Более 500 человек собрались на Ground Zero, чтобы выразить протест против строительства мусульманского центра, который по идее должен включать в себя наряду с мечетью театр, бассейн, кулинарную школу и много чего еще. Демонстрация была организована группой Stop Islamization of America (SIOA) в ответ на одобрение советом округа Южный Манхэттен строительства центра. 25 мая совет принял это решение 29 голосами «за» (и при всего одном голосе «против»).

Мэрия города и лично мэр Блумберг активно поддержали идею, в результате проект мечети стал восприниматься как символ проводимой администрацией Нью-Йорка политики толерантности и либерализма. Реакция другой части общества довольно предсказуема: лидер движения «Чаепитие» Марк Уильямс (Mark Williams) немедленно заявил, что это строительство недопустимо, потому что мусульмане поклоняются «обезьяньему богу». Одновременно против мечети высказываются родственники погибших во время теракта 11 сентября, однако поднявшийся вокруг проекта шум в прессе и интернете почти заглушил их голоса.

Практически половина протестующих, собравшихся в Нью-Йорке в воскресенье, оказались выходцами из России. Подстрекаемые местной русскоязычной прессой и телеканалом Fox News, сотни русских иммигрантов собрались на углу — пророческое совпадение — Church и Liberty Street. На картонке, которую держали двое бывших инженеров из Киева, было написано «Проснись, Америка». Огромный израильский флаг гордо реял над толпой среди десятка американских. Оказалось, что израильским флагом размахивал тоже выходец из России. Он объяснил, что у русских особое отношение к терроризму:

«Построить мечеть рядом с Ground Zero — все равно что поставить памятник Гитлеру в Освенциме», — уверен он.

Ключевой момент митинга наступил, когда христианин из Египта давал интервью каналу «Аль-Джазира». Он говорил репортеру по-арабски, что мечеть собираются строить люди, которые считают американцев идиотами. Американка, понимающая по-арабски, но, как выяснилось, не очень хорошо, решила, что египтянин назвал идиотами американцев, и попыталась заехать ему флагом по лицу. Казалось, что сейчас начнется всеобщая потасовка: люди кинулись к месту конфликта, полиция старалась увести египтянина подальше от разъяренной толпы, многие вообще не поняли, что произошло, но активно комментировали. Один пенсионер объяснил мне, почему он был готов принять участие в расправе.

Организаторы и многие участники протестовали против строительства «мегамечети», считая это частью процесса «исламизации Америки». Бизнесмен Анатолий Гуральник, державший большую надпись Islam Kills, объяснил, что он подразумевает под «исламизацией». Рядом с ним стояла его жена Людмила с табличкой Barack Ackbar!

Один за другим протестующие говорили, что строительство мусульманского центра в паре кварталов от Ground Zero будет оскорблением памяти погибших и их семей. Многие из присутствующих потеряли близких 11 сентября. На фоне происходящего фарса их слова звучали особенно душераздирающе.

Но протест вроде этого тоже оскорбляет память погибших. Как сказал Билл Дойл, лидер одного из объединений семей, пострадавших от теракта, в интервью газете The New York Times: «Мы считаем, что площадка, где стояли башни, должна стать местом поминовения, где царила бы тишина. А теперь там начнутся непрерывные митинги и демонстрации».

После устроенного в воскресенье спектакля трудно воспринимать будущий мусульманский центр рядом с Ground Zero как место, призванное «улучшить взаимоотношения между мусульманским и западным миром», как на том настаивает затеявший строительство имам Фейзаль Абдул Рауф. На демонстрации ни его, ни его сторонников видно не было. Было бы интересно узнать, что они думают об этом представлении, которое закончилось песнями и плясками.

Но похоже, что история в любом случае закончится ничем. Площадку по адресу Парк-Плейс, 45, где предлагается построить центр, пока что занимает здание, которое в настоящий момент изучает комиссия по охране памятников архитектуры. И если она примет решение, что здание заслуживает внесения в охранные списки — а это может произойти уже в июле, — планы серьезной его реконструкции автоматически потеряют силу.