компьютеры стояли по всему миру и их становилось все больше. «Но ушел DOS, — резюмирует Алексей, — и ушли десятки тысяч программ. Столько поколений компьютеров сменилось, что я даже собственные разработки по большей части растерял. 5-дюймовые дискеты, 3-дюймовые — теперь и в музеях-то не найдешь этих носителей. А игры из автоматов выжили, потому что появились программы-интерпретаторы, в точности копировавшие действия 8- и даже 4-битовых процессоров, установленных на аркадных машинах».

В индустрии компьютерных игр Пажитнов — человек-легенда. Ему удалось то, что вообще редко удается изобретателям: спасти игру от забвения и даже заработать на ней денег. Продвижением «Тетриса» на рынке начиная с середины 90-х занимается компания Blue Planet Software с головным офисом в Гонолулу. Там же, на Гавайях, существует негласный музей «Тетриса», в котором собрано более 400 версий игры. «И хотелось бы еще пиратские версии найти, — делится мечтами Алексей Пажитнов. — Например, кто-то ради фана сделал порно-тетрис: голые мужики и бабы валятся в разных позах». Впрочем, как ни удручает отсутствие столь ценного экспоната, посетить музей «Тетриса» все равно нельзя. По сути, это внутренний архив Blue Planet, и доступен он только сотрудникам компании.

Музея именно компьютерных игр ни в одной стране мира нет. «А я бы в такой музей сходил, — говорит Алексей Пажитнов, — и деньги бы большие заплатил, и поиграл бы с огромным удовольствием. Но для этого нужно, чтобы какой-то безумный энтузиаст не покладая рук искал и находил старые компьютеры, пылинки с них сдувал, чинил и при необходимости сам изготовлял комплектующие». Элементарный поиск в «Яндексе» показал, что «самоделкиных» таких пруд пруди. На запрос «старые компьютерные игры» я получила 36 миллионов ответов, на запрос «музей компьютерной техники» — 11 миллионов. И в придачу ссылку на Computer History Museum, базирующийся в самом сердце Силиконовой долины, в калифорнийском городке Маунтин-Вью. Все что угодно — старые матричные принтеры, ЭВМ размером с платяной шкаф, мониторы с лупами — и ни одной игры.

В Москве «самоделкины» тоже попадаются. «Мы вот как поступаем... — директор Музея советских игровых автоматов Александр Стаханов в сланцах на босу ногу показывает свои владения. — Ездим по городам, ищем автоматы. Комплектующие берем из старых ламповых телевизоров типа “Темп” и “Рекорд”. Были тут в городе Киреевске Тульской области — выкупили у тамошнего парка отдыха игру “Магистраль”». Музей обитает в большом ангаре с выбеленными стенами и окнами в пол (аналогичный музей в Сан-Франциско — Musee Mecanique — занимает целый дом). Вдоль стен стоят динозавры пионерского прошлого. Александр поднимает рубильник, и все они — «Морской бой», «Воздушный бой», «Сафари», «Зимняя охота» — начинают звенеть и скрежетать на разные голоса. По мнению Стаханова, в СССР большинство агрегатов были механическими (тот же «Морской бой» или «Зимняя охота», к примеру), и лишь в конце 80-х стали появляться так называемые телевизионные игровые автоматы. «Аркадные игры — это игры с сюжетом, — объясняет он. — У нас в музее, грубо говоря, таких всего две: “Снежная королева” и “Конек-горбунок”».

«Одно время к нам захаживал итальянец, фанат старых игр, — рассказывает смотритель музея Максим. — Клянчил у нас материнские платы, отвозил их к себе в Италию, потом привозил обратно и хвастался, что перенес игры к себе в компьютер». История с итальянцем надоумила музейных работников обратиться за помощью в Студию Артемия Лебедева. В результате теперь на официальном сайте музея можно зависать часами, гоняя на болиде, подрывая вражеские корабли и снося городошные фигуры. Звуки и темп игр — все, как в настоящих автоматах. Но ощущения не те. Не чувствуешь запаха резины, когда переносицей врезаешься в перископ «Морского боя», или сопротивление педали, когда «газуешь» на «Магистрали». Та же беда и с компьютерными играми. Взять хотя бы тот же Pac-Man. Да, в него можно поиграть в интернете и даже бесплатно закачать в айфон. Но ощущения не те. И чтобы их вернуть... Ну, я даже не знаю, что нужно сделать. Как минимум вернуть с помойки наш старенький IBM 286 и восстановить память размагнитившихся 5-дюймовых дискет. Тогда, может, и получится втолковать дочке, что это за счастье, когда «пэкмен» съедает все точки, ни разу не попав в зубы привидению, и переходит на новый уровень, в точности такой же, как и предыдущий.

Комментировать Всего 48 комментариев

"Музея именно компьютерных игр ни в одной стране мира нет".

Как же нет? Я знаю как минимум один - в Берлине

Эту реплику поддерживают: Андрей Муравьев

Николай, привет! Да, это музей компьютеров, но не компьютерных игр. А хотелось бы именно музей со старыми компьютерами, на которых установлены старые игры.

Ну, все тот же IBM 286 или 386, и чтобы клавиатура была с кнопками щелкающими, и дисплей с защитным экраном, и DOS-команды, и цвет такой ярко-синий. Помнишь? Как машина времени. Но история не про машину, а про начинку))) Вот было бы здорово. Все эти игры, конечно, можно установить с помощью эмулятора на компьютер, но они все равно не такие, как были раньше. Такая вот сложноустроенная ностальгия по антуражу)))

Эту реплику поддерживают: Михаил Пашин

У меня на 286 были отличные игры!

А что ещё было на 286, кроме "Пакмана" и "Тетриса"?

Моя любимая "F-19", так же был "Принц персии" и "Поле чудес"

Вспомнил, SimCity была еще и тогда очень легко игралось :)

Эту реплику поддерживают: Максим Новичков

Точно, как я мог забыть "Поле чудес"!

Товарищи, на 286-ом была самая великая игра всех времен и народов Civilization Сида Мейера.  Вот это действительно забыть нельзя!!)

Эту реплику поддерживают: Михаил Брандин

Михаил Калужский Комментарий удален

Очень своевременное замечание, товарищ!

А вот эта Civilization когда была выпущена?

Wiki говорит нам, что в 1991 году.  У нас в доме 286-ой появился наверное на пару лет позже, но имено Civilization — моё самое яркое воспоминание об играх тех лет.

"Arcanoid".

Помнится, в конце 80-х, еще работвя" молодым специалистом" в "ящике академика Берга", как-то раз в обеденный перерыв начал играть. Дошел до 30-го уровня, обед закончился. Остановиться не мог! За спиной столпился весь отдел, включая орденоносного  начальника...

От усердия сломалась ножка кресла - не отрываясь от игры, попросил придвинуть другое. Прошел все уровни! Народ рукоплескал!

Как чудесно! Вы работали с Акселем Ивановичем Бергом? Искусственный интеллект? "Арканоид" - хорошая вещь. Но мне - по возрасту, понятно, - всегда были интересны какие-то сказочные истории. А сколько всего там было уровней?

)))

Наталья, я не такой старый! )))

Просто память у меня хорошая!

А уровней там было 36 (если не ошибаюсь).

Побойтесь Бога! Another World, Wolfenstein 3D, Bomberman, Собор, Lotus, тысячи их!

Так это все какие года-то? 3D! Да я до сих пор твердо уверена, что цвет в компьютере - явление лишнее))))

Наглядная иллюстрация

Вот это я понимаю - puck-man))))) в супермаркете очень весело

Nostalgie

Даже ностальгия какая-то есть :)) Пакмэн была одной из любимейших игр на Z80 вместе с Prince of Persia еще до появления 286-х, на x86 (ПЭВМ "Искра-1030" - кто помнит такую?) ;)

ПЭВМ "Искра-1030"

Я помню! Кажется, у неё был такой специфический вариант комплектации без жёсткого диска?

Нееее, у меня хард был (не за столом будет произнесено) фельдепёрстовый - аж на 10 мегабайт ))

Круто! ) В редакции газеты, где я тогда работал, приходилось при всяком включении этой адской машины загружать её с 5-дюймового диска. Вот только я не помню наверняка, была ли это "Искра"

Э..., ребята! А еще был агрегат "ДВК-3М", тогда еще не было слова "винчестер". Там были в черно белой символьной графике игры типа "zmey"  - червяк, которым надо было есть сердечки, и его длина при этом увеличивалась.

А играли мы на нем, сидя в кунге армеского "Урала" под крылом ревушего моторами самолета дальней разведки размером с футбольное поле  - тогда я писал программы всякие хитрые, которые можно было закачать на борт самолета только  при включенных двигателях. Было весело...

У меня такой змей в телефоне Nokia 90-х годов выпуска до сих пор есть)))

ВСПОМНИЛ!

А еще была такая смешная игра под названием "Перестройка" - надо было успевать пропрыгать по исчезающим кочкам. 1988 год.

Ага, точно Я с нее начинала свое помешательство. Впрочем, на "Перестройке", наудачу, и остановилось - съедало по полдня времени, помнится.

Помогите закрыть гештальт! :)))

С молодости помню игру, которая НАВСЕГДА отвратила меня от ВСЕХ сюжетных компьютерных игр. Может быть, это был еще "синклер", может быть, уже Айбиэм, не помню точно. Там какой-то очень стилизованный мотоцикл ехал  к городу, и у него кончалась жизнь (или горючее, или еще что-то). В конце концов мотоцикл дох и появлялась очень художественная, вроде как маслом картинка: человек стоит сняв шлем возле своего мотоцикла, а на горизонте ядерный гриб. Не успел, бли-ин! Мы всей семьей плюс друзья пытались этот город спасти, НИ У КОГО НИ РАЗУ не получилось. Кто помнит: как это называлось, и можно ли сейчас это найти? 

Катерина, не помню про мотоциклиста (была еще Elastomania, но это уже 2000-е). Что касается финала, то меня всегда страшно - ну, до слез просто - расстраивал конец игры то ли "пэкмен", то ли "диггер". Короче, там, когда съедали главного героя, появлялся холмик кладбищенский с крестом. И музыка такая траурная. Ух, жалко было! 

Игру хорошо помню. Название не помню категорически (

Вот и я не помню :(    А иногда кажется: пройди я ее до конца, спаси город, и мир компьютерного досуга был бы для меня открыт. А так только "шарики" могу по экрану гонять... Оби-идно... :)

Наташа, а я знаю человека, который сделал порно-тетрис! Это наш подписчик Саша Копов - он включил эту игрушку-пародию на "Тетрис" в собственную компьютерную игру "Гэг: отвязное приключение", которая была довольна популярна в 90-х.  А теперь Саша колонки мне в блог "Здоровье и молодость" пишет, во как

Кстати, у него крутая была эта игрушка - очень остроумная. 

Эту реплику поддерживают: Андрей Муравьев

Спасибо! Когда-нибудь придет время и напишу, как мы делали ГЭГ. Забавная история. Началась с того, что я был просто продюсером и пригласил в авторы сценария Ваню Охлобыстина. Он написал, кстати, очень неплохую историю, но наш инвестор не одобрил. Сказал, что как сценарий для кино хорошо, а для игры не катит... Тогда я сказал, что даже и не знаю кого пригласить. А он мне в ответ: тогда не мучай мне мозг, сядь и сам придумай. Чего мне оставалось? Сел и придумал. А потом полтора года свои придумки расхлёбывал :)

Эту реплику поддерживают: Анна Карабаш

Кстати, Михаил Калужский, история создания "Гэга" - в самом деле захватывающая, хорошо отражает авантюрные и еще немного кооперативные 90-е

Саша, а расскажите нам, для блога "ХХ век", как вы делали ГЭГ ?

Михаил, попробую! Правда, никогда еще не выступал в жанре мемуаров. Давайте, покумекаю и вышлю Вам на следующей неделе.

Порно-тетрис)))

Алексей Леонидович Пажитнов будет счастлив!

Как и всякий человек с чувством юмора, надеюсь.

Наталья Аредова Комментарий удален

А мне очень нравились Tapper

Digger

 и Bad Street Brawler!!!

Эту реплику поддерживают: Михаил Калужский, Максим Новичков

Сбегал с уроков географии в школе домой играть в Цивилизацию первую, Диггер и Перестройка ещё доставляли много радости, принц и позже Прехисторик .... А вообще жутко ностальжи тема. Хотя сам колобок не нравился практически ни в одной модификации)